ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ К ЕГЭ (ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ), ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНОВ НА НЕРВНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ К ЕГЭ (ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ), ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНОВ НА НЕРВНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ

Мухаметзянова К.Р. 1, Сатаева Л.В. 2
1Башкирский государственный аграрный университет Уфа, Россия
2Башкирский Государсвенный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы, её практическая значимость определили тему нашего исследования, целью которого является изучение отношения школьников и студентов к ЕГЭ, анализ субъективной оценки экзаменуемыми положительных и отрицательных сторон ЕГЭ, выявление причин экзаменационного стресса и способов его преодоления.

Сложно сегодня найти человека, который мог бы отвлеченно и при этом профессионально рассуждать о Едином государственном экзамене. ЕГЭ вызывает множество споров и среди педагогов, и среди родителей, и среди учеников. Осложнениями обернулись и новые правила подачи заявки в ВУЗ. Согласно этим правилам, выпускник средней школы может рассылать заявку с результатами ЕГЭ в несколько учебных заведений. В результате абитуриенты не понимают, куда именно они в итоге поступят. А ВУЗ, в свою очередь, не знает, сколько на самом деле студентов зачислено.

Эксперты высказывают разнообразные суждения об основных преимуществах и недостатках ЕГЭ, но суть сводится в основном к тому, что реформирование выпускных и вступительных экзаменов нужно было обязательно провести, отладить систему ЕГЭ все же придется, чтобы объективно оценивать знания учащихся и прервать коррупцию в школе и ВУЗе.

Так Марк Урнов, декан факультета прикладной политологи Высшей школы экономики говорит, что с ЕГЭ «открываются возможности для абитуриентов из российской глубинки. Раньше для них было очень сложно приезжать и поступать в столичные университеты высшей категории. Но это только маленький аспект большой проблемы: как вообще поднимать умных людей, как выявлять реальные высокоинтеллектуальные группы, как облегчать им возможность прихода в лучшие учебные заведения. Очевидно, что другим способом, кроме создания формального, одинакового для всех экзамена, решить эту задачу невозможно. Но для этого недостаточно только одного ЕГЭ в выпускном классе. Лично я бы проводил ЕГЭ на всех уровнях школьного обучения, как это происходит в США. Если человек начинает в четвертом или пятом классе получать по ЕГЭ какие-то выдающиеся оценки, его замечают, ставят в специальную программу. В зависимости от достижений это может быть национальная программа, программа штата или города. Сильные ученики отслеживаются университетами, университеты сами предлагают ученикам поступление».

По данным Интернет-опроса 68% учителей относятся к ЕГЭ отрицательно. Из 1400 опрошенных на сайте Интернет-сообщества учителей Pedsovet.su только 17% проголосовавших уверены, что ЕГЭ — это благо для России; 14% затруднились с ответом и 68% высказались против [1].

Одним из основных доводов против ЕГЭ является стресс, вызываемый экзаменом. Многолетние исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нерв­ную, сердечно-сосудистую, иммунную и др. В период экзаменационной сессии у большинства студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы [5]. Основные симптомы экзаменационного стресса: жалобы на учащение сердцебиения пе­ред экзаменом, расстройство сна, бессонница, нарушение мышечного контроля (не­управ­ля­емая мышечная дрожь, слабость в коленках и пр.), неприятные ощущения в груди (тяжесть, скованность, ощущения боли), головные боли и т.п.

Сильную интеллектуальную и эмоциональную перегрузку на экзаменах ис­­пытывают также по следующим причинам: итоги экзамена влияют на возможность поступления в выбранный ВУЗ, на социальный ста­тус молодого человека, его самооценку, материальное положение (стипен­дия), на дальнейшие перспективы учебы в ВУЗе и, возможно, дальнейшую профессиональную карьеру.

Социологические опросы показывают [4], что студенты воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», «как изощренную пытку», как «интел­лек­ту­альную и эмоциональную перегрузку». Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, элемент неопределенности при выборе билета (повезет – не повезет?) и жесткий лимит времени на подготовку усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается «гормональной и вегетативной бурей». Например, у отдельных студентов систолическое артериальное давление перед экзаменом доходило до отметки 170-180 мм рт.ст., а пульс – до 120-130 ударов в минуту, что соответствует или показателям гипертоников с солидным стажем заболевания, или же показателям спортсменов, испытывающих значительные физические нагрузки. Интересно, что боящиеся экзамена студенты предпочитают искать причину предэкзаменационной тревоги во внешних факторах, снимая с себя ответственность за свой страх.

В основном существует два типа реагирования на страх перед экзаменами: «активный» или «пассивный» [4]. «Активный» - в случае страха перед экзаменами происходит учащение пульса и повышение артериального давления. «Пассивный» - пульс замедляется, происходит ослабление мышечного то­ну­са, падение артериального давления (у них от страха «замирает сердце», «перехватывает дыхание», снижается общая активность организма).

