Проблема самоуправления в учебных коллективах нашла свое отражение в трудах многих педагогов и психологов. Теоретические основы самоуправления, как метода организации жизни учебного коллектива разработал и реализовал на практике А.С.Макаренко. Он доказал необходимость выработки у учащихся умения согласовывать свои действия в соответствии с действиями и интересами коллектива.
Студенческая среда представляет собой огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, где наиболее четко просматривается креативность, энергичность, активность и инициативность молодых людей. Как указывают современные исследователи (Боков Д.А., Волоткевич Т.Н., Игошкин В.С. и др.) студенческое самоуправление выступает одним из мощных стимулов повышения социальной активности студенческих коллективов образовательных учреждений, самоуправление является специфическим демократическим институтом, ориентированным на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации всей жизнедеятельности образовательного учреждения. При этом студенческое самоуправление представляет собой внутренне мотивированное и творческое решение самими студентами проблем управления учебным и внеучебным процессом в образовательном учреждении [2].
Мобильный отряд студентов «МОСТ» Шуйского филиала «ИвГУ» является одной из форм студенческого самоуправления и создан в целях решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив.
В число приоритетных задач членов отряда входят: укрепление нормативной базы деятельности органов студенческого самоуправления, значимости его роли в формировании социально-партнерских отношений, социальная и правовая защита студентов и аспирантов, организация их быта, досуга и отдыха. Ведущим направлением деятельности объединенного Совета обучающихся Шуйского филиала ИвГУ («МОСТ») является социально-правовая поддержка студенческой молодежи. Совет обучающихся ведет работу по следующим секторам: учебно-организационный сектор; сектор научно-исследовательской работы; информационный сектор; сектор связей с общественностью; культурно-массовый сектор и другие.
В ходе ежемесячных собраний членов Совета решаются важные вопросы взаимодействия Шуйского филиала ИвГУ с головным ВУЗом, а так же решаются проблемы студенческой молодежи и разрабатываются проекты по улучшению жизнедеятельности студентов и аспирантов.
Одним из реализованных проектов Совета является организация выездной учебы студенческого актива, в ходе, которой, студенты делились опытом обучения в ВУЗе посредствам проведения тренингов и лекционных занятий.
Еще одним проектом стал региональный фестиваль студенческих инициатив, который проводился с целью вовлечения студенчества, в т.ч. через студенческие общественные объединения, в процесс модернизации и развития Ивановской области. В фестивале приняли участие общественные объединения студентов Ивановских вузов. Участникам, делегированным от образовательных учреждений ВПО, организаций необходимо было представить информацию о наиболее значимом проекте органа студенческого самоуправления.
В результате фестиваля были выявлены наиболее продуктивные формы работы студенческого самоуправления: организация конкурсов, праздников, фестивалей и т.д.; проектная деятельность; объединения профессиональной направленности; проведение школ актива; представительство в коллегиальных органах управления вузом (стипендиальная комиссия и др.); информационное обеспечение студентов.
Таким образом, студенческое самоуправление является важным средством участия в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития её социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив.
Литература:
1. Васильева Е., Малыгина А. Активность студентов как показатель их социализации и социальной компетенции // Alma Mater. — 2007. — № 7. — С. 18-22.
2. Студенческое самоуправление // Студенчество. Диалоги о воспитании. — 2002. -№4.-С. 7-15.