ЭТНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ КАНАДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАНАДСКИХ СМИ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭТНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ КАНАДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАНАДСКИХ СМИ)

Чикальдина В.С. 1
1Амурский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Канада является одной из самых многонациональных стран в мире. Каждый год сюда въезжает от 240 000 до 270 000 иммигрантов. Сложный и многообразный этнокультурный состав Канады требует соответствующих регуляторных механизмов, которые реализуется правительством страны в рамках политики мультикультурализма, действующей с 1970-х гг. Оценить успехи и идентифицировать проблемные зоны такой политики сегодня в определенной мере позволяет мониторинг публикаций в канадских СМИ. Именно СМИ задают рамки общественно-политическому дискурсу, приобретающему особую интенсивность в XXI веке – веке информационных технологий. Выделив наиболее резонансные и дискуссионные темы, связанные с этнической проблематикой, в публикациях канадских электронных СМИ, мы приблизимся к пониманию характера современного этносоциального и этнополитического климата в Канаде.

Таким образом, цель нашего исследования – изучить этническую проблематику в общественно-политическом дискурсе Канады, базируясь на материалах канадских СМИ.

Хронологические рамки исследования охватывают 2013 г. – январь 2014 г., что позволяет отразить самые актуальные вопросы, связанные с текущим этнополитическим развитием Канады. В качестве источников был использован ряд статей и новостных заметок на английском языке, опубликованных в течение указанного времени в электронных версиях ведущих канадских СМИ: сайте CBC – крупнейшей в стране телерадиовещательной компании (Canadian Broadcasting Company), электронных порталах газет The Globe and Mail, National Post и журнала Canadian Business.

Проанализировав ряд публикаций за 2013 г. – начало 2014 г., можно сразу отметить, что наиболее обсуждаемым по-прежнему остаётся иммиграционный вопрос. В обсуждениях выделяется два направления: первое касается непосредственных изменений в регуляторных механизмах миграционного процесса, второе – фундаментальных подходов к этническому развитию страны как к таковому.

В рамках первого направления широко обсуждалась иммиграционная реформа весны-лета 2013 г. В частности, она переформатировала ряд критериев к потенциальным кандидатам на иммиграцию в Канаду. Если раньше акцент ставился на привлечение из зарубежных стран профессионалов с опытом работы, то по новым правилам наиболее высокие шансы на попадание в квоту – у молодых специалистов, имеющих опыт обучения или работы в Канаде1. Для реализации данной задачи максимальное количество заявок по программе «Опыт в Канаде» (Canadian Experience Class) было существительно увеличено, как и расширены полномочия провинциальных властей по привлечению иммигрантов (Provincial Nominee Program)2. В то же время, традиционная федеральная программа по привлечению специалистов (Federal Worker Class) была в значительной степени ограничена в своих возможностях, а время обработки заявлений по данному направлению возросло. Также для стимулирования благоприятного инвестиционного климата канадское правительство, следуя американскому примеру, с апреля 2013 г. разработало льготную иммиграционную программу для предпринимателей: так, до 2750 желающих ежегодно смогут получить в Канаде вид на жительство, если их бизнес-проект (start-up) будет предварительно одобрен канадскими венчурными фондами3.

Новую иммиграционную реформу правительства Стивена Харпера в прессе расценивают неоднозначно. В частности, объектом критики служат статистические данные, на которые ссылаются федеральные власти, мотивируя произведенные ими изменения: речь идёт об отчёте Института Фрейзера. В документе исследователи института резюмировали, что иммигрировавшие после 1986 г. лица менее успешно интегрировались в новый социум и в меньшей степени улучшили своё материальное положение, чем их предшественники4. В отчёте также утверждалось, что большое количество иммигрантов в стране (особенно в рамках программы «Воссоединения семей») слишком дорого обходится налогоплательщикам – фискальная нагрузка на канадский бюджет была оценена в 20 млрд. долларов ежегодно5. Тем не менее, в СМИ отчёт Института Фрейзера был воспринят довольно скептически: оппоненты обвиняют исследователей в ангажированности и неполноте представленной информации. Так, одним из контраргументов служит тот же отчёт Института, но за 2011 г.: тогда стоимость ежегодной поддержки иммигрантов эксперты оценили в 2 млрд. долларов6, учитывая что иммиграционный приток в Канаду с 2006 г. достаточно стабилен.