Методика работы со страхом перед экзаменами подбирается индивидуально, это связанно с тем, что разные люди, реагируют на страх по-разному. Например, для людей, «активно реагирующих на страх перед экзаменами», проблемой яв­ляется снизить уровень экзаменационного стресса. Для людей «пассивно реагирующих на страх перед экзаменами» — нужно настроиться и мобилизовать все силы, как говорят в народе, «как следует разозлить», чтобы успешно сдать экзамен.

Такое деление на типы реагирования по отношению к страху связан с тем, что для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. В первую очередь, это зависит от типа высшей нервной деятельности или темперамента: например, для меланхоликов, относящихся к слабому типу нервной системы, желательно сни­жать излишнее возбуждение, а вот для флегматика с сильным и инертным типом высшей нервной деятельности, чтобы лучше ответить, необходимо, наоборот, больше переживать и бояться экзамена.

Некоторые зарубежные и отечественные исследователи, досконально изучавшие эту проблему, вообще пришли к выводу, что с психогигиенических позиций экзамены нежелательны и должны быть отменены. В то же время, существует и другая точка зрения, утверждающая, что экзамены стимулируют деятельность мозга и повышают познавательную активность. Американский психолог Саразон [ цит. по [4] установил, что боящиеся экзамена ученики могут заметно улучшить свои достижения и даже превзойти тех, кто экзаменов не боится. Только для этого, по мнению ученого, необходимо благожелательное отношение к ним со стороны экзаменаторов - нужно щадить самооценку учеников, меньше ругать их и больше хвалить. Только в этом случае экзамен может быть полезен.

Для того, чтобы проанализировать мнение непосредственных участников экзаменационного процесса о ЕГЭ, мы провели опрос в школе и университете. Опрос состоял из четырёх вопросов:

Как Вы относитесь к ЕГЭ?

Каковы положительные и отрицательные стороны ЕГЭ?

Сталкивались ли Вы с коррупцией на ЕГЭ?

Для студентов был добавлен вопрос: почему Вы выбрали именно свою специальность?

В нашем опросе участвовали 168 человек. Из них 56 учащихся 11 классов, 56 первокурсников и 56 студентов 2-го курса.

Мы провели опрос среди учащихся разных возрастов, для того, чтобы наглядно увидеть, как учащиеся относятся к ЕГЭ до его прохождения, после недавнего прохождения экзамена будучи первокурсниками, и после того как у них уже прошла уже первая сессия в ВУЗе.

Отношение к ЕГЭ

Как видно из диаграммы (Рисунок 1), ожидания выпускников школ выше, чем у первокурсников. Те, кто недавно сдали ЕГЭ, большей частью отрицательно относятся к нему, но когда экзамен остается позади, мнение о нем у студентов меняется в лучшую сторону.

Рисунок 1 Отношение выпускников школ и студентов к ЕГЭ

Основные положительные стороны ЕГЭ

Большинство студентов (46% первокурсников и 38% второкурсников) отмечают, что по баллам ЕГЭ поступать в ВУЗы проще, т.к. сдается экзамен 1 раз, и с этими результатами можно подать заявление в несколько ВУЗов (Рисунок 2).

Рисунок 2 Основные положительные стороны ЕГЭ по мнению студентов 1-2 курсов

Основные отрицательные стороны ЕГЭ

Рисунок 3 Основные отрицательные стороны ЕГЭ по мнению студентов 1-2 курсов

Наш опрос показал, что действительно экзаменационный стресс является основной причиной негативного отношения к ЕГЭ (Рисунок 3) . Студенты отмечают, что ЕГЭ оказался для них и их близких сильным эмоциональным и психологическим испытанием. Настораживает, что больше половины опрошенных сталкивались с нарушениями проведения ЕГЭ.

Почему Вы выбрали данную специальность?

Закономерным и многообещающим стал ответ на этот вопрос: многие студенты, сделали осознанный выбор профессии, исходя из собственных интересов и перспектив будущей работы (Рисунок 4).

Рисунок 4 Причины выбора будущей профессии

Наши результаты во многом подтверждают данные социологических опросов, проведенных в других регионах, на других выборках. Так, одобрительно ЕГЭ воспринимают сегодня 18 % опрошенных, а отрицательно 36%. Главное преимущество ЕГЭ по сравнению с традиционной системой экзаменов состоит, по мнению респондентов, «в том, что результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вузы» (10%; ответы давались в открытой форме). Кто-то воспринимает ЕГЭ как более легкий способ сдачи экзамена («есть варианты ответов, наверное, проще, легче сдать»), другие, напротив, полагают, что ЕГЭ – сложный экзамен, требующий серьезной подготовки («охватывает большой объем знаний»; «более сложно, и сдают только те, кто учит» – по 2% ответов каждого типа). Но также участники опроса говорили также о психологических проблемах, осложняющих жизнь выпускников («лишнее травмы у детей»; «лишнее волнение для школьников»; «дети очень сильно переживают»; «большая психологическая нагрузка» – 6%); отдельные респонденты указывали на стрессовое воздействие на школьников «чужих стен» и незнакомых лиц: «не в своей школе, чужой преподаватель, это вызывает стресс»; «психологически трудно сдавать в чужой школе»; «сдача экзаменов не в своей школе на впечатлительных учеников действует угнетающе»; «дети теряются в чужой школе» (1%) [3].

