ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СТУДЕНТОВ

Холурова П.П. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова, институт психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение психологической суверенности носит комплексный, междисциплинарный характер. Актуальность изучения проблемы психологического пространства личности связана с изменениями социально-политического и экономического характера, которые происходят в современном российском обществе.

В отечественной психологии проблема психологического пространства личности рассматривается в работах отечественных психологов С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, К.А.Абульханова-Славской, А.Н.Леонтьева, А.В.Брушлинского, Л.И.Анцыферовой, А.В.Бурмистровой, М.М.Бахтина, С.К.Нартовой-Бочавер и др. В концепции С.К. Нартовой-Бочавер получил развитие феномен психологической (личностной) суверенности как способности личности контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство. Психологическое пространство может рассматриваться как условие и результат продуктивной деятельности личности, как отношения к себе, к среде.

Психологическая (личностная) пространство - это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанная на обобщенном опыте успешного автономного поведения. Она представляет собой форму субъектности человека и позволяет в разных формах спонтанной активности реализовать потребности. Несколько иначе пространство может быть понята как состояние границ психологического пространства, являющихся инструментом равноправного взаимодействия и селекции внешних влияний, обозначающих пределы личной ответственности и определяющих идентичность человека (1, 199).

Цель: выявление уровня суверенности психологического пространства личности, а также исследование ее границ у людей юношеского и зрелого возраста.

Объект исследования - студенты 1-2 курса, в возрасте 17 – 21 лет, а также люди зрелого возраста от 22 – 45 лет, занятые в разных отраслях профессиональной деячтельности. В исследовании приняли участие 60 респондентов (30 студентов и 30 работников).

Предмет исследования – изучение особенностей СПП личности и связи пространства с субъектными свойствами личности.

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что психологическое пространство личности имеет свои особенности, обусловленные возрастом, ведущим видом деятельности.

Для проверки данной гипотезы нами проведено эмпирическое исследование с использованием опросника СПП (суверенное психологическое пространство), разработанного С.К. Нартовой-Бочавер. Статистический анализ проводился при помощи сравнения исследуемых выборок с вычислением степени достоверности полученных различий по критерию Манна -Уитни.

Теоретический подход к исследованию психологического пространства

Эволюционный смысл суверенности состоит в том, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей человека и биологические выживание, то социальный смысл заключается в том, чтобы уметь проявлять сдержанность в удовлетворении своих потребностей, учитывая интересы других людей. Социокультурное предназначение суверенности открывает ценность этого феномена для человеческого сообщества.

Психологическое существование человека разворачивается в витальном, функционально-ролевом, самоактуализационном и духовном пространствах, оно является полифакторным понятием, лишено оценочного атрибута и не включает в себя признак сложности (О.И. Муравьева). Психологическое пространство личности обладает следующими свойствами:

  1. Человек ощущает пространство как свое, присвоенное или созданное им самим и поэтому представляющее ценность.

  2. Он имеет возможность возможность контролировать и защищать все находящееся и возникающее внутри пространства.

  3. Психологическая пространства личности не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций, оно “прозрачно” и потому с трудом поддается позитивному описанию.

  4. Важнейшей характеристикой психологическая пространства личности является целостность его границ.

Психологическая пространство личности переживается субъектом как сохранное или нарушенное, что выражается в чувстве уверенности или беспокойства, выражается в поведении, направленном на объекты, значимые для организации бытия человека.

Основными свойствами психологического пространства личности являются следующие: человек ощущает пространство как свое, присвоенное или созданное им самим и поэтому представляющее ценность, он имеет возможность контролировать и защищать все находящееся и возникающее внутри пространства, психологического пространства личности не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций, оно “прозрачно” и потому с трудом поддается позитивному описанию, целостность его границ (3, 2003).

Обсуждение результатов

На основании анализа полученных результатов осуществлено распределение респондентов по типам суверенности психологического пространства: сверхсуверенные (студенты – 40%, работники – 60%); с нормальной суверенностью (студенты – 7%, работники – 0%); депривированные (студенты– 53%, работники – 40%).

Значительные различия были обнаружены при сопоставлении средних показателей СПП взрослых и показателей СПП студентов (критерий Манна-Уитни).

Студенты имеют высокие показатели по таким измерениям психологического пространства личности как:

  • социальные связи

  • вкусы и ценности

  • временной режим (привычки)

А для респондентов зрелого возраста характерна ориентированность на :

  • суверенность физического тела

  • суверенность территории.

Низкие показатели у студентов связаны с суверенностью территории, что может быть связано с отсутствием территориальных границ, с суверенностью мира вещей, что может подразумевать непризнание иметь личные вещи.

У людей зрелого возраста низкие показатели связаны с суверенностью социальных связей и суверенностью ценностей. Исходя из этих данных можно заключить, что данная группа респондентов допускант контроль над социальной жизнью человека и допустить насильственное принятие неблизких ценностей.

Одинаковые показатели у респондентов обоих групп по показателям:

  1. суверенности мира вещей, что подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он.

  2. суверенности привычек, что связано с принятием временной формы организации жизни человека.

Таким образом, психологическое пространство студентов характеризуется высоким уровнем потребности в суверенности социальных связей, вкусов, ценностей и временного режима.

Литература:

  1. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии, 1999, 4, с.26-29.

  2. Нартова-Бочавер С. К. Понятие "Психологическое пространство личности": обоснование и прикладное значение // Психол. журн. 2003. Т. 24. N 6. С. 1 - 10.

  3. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. – СПб.: Питер, 2008.

Просмотров работы: 2433