РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: СЕМЬЯ, ШКОЛА, ДОСУГ, ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: СЕМЬЯ, ШКОЛА, ДОСУГ, ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Турышева Ю.А. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день проблема преступлений и правонарушений в молодежной среде является одной из наболевших проблем современного общества. На вопрос: «Кого вы больше боитесь встретить в темном переулке?», большинство людей ответит: «Группу подростков». Размеры подростковой преступности и её жестокость просто шокируют. Молодежь может с редкой циничностью убивать, избивать, грабить и не раскаиваться. Самыми страшными преступлениями являются преступления, совершаемые малолетними. Почти каждый из них, совершая преступление, прекрасно знает, что за это злодеяние ему ничего не грозит (по российскому законодательству административной и уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения или уголовного преступления возраста 16 лет (за особо тяжкие преступления – 14 лет)).

По статистике МВД РФ на январь 2013 года число выявленных лиц, совершивших преступления, среди молодёжи составило 0,6 тыс. человек, что по сравнению с 2012 годом говорит об увеличении на 7,2%.Каждое двадцатое (4,9%) расследованное преступление совершенно несовершеннолетними лицами или при их соучастии. По данным ГУ МВД России по Алтайскому краю за 4 месяца 2013 года несовершеннолетними на территории края совершено 464 преступления, что на 23,1% больше аналогичного периода прошлого года (377). Удельный вес подростковой преступности составляет 5,0%. К уголовной ответственности привлечен 421 подросток, из них в возрасте 14-15 лет – 103, 16-17 лет – 318. В целом, статистика показывает, что количество правонарушений и преступлений в молодежной среде увеличилось. Это представляет реальную опасность для общества. То поколение, на которое должно опираться будущее страны находится под угрозой деградации физического, нравственного и творческого потенциала.

Объектом исследования является молодежь в возрасте от 12 до 18 лет.

Чтобы разработать практические рекомендации по уменьшению уровня правонарушений и преступлений среди молодежи нужно понять, что толкает молодых людей на совершение преступления. Существует множество причин. Основными из них являются: 1) стремление к «красивой жизни», желание быстрого обогащения, культивирование денег и материальных благ в обществе; 2) высокая латентность преступности; 3) стремление показать себя и самоутвердиться; 4) алкогольная и наркотическая зависимость и многие др.

По нашему мнению, все это происходит из-за определенных экономических, социальных и нравственных проблем в обществе, например, таких как экономический кризис: сокращение рабочих мест и как следствие увеличение уровня безработицы, что ведет к поиску других источников дохода и, как правило, незаконных (часто по глупости подростки попадают на работу к наркодилерам, занимаются сбытом, хранением, продажей наркотических веществ). Оформление молодых людей на работу очень накладно для предприятия (работодатель не имеет право назначать испытательный срок, если речь идет о несовершеннолетних) и уволить невозможно без согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, согласно Трудовому кодексу РФ.

Кроме того, такой категории работников полагается больше трудовых льгот, к примеру, большая протяженность ежегодного оплачиваемого отпуска, меньшая продолжительность рабочего дня и т.д. Также часто выделяют безответственность, необязательность, непунктуальность потенциальных работников при приеме на работу.

Упадок социального обеспечения населения и в целом уровня жизни. Мизерные зарплаты, пенсии, детские пособия и другие социальные выплаты, как правило, ведут к развитию нищеты и социального неравенства. По данным Всероссийского центра уровня жизни за чертой бедности живут 13% россиян – 18 миллионов человек, а считают себя бедными больше 40%. В общей сложности 53% населения страны живут бедно, а это больше половины. Больше всего среди российской бедноты людей трудоспособного возраста с детьми. Необходимость удовлетворения естественных потребностей толкает большинство на совершение различного рода преступлений, вызывает общий рост преступности в стране и рост числа неблагополучных семей, сиротства и беспризорничества. Количество детей, оставшихся без полноценной семьи по причине лишения или ограничения прав родителей из-за их асоциального поведения, стремительно возрастает от года к году. И если на 1995 год приходилось немногим больше 31000 таких детей и около 4000 родителей, то уже к 2005 году их количество возросло соответственно до 70000 и 6000 человек, а к 2009 и того больше, то есть число таких случаев увеличилось за 14 лет (период 1995-2009 гг.) больше чем в два раза. В настоящее время за счет мер принимаемых государством происходит снижение этих показателей. Лишение и ограничение родительских прав тесно связано с ростом детской преступности. По статистике каждый десятый малолетний преступник – сирота.

Падение нравственных устоев общества, сложившейся системы ценностей, духовных и жизненных ориентиров, открытый показ алкоголя и табака средствами массовой информации, культивирование «красивого образа жизни», жестокости, силы, наркотиков и насилия приводит к складыванию неправильной жизненной позиции. Недоступность многих досуговых, культурных, спортивных учреждений для большинства молодых людей из-за политики направленной на коммерческую выгоду, ликвидация многих учреждений из-за нерентабельности, высокие цены на образовательные, дополнительные образовательные услуги делают их закрытыми для широких слоев населения и доступны только привилегированным слоям общества. Родители стали меньше заниматься детьми, стремясь переложить свои воспитательные функции на школу, улицу, телевидение. Замечено, что совместный просмотр телевизора заменяет общение родителей с детьми.