Реформа иммиграционной политики проходила не безболезненно: в канадских масс-медиа, равно как и в мировых СМИ, широко обсуждался «визовый коллапс» лета 2013 г., возникший в отделах Министерства иммиграции и гражданства Канады, а также в ряде канадских посольств. В условиях сложной бюрократической процедуры и перехода на новые правила работы, количество заявок потенциальных иммигрантов и просителей виз достигло беспрецедентных масштабов – 350 0007. Многие службы были вынуждены приостановить свою работу, некоторые сотрудники устроили забастовку. В итоге скорость обработки заявлений упала на 30%8.

Чтобы облегчить течение реформы, новым министром гражданства и иммиграции правительство назначило Криса Александра. В связи с этим возникли новые темы для обсуждения: так, появилось много публикаций, резюмирующих итоги пребывания на посту предыдущего министра – Джейсона Кинни, влиятельного члена правящей Консервативной партии и одного из самых близких сторонников премьер-министра Стивена Харпера. В общественно-политическом дискурсе не наблюдается единства оценок деятельности Кинни. Тем не менее, чаще всего в отношении экс-министра встречаются либо нейтрально выдержанные публикации, либо критика. Одной из самых обсуждаемых тем в этой связи стала вскрывшаяся осенью 2013 г. информация о том, что Министерство иммиграции и гражданства по указу Кинни потратило около 750 000 канадских долларов на мониторинг этнических СМИ9. Здесь стоит отметить, что в Канаде различные этнические сообщества, как правило, имеют собственные масс-медиа, рассчитанные на определенную аудиторию. Прошедшая информация ещё больше укрепила репутацию Кинни как «добытчика голосов этнических меньшинств для консерваторов» – сомнительное достижение в глазах обычных канадцев.

С Крисом Александром, наоборот, связывают большие надежды. В СМИ появилось множество аналитических статей и биографических заметок, посвященных жизни и профессиональной деятельности нового министра10. Особо отмечается многолетний опыт работы Александра в дипломатических представительствах (в частности, в России и Афганистане, в представительствах ООН). Журналисты делают прогнозы и даже пишут рекомендации новому министру иммиграции и гражданства11. Перспективный политик и опытный дипломат, вошедший в лист «40 лидеров Канады младше 40 лет» в 2006 г., Крис Александр, безусловно, привнесёт что-то новое в работу министерства, хотя и продолжит курс С. Харпера.

Второе направление для обсуждений иммиграции образуют публикации иного рода. В них основное внимание уделяется фундаментальным вопросам этнического развития страны. Здесь выдвигаются новые идеи: например, в последнее время звучит всё больше предложений отменить категорию «видимых меньшинств» - в Канаде под таковыми подразумевают представителей этнокультурных групп, отличных от европеоидов по фенотипическим признакам. Сторонники отмены считают, что эта категория превращается в анахронизм, ведь доля «цветного» населения в Канаде к 2031 г. превысит 25%, да и в целом данный термин нельзя считать полностью нейтральным по коннотации12.

Конечно, традиционно в центре внимания находится тема официально утвержденной с 1971 г. политики мультикультурализма в Канаде. Споры разгораются не столько вокруг ценности самой доктрины мультикультурализма, сколько вокруг её состоятельности в современных канадских условиях. Порой даются смелые и в какой-то степени даже радикальные оценки этнической политике правительства С. Харпера: так, некоторые авторы считают, что находящиеся сегодня у власти консерваторы уничтожают «завещанный» П. Трюдо мультикультурализм, продвигая в массы собственную трактовку канадской национальной идентичности13. Для неё даже появилось специальное название – «роялизация» (от англ. Royal – королевский) или «монархизация», и строится она на 4-х элементах: очень тесной исторической связи с Великобританией (в отличие от южных соседей – американцев), особой роли квебекцев (франкоканадцев), независимости Канады как государства и символической роли Первых наций (индейцев и инуитов)14. И только на базе этих элементов возникает концепт канадской нации как нации мигрантов, созданной представителями разных культур на базе общих ценностей: законопослушности, отрицания насилия, политической изобретательности15. Безусловно, что данная точка зрения представляет интерес и имеет своих сторонников, но хочется подчеркнуть: она достаточно радикальна и исходит из франкоканадских кругов.

