Для повышения информированности пациентов с артериальной гипертонией и активного вовлечения их в лечебно-диагностический процесс необходимы современные технологии, такие как Школы для больных.
Цель исследования. Анализ группы пациентов, обучающихся в Школе для больных артериальной гипертензией.
Материалы и методы. Анализировали результаты обследования пожилых слушателей Школы перед началом занятий, структуру болезней, осведомленность пациентов о своем заболевании и о факторах риска развития гипертонической болезни, до и после обучения.
Результаты. Распределение тяжести артериальной гипертонии в группе - первая степень — 9,6%; вторая степень — 86,3%; третья степень — 4,1%. Длительность заболевания 14,3±4,2 лет. При анкетировании пациентов установлено, что практически у всех (89,1%) мотивация к посещению Школы - желание улучшить эффективность гипотензивной терапии. В начале обучения знали цифры нормального артериального давления только 19,1% больных. Ежедневно самостоятельно контролировали артериальное давление 29,7% респондентов. Регулярно применяли гипотензивные препараты лишь 29,1% пациентов. Коррекция артериального давления отмечена у 17,4% слушателей. Представления о модифицированных факторах риска отмечались только у 11,2% больных. Общий уровень информированности больных составил 33,1%.
По результатам анкетирования установлено, что после окончания обучения уровень общей осведомленности пациентов повысился до 94,4%, приверженность к лечению - до 81,3%. Через 6 месяцев после обучения уровень общей осведомленности пациентов составлял 44,5%, приверженность к лечению - 41,3%.
Таким образом, обучение пациентов в Школе больных артериальной гипертонией без подкрепления полученной информации в динамике малоэффективно.