Понятие «копинга» объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, используемые человеком для преодоления сложных жизненных ситуаций, включая и обыденную. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Защитные поведенческие реакции и психологические механизмы - автоматизмы, которые включаются в ситуации стресса, психотравмы, конфликта, фрустрации помимо воли и сознания человека. Согласно представленной модели для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта.
Целью исследования стало определение доминирующих копинг - стратегий личности у лиц пожилого возраста.
Материалы и методы исследования: обследовано 22 человека в Курском доме-интернате ветеранов войны и труда пожилого возраста (средний возраст - 65,6±0,7 года). Использовалась методика Дж. Амирхана на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс, он разработал «Индикатор копинг-стратегий», где выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990), которая адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995). Результаты исследования обработаны с помощью параметрических статистических методов, о достоверности различий между группами судили по критерию Стьюдента, они признавались значимыми при p<0,05.
Результаты и их обсуждение. В группе пациентов пожилого возраста преобладал средний уровень стратегии поиска социальной поддержки- 64% (24,5±0,7 баллов, p<0,05) - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Стратегия избегания - стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем, ее показатель в данной группе был низким у 72% респондентов (18,8±0,5 баллов, p<0,05).
Таким образом, у лиц пожилого возраста выявлен средний уровень выраженности двух стратегий разрешения проблем и социальной поддержки, однако частая встречаемость низкой выраженности стратегии избегания свидетельствует о негативных последствиях при столкновении с проблемной ситуацией.