Рассмотрев наиболее масштабный сегмент этнополитических дискуссий в Канаде, перейдём и к другим темам. По-прежнему «нарушителем спокойствия» является провинция Квебек, а именно находящаяся там у власти с 2012 г. сепаратистская Квебекская партия. В прошлом 2013 году правительство премьер-министра провинции Полин Маруа отметилось рядом громких законопроектов. Особенно обсуждались во всей Канаде предложения Квебекской партии внести в Билль-101 155 поправок, серьёзно бы ужесточивших языковое законодательство Квебека в пользу французского языка16. Ещё больший общественный резонанс получил проект Квебекской хартии ценностей, согласно которой публичное ношение некоторых религиозных символов и головных уборов на работе будет запрещено17. Хартия вызвала шквал критики. Противники усматривают в ней все признаки религиозной и культурной дискриминации. Тема проекта Квебекской хартии ценностей и сейчас остаётся одной из самых злободневных в Канаде – уже начинаются первые публичные слушания и проверки законопроекта в легислатурах18 на предмет соответствия Канадской хартии прав и свобод, неотъемлемой части Конституции страны (которую, напомним, Квебек до сих пор не подписал.). Видеозапись одного из таких публичных слушаний набрала 300 000 просмотров за сутки на видеохостинге YouTube19. Тут нельзя забывать, что квебекский вопрос всегда стоял в Канаде остро, а с победой на выборах сепаратистской партии повышение градуса общественной дискуссии было ожидаемо. Многие исследователи считают, что Квебекская партия сознательно пользуется «этнической проблемой» как политическим капиталом, искусственно стимулируя сепаратистские настроения за счёт провокационных законопроектов – т.е. делает всё, чтобы удержаться у власти в условиях «правительства меньшинства». В любом случае, пока существует квебекский фактор, он всегда будет влиять на общественно-политический дискурс в Канаде. Степень его влияния и мощи будет зависеть лишь от конъюнктуры.

Другой резонансной этнической темой сегодня является недавний «случай в Йоркском университете»20. В одноимённом учебном заведении, один из студентов онлайн-курса попросил преподавателя освободить его от выполнения группового задания в реальной аудитории. В своей просьбе студент сослался на религиозные причины, заявив, что его вероисповедание запрещает ему находиться в публичном месте с лицами противоположного пола. Преподаватель отказал, однако руководство университета пересмотрело решение в пользу студента. «Случай в Йорке» до сих пор широко обсуждается в канадских СМИ21. Оценки даются диаметрально противоположные: от выступлений в защиту религиозной свободы студента до её отрицания, мотивированного светским характером учебного заведения. Конкретно данный случай нельзя считать перманентным фактором – это, скорее, «медийный взрыв», который вскоре сойдёт на нет. Однако столь высокий интерес к ситуациям подобного рода показывает бурное развитие этнополитической сферы в Канаде, востребованность «этнической темы» в обществе.

Примечательно, что один из самых ярких ньюсмейкеров конца 2012 г. – неожиданно возникшее индейское общественное движение «Idle No More» («Не сидящие больше без дела») – в 2013 г. не проявило такой активности. Движение по-прежнему отстаивает земельные права жителей индейских резерваций и категорически протестует против освоения северных месторождений крупными добывающими компаниями, по-прежнему является политической силой, с которой правительству С. Харпера приходится считаться – но представители «Idle No More» пока не настолько активны, чтобы перманентно присутствовать в медиа-пространстве, хотя все предпосылки к этому уже появились.

Таким образом, рассмотрев наиболее дискуссионные темы, связанные с этнической проблематикой в Канаде, мы можем сделать вывод: общественно-политический дискурс обнаруживает достаточно высокий градус напряженности. Обсуждение вопросов, связанных с этническим развитием, не переходит критических отметок и удерживается в рамках, но в 2013 г. оно явно интенсифицировалось. В новом 2014 г. можно ожидать, что количество подобных информационных поводов и нарастающих вокруг них дискуссий только увеличится. По мнению автора, этническая проблематика в Канаде продолжит играть одну из ведущих роль в публичном дискурсе и дальше – и будет продиктовано это не столько стремлением найти новую парадигму, сколько политической борьбой. В 2015 г. состоятся новые федеральные выборы в Парламент, обещающие стать более напряженными и неопределенными по сравнению с прошлыми годами. Повлияет на результат выборов и ожидающееся активное голосование «этнических меньшинств», численность которых существенно возросла. Поэтому вряд ли вызовет сомнения тот факт, что вопросы этнического развития Канады и дальше будут ускоренно выводиться в политическую плоскость.