Все эти проблемы в совокупности являются хорошей почвой для роста криминальной обстановки в стране, увеличения уровня преступности и говорят о необходимости ранней профилактики преступлений и правонарушений в молодежной среде.

Что же подразумевает под собой ранняя профилактика преступлений и правонарушений? Обычно, так обозначают систему государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от совершения преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Основными институтами, осуществляющими раннюю профилактику преступлений и правонарушений в молодежной среде, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, по делам молодежи, здравоохранения, внутренних дел, опеки, попечительства и службы занятости.

Семья. Первичный элемент в профилактической деятельности. Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Родители являются примером для подражания. Поведение родителей, их взгляды, привычки, убеждения во многом перенимают дети, поэтому основным источником запущенности детей являются сложившиеся в семье отношения.

В таком случае важно в целях профилактики преступлений и правонарушений среди молодежи:

1) родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно. Он начинает искать эмоциональной разрядки во внешней среде, легче поддается воздействию, проявляет склонность к нежелательному поведению;

2) родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям. Часто, встретив грубость и жестокость со стороны родителей, дети больше не желают заниматься тем, чем бы они хотели. Это травмирует их психику. Не следует родителям также навязывать свои желания, реализовывать в детях свои несбывшиеся мечты. Важно проявлять заботу, понимание, поддерживать и подбадривать, но при этом помнить, что гиперопека и чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка приводят к не очень благополучным последствиям. Часто из таких детей вырастают лентяи, несамостоятельные и инфантильные дети;

3) не ставить детей на второе место после карьеры. Многие современные родители, погруженные полностью в работу не находят времени для воспитания собственных детей, перекладывая зачастую эту обязанность на нянь, бабушек и дедушек, школу и пр. Они, как правило, «не знают своих детей»: чем они увлекаются, что любят, к чему стремятся. Все это пагубно сказывается на формировании личности ребенка. По статистике, более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями;

4) правильно воспитывать детей. Прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности – все это является первичной задачей семьи. Формировать чувство ответственности и долга. Устранить бездуховность жизни семьи. Зачастую дети, глядя на родителей и их погоню за различными материальными благами, принимают за истинную ценность деньги. Pодителям следует разговаривать с детьми о настоящей роли денег и материальных благ в жизни человека, не культивировать их, а наполнять жизнь семьи реальными человеческими благами;

5) родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к своим ровесникам. Воспитывать в ребенке такие чувства как понимание, сопереживание, милосердие, терпимость и толерантность, стремление бескорыстно помогать людям;

6) родителям стараться как можно лучше знать с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома он стремится перенять именно от своих друзей.

Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и именно, на семью возлагается огромная роль в воспитании молодого поколения как правосознательных граждан.

Следующим важным элементом в профилактической системе является школа.

Основными задачами школы являются: 1) выявление детей и семей группы социального риска, постановка на учет неблагополучных семей, в которых родители ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по воспитанию, обучению детей и жестоко с ними обращаются; 2) пропаганда правовых знаний среди обучающихся и их родителей. На наш взгляд, в школах нужно ввести такой обязательный предмет как право, т.к. уровень правовых знаний и правосознания у большинства населения, в том числе и молодежи, практически отсутствует; 3) организация мероприятий по воспитанию родительской ответственности, пропаганде семейных ценностей, подготовки молодежи к семейной жизни. В этом плане проводить, к примеру, День семьи, организовывать клубы семейного общения, спортивные и культурные праздники для всей семьи т.д.; 4) помощь родителям в воспитании подростков с девиантным поведением или в его предупреждении; 5) организация досуга (открытие различных секций, научных кружков и т.п.). Это вызвано необходимостью увеличивать внеучебную занятость учеников, с целью уменьшения риска попадания в плохие компании и совершения преступлений и правонарушений; проведение культурных мероприятий направленных на просвещение молодежи, воспитание в них доброго и прекрасного; 6) введение в школе всесторонне направленных предметов. Это поможет учащимся больше знать о мире, самоопределиться, найти то, что ему интересно и развивать это в себе; 7) организация оздоровительных мероприятий, совместных выездов на природу, экскурсий, с целью сближения преподавателей и учеников, складывания более доверительных отношений между ними. Это очень важно, т.к. дети за редким исключением обращаются в трудных ситуациях за помощью к психологам. Чаще всего они ищут её среди своего близкого окружения – среди друзей; 8) оказание консультативной помощи подросткам 14-18 лет в самоопределении на рынке труда, в поиске работы, при выборе профессии; организация работ для подростков по благоустройству школы, района, города в каникулярное время, содействие их трудоустройству; 9) выплаты в школах материальной помощи, стипендий или различного рода поощрений за успешную учебу, культурные, научные, спортивные достижения. Это придаст определенный стимул не останавливаться на достигнутом и работать дальше в том же направлении; 10) предоставлять возможности своим ученикам участвовать в грантах, различных олимпиадах, конкурсах на всероссийском и международном уровне за счет учебного заведения. Часто недостаток возможностей тормозит продвижение талантливых детей. Иногда они направляют свои силы и знания не в то русло и совершают необдуманные поступки, потому что не знают, куда их применить.

