Дорожные покрытия из холодного асфальтобетона укладывают при строительстве дорог с небольшой интенсивностью движения, а также при ямочном ремонте асфальтобетонных покрытий всех типов, включая I климатическую зону (III и II подзона).
Расширение использования холодного асфальтобетона происходит путем разработки смесей с повышенными прочностными показателями, сильным сцеплением с влажными минеральными материалами, увеличенным сроком хранения смеси за счет показателя слеживаемости.
Разработка модифицированных холодных смесей является одним из путей снижения энергозатрат в дорожном строительстве. Их можно готовить на одной базе и транспортировать на дальние расстояния без риска потери или изменения потребительских свойств. Использование холодных смесей позволяет производить строительные и ремонтные работы при более низких температурах воздуха, чем это допускается при применении горячих асфальтобетонных смесей. Ремонтный сезон может быть продлен до температуры -30 0С, при этом обеспечиваются высокая оперативность, стабильность работ и возможность круглогодичного проведения и повышения их долговечности.
Лучшие качественные показатели смесей обеспечиваются при использовании минеральных материалов с максимальной величиной зерен до 15 мм. В данной работе для изготовления асфальтобетонной смеси использовался дорожный битум марки БНД 90/130. В качестве разжижителя применялось дизельное топливо.
Для данного исследования использовались перечисленные компоненты: дорожный битум марки БНД 90/130, остаточный гудрон, резиновая крошка с активированным цеолитом, минеральные материалы в количестве 55-57 % подобранного состава от общей массы асфальтобетонной смеси (щебень 5-15 мм, отсев дробления щебня фракции 0-5 мм). Зерновые составы минеральной части смесей подбирали по принципу плотной смеси, при этом ориентировочное содержание частиц мельче 0,071 мм находится в пределах 3-12%.
Для достижения эффективной работы РК в составе холодной смеси необходимо обеспечить ее хорошее перемешивание с битумом и гомогенизацию смеси. Цеолит в свою очередь улучшает взаимодействие на границе раздела фаз «резиновая крошка-битум».
Результаты проведенных исследований показали, что при выдерживании РК в нагретом битуме при температуре до 140 0С и интенсивном перемешивании в лабораторной мешалке основная масса добавки (до 80% от РК) расплавляется и равномерно распределяется после 20 минут.
Технологическая схема приготовления смеси
Разработанная холодная смесь указанного состава отличается значительным повышением прочности образцов при температурах 20 и 50 0С, водостойкости, а также значительным снижением показателя слеживаемости. В составе данной смеси до прогрева наблюдается повышение предела прочности при сжатии на 75% при температуре 20 0С для асфальтобетонных образцов по сравнению с требованиями, водонасыщенных – более 100%. После прогрева эти показатели соответствуют значениям для асфальтобетонных образцов как в сухом, так и в водонасыщенном - в пределах 56%. Слеживаемость смеси составляет 5 ударов. Водонасыщение рассматриваемых образцов соответствует предъявляемым требованиям ГОСТ 9128-2009
Литература
Бусел А.В. Ремонт автомобильных дорог. 2004 г.
Руденский А.В. Автомобильные дороги научно – технический информационный сборник. 2006 г.
Руденский А.В. Дорожные асфальтобетонные покрытия. 1992 г.
ГОСТ 9128 – 2009. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН
ГОСТ Р 52056 – 2003.ВЯЖУЩИЕ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫЕ ДОРОЖНЫЕ
ГОСТ 22245 -90. Битумы нефтяные дорожные.
ГОСТ 3344 – 83.щебень и песок для дорожного строительства.