1 Melanson T. Infographic: Who will benefit from Canada’s new immigration rules? [Электронный ресурс] // Canadian Business : офиц.сайт. – 2013. – Режим доступа : http://www.canadianbusiness.com/economy/infographic-who-will-benefit-from-canadas-new-immigration-rules/– 10.10.13.

2 ‘Young people like these can be model immigrants’: Kenney wants more foreign students to make Canada their home [Электронный ресурс] // National Post : офиц.сайт. – 2013. – Режим доступа : http://news.nationalpost.com/2012/11/09/jason-kenney-international-students-permanent-residents/– 10.10.13.

3 Melanson T. Infographic: Who will benefit from Canada’s new immigration rules?

4 Immigrants a 'fiscal burden,' Fraser Institute report suggests [Электронный ресурс] // CBC: офиц.сайт. – 2013. – Режим доступа : http://www.cbc.ca/news/canada/british-columbia/immigrants-a-fiscal-burden-fraser-institute-report-suggests-1.1366906– 10.10.13.

5 Ibid.

6 Ibid.

7 Citizenship application process blamed for growing wait list [Электронный ресурс] // CBC: офиц.сайт. – 2013. – Режим доступа : http://www.cbc.ca/news/canada/ottawa/citizenship-application-process-blamed-for-growing-wait-list-1.1351005– 10.10.13

8 Ibid.

9 Issues raised by ethnic press essential reading for Kenney [Электронный ресурс] // CBC: офиц.сайт. – 2013. – Режим доступа : http://www.cbc.ca/news/politics/issues-raised-by-ethnic-press-essential-reading-for-kenney-1.1218404– 10.10.13

10 Three ways Chris Alexander can fix the immigration file [Электронный ресурс] // The Globe and The Mail : офиц.сайт. – 2013. – Режим доступа : http://www.theglobeandmail.com/globe-debate/three-ways-chris-alexander-can-fix-the-immigration-file/article13338555/– 10.10.13.

11 Ibid.

12 Wooley F. ‘Visible minority:’ A misleading concept that ought to be retired [Электронный ресурс] // The Globe and The Mail : офиц.сайт. – 2013. – Режим доступа : http://www.theglobeandmail.com/globe-debate/visible-minority-a-misleading-concept-that-ought-to-be-retired/article12445364/– 10.10.13.

13 Létourneau J. Multiculturalism died, and Harper replaced it with "royalization" [Электронный ресурс] // The Globe and The Mail : офиц.сайт. – 2013. – Режим доступа http://www.theglobeandmail.com/globe-debate/reconstructing-the-canadian-identity/article12892670/– 10.10.13.

14 Ibid.

15 Ibid.

16 Quebec’s War on English: Language Politics Intensify in Canadian Province [Электронный ресурс] // Time : Canada: офиц.сайт. – 2013. – Режим доступа : http://world.time.com/2013/04/08/quebecs-war-on-english-language-politics-intensify-in-canadian-province/– 10.10.13.

17 When rights collide, in Quebec and at York [Электронный ресурс] // The Globe and The Mail : офиц.сайт. – 2014. – Режим доступа : http://www.theglobeandmail.com/globe-debate/editorials/when-rights-collide-in-quebec-and-at-york/article16339650/– 10.01.14.

18 Ibid.

19 Quebec couple’s musings on ‘unthinkable’ Muslim ‘disguises’ at charter hearing gets 300,000 views online [Электронный ресурс] // National Post: офиц.сайт. – 2014. – Режим доступа : http://world.time.com/2013/04/08/quebecs-war-on-english-language-politics-intensify-in-canadian-province/– 20.01.14.

20 When rights collide, in Quebec and at York

21 Ibid.

Просмотров работы: 1348