Досуг. Досуг является важнейшим элементом образа жизни, неотъемлемым условием всестороннего развития личности. Одной из самых распространенных видов деятельности, которой занимаются на досуге, для души является хобби. Хобби необходимо человеку, чтобы чувствовать себя увлеченным, повышать интерес к жизни, избавиться от некоторых вредных привычек и зависимостей. Наличие хобби может много рассказать о человеке, также как и его отсутствие. Без хобби мы не знаем чем занять себя в свободное время, в итоге в голову лезут всяческие неприятные мысли, которые могут перерасти и в преступления и правонарушения.

Для профилактики преступлений и правонарушений в таком случае необходимо обеспечить различные формы проведения досуга для молодежи, а именно: 1) интеллектуальный досуг. Обеспечить доступность библиотек, музеев, картинных галерей, театров и кинотеатров. На наш взгляд, необходимо ввести льготное посещение этих учреждений для школьников и студентов, т.к. цены, в своем большинстве, высокие и неработающим молодым людям не по карману. Также, проводить различные ярмарки, конкурсы, которые вознаграждались бы бесплатным получением нужной и интересной литературы, бесплатными абонементами на посещение различных досуговых учреждений и т.п.; 2) культурный и спортивный досуг. Сделать доступными широкому кругу молодых людей спортивные и культурные учреждения: стадионы, музыкальные, художественные школы, школы искусств, дворцы культуры и спорта и др. молодежных организаций. Развивать новые, современные направления творческой и спортивной деятельности. Открывать различные центры творчества в различных районах города, края (для всеобщей доступности); 3) общественно полезный досуг (волонтерская работа). Помощь нуждающимся, посещение детских домов поможет молодому поколению почувствовать свою необходимость, научит главному источнику добра - милосердию, сожалению, сопереживанию.

Также необходимо, проводить информационную пропаганду деятельности досуговых объединений молодежи по месту жительства.

Пропаганда здорового образа жизни. Это одно из стратегических направлений в ранней профилактике преступлений и правонарушений в молодежной среде, т.к. многие проблемы возникают именно из-за неправильного образа жизни и вредных привычек. Как говорил Л.Н. Толстой: «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, табаком и опиумом». Действительно, со времен известного русского писателя ничего не изменилось и в мире на сегодняшний день существуют те же три разрушающие жизни проблемы: курение, алкоголь и наркотики. Правда, в современную эпоху выделилась новая четвертая проблема под названием «болезнь XXI века» или по-другому СПИД.

Для пропаганды здорового образа жизни как одного из важнейших элементов профилактики преступлений и правонарушений необходимо: 1) утверждать важность выбора положительных ценностей в различных жизненных ситуациях, способствовать осознанию нежелательности и вреда табака, алкоголя, курения; 2) демонстрация образа жизни, свидетельствующего, что жизнь без вредных привычек может быть не менее приятной и радостной; 3) с психологической точки зрения, учить контролировать свои эмоции, устанавливать конструктивные жизненные цели, достигать их, развивать оптимизм, умение налаживать контакт с людьми и находить и принимать компромиссы; 4) уменьшить рекламу табачной и алкогольной продукции в СМИ (по данным социологического опроса Министерства здравоохранения и социального развития РФ 68% людей ежедневно в течение месяца сталкиваются с любой формой рекламы алкоголя и табака); 5) привлекать молодых людей вести и пропагандировать здоровый образ жизни; 6) устраивать всеобщее праздники с целью пропаганды спорта и здоровья (эстафеты, кроссы, олимпиады и т.п.).

Таким образом, ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также школы и досуговых учреждений. Важную роль в этом вопросе играет также пропаганда здорового образа жизни. Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны.

Литература.

  1. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 28.12.2013).[Электронный ресурс] - Режим доступа: Компьютерная сеть– СПС Консультант Плюс.

  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 28.12.2013).[Электронный ресурс] - Режим доступа: Компьютерная сеть– СПС Консультант Плюс.

  3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)(ред. от 01.01.2014). [Электронный ресурс] – Режим доступа: Компьютерная сеть– СПС Консультант Плюс.

  4. Юридическая энциклопедия/Л.В.Тихомирова, М.Ю.Тихомиров. - М.: Тихомиров М.Ю.,1997-1088с.

  5. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.:Логос,2004 – 76с.

  6. Кононенко, Н.Н. Обзор причин преступлений несовершеннолетних /Н.Н.Кононенко//Вестник филиала РГСУ в г. Красноярске. – 2007

  7. Домчева, Е.В России растет экономическое неравенство/ Е.Домчева// Российская газета.-2012

  8. Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних в Алтайском крае. ГУ МВД России по Алтайскому краю. [Электронный ресурс] - http://22.mvd.ru/news/item/1020274

  9. Состояние преступности январь-октябрь 2013. Министерство Внутренних Дел Российской Федерации.[Электронный ресурс] - http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/1317409/

Просмотров работы: 14681