ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРИЯ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРИЯ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Скиданенко О.А. 1
1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" Старооскольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Information competenceof younger schoolboys: THEORY ANDBASICS OF. Skidanenko Oksana A. "Belgorod State National Research University "(SRI BSU) Stary Oskol, Russia

Российское образование в настоящее время выходит на новый уровень развития, что подтверждено усиленным вниманием со стороны государства и правительства важными стратегиями его совершенствования на основе международных подходов и стандартов. С этой точки зрения рассматриваетсяиМиссия школы. Она определена как необходимость воспитания гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

На основании приказа Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года на территории России введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Таким образом, задача школы сформировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности, то есть современные ключевые компетенции у обучающихся. [7]

Базой, основой для формирования ключевых компетенций, безусловно, является образование, полученное в начальной школе. А его качество, в настоящее время во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, навыков и умений, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Доминантным, следовательно, для процесса обучения младших школьников становится формирование набора необходимых компетенций. Исследования феномена компетенций в настоящее время приобретают особую актуальность не только для теоретиков, но и для практиков. Наш анализ показывает, что имеется множество определений данного феномена, но в целом, можно заключить, что под компетенциями понимают совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и, иметь практический опыт работы.

Отметит, что А.В. Хуторской выделил семь основных ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования. Для нашего исследования особый интерес представляет информационная компетенция, которая, на наш взгляд является одной из важнейших ключевых компетенций младших школьников, так как позволяет достичь успешности в современном обществе на основе продуктивной организации информационного образования и повышения информационной культуры личности. [8]

Не вызывает сомнения, что выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания. Однако, в настоящее время имеются значимые противоречия не позволяющие эффективно организовать процесс формирования информационной компетенции младших школьников.

К ним следует отнести следующие:

-между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью;

-между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения. Таким образом, целесообразно говорить о проблеме недостаточной разработанности необходимых педагогических условий для успешного формирования и применения информационной компетенции младших школьников.

Объектом исследования выступают базовые понятия процесса формирования информационной компетенции. Предметом исследования: информационная компетенция младших школьников.

Следует, прежде всего, рассмотреть два понятия «информационная компетенция» и «информационная компетентность», установив сходство и различия.

Информационные компетенции, по мнению Бурмакиной В. Ф, этонавыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. [1] Информационная компетентность, как определяет Зимняя И.А., характеризуется как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде. [3]

Под информационной компетентностью мы понимаем способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Информационная компетентность включает в себя: способность к самостоятельному поиску и обработке информации; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий; готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий. [3]

Анализ различных источников информации позволил нам обнаружить, что исследователи этой проблемы используются следующие термины: «информационная компетентность/компетенция», «информационная грамотность» и «информационная культура». Понятие «компетентность» появилось в 60-70 гг. в западной литературе, а в конце 1980-х гг. и в отечественной. В 70 – 80 гг. ХХ в. [1]

Формирование информационного общества и интеграция российской системы образования поставили перед отечественной педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европейском союзе системой педагогических понятий. Применительно к использованию новых информационных технологий в образовании одним из основных является термин «информационная компетенция», который имеет различные трактовки. Составляющими понятия «информационная компетенция» выступают понятия «информация» и «компетенция». [4]

На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия «информационная компетенция» является определение, данное О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств». [2]

А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств. [5] Тришина С.В. дает определение информационной компетенции как «интегративного качества личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности». [6]

На наш взгляд общим для этих определений является следующее: неразрывная связь информационной компетенции со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами информационных технологий.

Многообразие определений термина «информационная компетенция» свидетельствует о множестве мнений в данной области исследований. Дальнейшее исследование категории «информационная компетенция» важно для разработки методики развития информационной компетентности младших школьников.

Список использованной литературы.

1. Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. [Текст] / В.Ф.Бурмакина, М.Зелман, И.Н.Фалина// Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007.

2. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст] Автореф. дис. ...канд. пед. наук. / О.Б. Зайцева// - Брянск, 2002.

3. Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. [Текст] / И.А.Зимняя// – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.

4. Переломова Н.А. «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. [Текст] / Н.А.Пернеломова // Интернет-журнал "Эйдос".

5. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. [Текст] / А.Л.Семенова// М., 2000. – С.32.

6. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Текст] / С.В.Тришина// Интернет-журнал "Эйдос". – 2005

7. ФГОС НОО

8. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» [Текст] / А.В. Хуторской// Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

Просмотров работы: 3419