Согласно современным представлениям в развитии функциональных и структурных нарушений органов-мишеней при артериальной гипертензии (АГ) важнейшее значение принадлежит оксидативному стрессу - активации перекисного окисления липидов, белков и углеводов с образованием токсических альдегидов, о концентрации которых в сыворотке крови больных позволяет судить определение концентрации конечного продукта перекиснгого окисления - малонового диальдегида. Как правило, оксидативный стресс - следствие снижения активности антиоксидантной системы., в частности её ферментативного звена, представленного супероксиддисмутазой и каталазой. Важную роль в регуляции сосудистого тонуса играет оксид азота, синтезируемый из L-аргинина под влиянием различных NO-синтаз в сосудистом эндотелии. При неповрежденном эндотелии процесс синтеза оксида азота регулируется конститутивными изоформами фермента. Количество синтезируемого NO невелико, но достаточно для поддержания сосудистого тонуса в состоянии легкой релаксации. Оксид азот - нестойкое образование, быстро окисляющееся в нитриты и нитраты, по концентрации которых можно судить о продукции NO. Его избыточный синтез под влиянием индуцибельной NO-синтазы при повреждении клеток органов-мишеней и сопровождающего их оксидативного стресса подвергается нитрозилированию, взаимодействуя с белками, нуклеиновыми кислотами, в результате чего образуются токсичные продукты, такие как пероксинитрит, обладающий сильнейшей деструктивной способностью при действии на клетки. Если реакции оксидативного стресса достаточно изучены, то роль нитрозилирующих токсичных метаболитов оксида азота недостаточно ясна, как в оценке степени тяжести органных нарушений при АГ, так и в определении эффективности гипотензивной терапии. Цель настоящего исследования - определение активности нитротирозина как одного из маркеров нитрозилирующего стресса на фоне АГ у людей пожилого возраста.
Материалы и методы исследования.
В исследовании приняли участие 33 больных АГ II стадии и 2 степени с гипертрофией миокарда левого желудочка и эндотелиальной дисфункцией - (эндотелийзависимая вазодилатация (ЭЗВД) менее 5-8%) преимущественно женщины (средний возраст 63±1,2 года) и 16 нормотензивных лиц аналогичного возраста (группа сравнения), давших информированное согласие на участие в нем. Из исследования исключались пациенты с ИБС, указанием в анамнезе на острый инфаркт миокарда или острое нарушение мозгового кровообращения, онкологическое заболевание, сахарный диабет. Содержание 3 -нитротирозина в сыворотке крови определяли спектрофотометрически по характерным полосам поглощения при длинах волны 302, 338 и 438 нм, содержание метаболитов оксида азота (NOх) с помощью классической реакции Грисса. Полученные результаты проанализированы методами описательной статистики в программе Statistica 6.0. Достоверность различий между группами оценена по критерию Стьюдента.
В результате проведенных исследований установлено достоверное повышение концентрации нитротирозина у больных АГ - 2,42±0,2 нмоль/мг белка по сравнению с практически здоровыми людьми, у которых данный показатель составил 1,8±0,1 нмоль/мг белка (p<0,05). Подобное изменение свидетельствовало о выраженном окислении тиоловых групп мембранных пептидов, приводящем к деструкции липидного слоя клеточных мембран, а также значительной выраженности нитрозилирующего стресса.
Концентрация нитрита у больных АГ составила 5,1±0,1 мкмоль/л, а в группе сравнения - 5,8±0,07 мкмоль/л (p<0,001). Снижение уровня оксида азота, определенного по содержанию его нитрит-аниона, свидетельствовало о нарушении синтеза NO в клетках эндотелия и подтверждало развитие эндотелиальной дисфункции при АГ .
Таким образом, у пожилых больных АГ установлен выраженный нитрозилирующий стресс, зависящий от активации окислительных процессов в метаболическом цикле оксида азота.