«КУРС ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО 1 – 4 КУРСОВ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

«КУРС ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО 1 – 4 КУРСОВ»

Стенцова О.А. 1, Шевякова М.С. 1
1Барабинский филиал Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обоснование курса

Главная цель пользователя – найти нужную, достоверную, актуальную информацию для выполнения определенных запросов. Основным принципом пользования библиотекой остается свобода выбора информации. Чтобы эффективно ею пользоваться, требуется умение и навыки поиска, выбора, восприятия, оценки информации. Формирование этих знаний и умений является одной из задач библиотек.

Основная цель курса «Основы информационной культуры студента»:

Формирование у молодежи информационного мировоззрения, овладение умениями и навыками информационного самообслуживания в целях своей учебной и будущей профессиональной деятельности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Помочь студентам овладеть библиотечно-библиографическими знаниями, необходимыми для учебной работы.

3. Развивать навыки пользования традиционным справочно-поисковым аппаратом библиотеки (фонд справочных изданий, каталоги, картотеки).

4. Показать возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности (электронный каталог, интернет, базы данных).

5. Помочь овладеть методикой написания и оформления рефератов, докладов курсовых и дипломных работ.

Целевая аудитория: студенты 1 – 4 курсов

Методы и этапы реализации курса:

1. Исследование «Уровень информационной грамотности студентов» (опрос, анкетирование).

2. Проведение курса-практикума по формированию информационной культуры для студентов.

3. Организация цикла мероприятий для небольших групп пользователей (на добровольной основе).

4. Консультации по основам информационной культуры для молодежи.

5. Издательская деятельность (справочные пособия, листовки, памятки, и др.)

Содержание курса «Основы информационной культуры молодежи»:

1. Информационные ресурсы общества и информационная культура.

2. Основные типы информационно- поисковых задач и алгоритмы их решений.

3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации.

4. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной и познавательной работы студентов.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы молодые люди смогут:

более подробно познакомиться с библиотекой и ее услугами;

научатся стратегии и алгоритму информационного поиска;

научатся анализировать источники;

осуществлять аналитико-синтетическую переработку документов;

получат навыки работы с электронными носителями информации;

научатся использовать полученную информацию.

Критерии и механизмы отслеживания:

Уровень сформированности информационной культуры у молодежи включает:

интерес к изучению справочно-библиографического аппарата;

заинтересованность к поисковой работе по электронным базам данных;

интерес к книге, как к источнику информации;

интерес к библиотеке;

интерес к сайту библиотеки.

Уровень библиотечно-библиографический знаний (итоговый опрос).

Уровень информационно-поисковых умений (через практические занятия).

Содержание

разделов библиотечных уроков

Курс

Урока

Тема библиотечного урока

Цель

Содержание

Форма проведения

1

1

Информационная культура общества и информационные ресурсы

Сформировать у студентов представление о месте и роли и информации в жизни человека

Содержание:

1. Раскрыть сущность понятия «информационная культура личности» и общества.

2. Дать представление об информационных ресурсах, их видах и назначении.

3. Раскрыть принципы построения Государственной системы научно-технической информации Российской Федерации.

4. Представить Интернет как глобальную компьютерную сеть и новую среду для поиска.

Вступительный урок с показом презентаций и «Путешествие по Интернету». Подготовка памятки.

 

2

«Книга – основной источник информации»

Возродить у студентов интерес к книге, как источнику знаний, грамотности и культуры. Познакомить с новыми видами книг (электронными и аудиокнигами).

Содержание:

1. Первые печатные книги.

2. Первые создатели книг.

3. Виды книг.

4. Аудиокниги и электронные книги.

Беседа форме «Вопрос-ответ» с показом презентации

 

3

«Технология подготовки конспектов, докладов»

Овладение технологией подготовки конспектов и докладов и активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Содержание:

1. Конспекты. Технология подготовки.

2. Доклады. Технология подготовки.

Урок-объяснение. Урок-практикум.

2

1

«Библиотека как информационно-поисковая система»

Цель:

Формирование навыков информационного самообслуживания студентов в условиях учебной библиотеки.

6. Информационно-библиотечные услуги, предоставляемые современными библиотеками

Содержание:

1. Библиотеки как источники информации.

2. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

3. Электронные библиотеки.

4. Электронные каталоги.

5. Сводные корпоративные библиотечно-информационные системы

Библиопутешествие по библиотекам. Практическая часть (поиск по каталогам и в Интернете).

 

2

«Интернет: поисковые системы и сервисы»

Формирование навыков информационного самообслуживания студентов в условиях Интернета.

Содержание:

1. Информационно – поисковые системы Интернета.

2. Поиск информации.

3. Технология разыскания информации.

4. Электронная почта.

5. Прямое общение пользователей.

Компьютерный урок-практикум.

 

3

«Технология подготовки курсовых работ»

Овладение технологией подготовки курсовых работ, активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Содержание:

1. Курсовая работа. Технология подготовки.

Урок-объяснение. Практическая работа.

3

1

«Адресный, фактографический, тематический поиски и алгоритм его выполнения»

Отработка алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности.

1. Адресный запрос как проявление информационной потребности в конкретном документе. Алфавитный каталог. Интернет.

2. Фактографические запросы. Применение результатов запроса в учебной деятельности студентов. Интернет.

3. Тематический запрос как проявление потребности в документах по определенной теме. Алгоритм тематического поиска в информационных изданиях и библиографических указателях; в систематическом и предметном каталогах; в Интернете. Применение результатов в учебной деятельности студентов.

Урок-объяснение.

Урок-практикум.

 

2

«Аналитическая переработка источников

информации»

Обучение студентов работе с текстами учебных документов. (аннотирование, реферирование, составление обзоров).

1. Текст как источник информации. Структура текста.

2. Учебная литература как объект аналитической переработки.

3. Библиографическое описание и библиографические ссылки.

4. Аннотации, рефераты, курсовые и дипломные работы

Урок-объяснение.

Урок-практикум.

 

3

«Технология подготовки дипломных работ»

Овладение технологией подготовки дипломной работы и активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов.

1.Технология подготовки дипломной работы

Урок-объяснение.

Урок-практикум

Просмотров работы: 2131