Как же бороться с экзаменационным стрессом? Существуют предэкзаменационные мифы, которые сильно мешают подготовке к экзаменам:

Надо себя заставить. В самом деле, иногда подспудный страх перед экзаменом настолько силен, что нет никаких сил взять в руки ненавистный учебник, напоминающий о предстоящем ужасе, через который все равно придется пройти. И уж поскольку так и так будет страшно и стыдно своего страха, зачем тратить силы еще и на чтение бессмысленных фраз и непонятных формул? Именно в это время сессии, зачетной недели, конца четверти или триместра чаще всего и раздается хоровой панический вопль о том, что до экзамена/зачета осталась всего неделя, а «я ничего не знаю!!!»[]

В действительности, какие-то части пройденного и понятого материала прочно сидят в голове, но страх мешает добраться до них и использовать, как базу для повторения пройденного. Вот в таком-то состоянии студент (или школьник) и начинает заставлять себя заниматься, с пустой и начисто блокированной страхом головой. Понятно и естественно, что даже любимый и хорошо понимаемый предмет в таких условиях кажется китайской грамотой. Органическое же неприятие сознанием насилия над собой усугубляет картину. Даже мультсериал неприятен и скучен ребенку, если его заставляют смотреть именно эту передачу. О школьных или ВУЗовских дисциплинах же и говорить нечего - если студент заставляет свое сознание воспринимать конкретно этот материал, внимание будет ускользать от книги с легкостью ветра.

Чем больше сидишь за учебником, тем лучше знаешь. Можно и спать на словаре вместо подушки - это не поможет выучит язык. Сидеть за учебником можно и 3 и 5 часов, при этом набирая на каждый час в среднем 4-10 рабочих, полезных для дела минут. Причем каждый последующий час такого сидения будет все менее осмыслен по результатам. Усталость организма все равно возьмет свое - помех для сосредоточения на тексте или формулах, да и на любом другом виде материала, предложенного к запоминанию, будет все больше с каждым просиженным часом, внимание будет ускользать тем легче, чем настойчивей его будут удерживать на предмете, а уверенности в своих силах будет все меньше - и так, пока книга не будет отложена [2].

Не отвлекайся!!! Внимание человека, как и многие другие виды его высшей нервной деятельности, имеет ритмическую природу. То есть, естественное свойство внимания к перемене предмета, или отвлекаемость внимания, не является препятствием для запоминания и усвоения материала. Если же с какой-либо целью намеренно удерживать внимание на одном предмете и не давать ему ускользать, есть реальная возможность погрузиться в транс прямо над книгой - и привет занятиям!

Полезно проговаривать вслух то, что читаешь, чтобы лучше запомнилось. Возможно, кто-то действительно запомнит то, что звучит над ухом несколько часов кряду, но это точно будет не тот, кто читал вслух. К сожалению, сознание устроено так, что может или воспринимать, или транслировать уже известный материал, но транслировать и запоминать параллельно - задача для хорошо тренированного мозга, который на момент выполнения подобной задачи абсолютно свободен от эмоциональной нагрузки. Насколько это возможно в период подготовки к экзаменам - судите сами.

В ночь перед экзаменом запоминается лучше всего. Да, безусловно. Но воспроизвести то, что вы запомнили в состоянии легкого транса, обеспеченного недосыпом, вы сможете только через 10-12 часов, а их-то и не будет в запасе. То есть, если уж зубрить ночью, то делать это лучше за сутки - двое перед экзаменом.

Вредно много есть в период подготовки к экзамену. Некоторых от обильной еды на фоне нервной перегрузки действительно может клонить ко сну. Но недоедание на том же фоне перерастает в стресс с дивной легкостью. Поэтому отказ от нормального питания во время подготовки к экзамену может стоить балла на экзамене с большей вероятностью, чем плотный обед. Это верно и относительно недосыпания, духоты в помещении для занятий, абсолютной тишины и грохота музыки прямо в уши.

Полезно поговорить о привычках экзаменатора и условиях экзамена с товарищами, только что сдавшими экзамен. Это полезно для кого угодно, кроме тех, кто ожидает под дверью своей очереди или пишет работу уже завтра. Сдав экзамен, человек стремится избавиться от остатков нервного напряжения, сопутствующего этому событию, и выливает свои эмоции на кого попало, с особенной охотой - на интересующихся и на товарищей по несчастью. Таким образом, задавая стандартный вопрос «ну как?», спрашивающий получает в ответ все, что угодно, кроме истинного положения вещей. Конкретно, можно получить подробное описание переживаний рассказчика во время события и описание экзаменатора, как его увидел рассказчик во время ответа на вопросы билета. Возможно, это будет живописно и самобытно, как персонаж из страшной сказки, но мало соотносимо с живым человеком, который всего-то и хочет ясного и понятного ответа на вопрос билета, или грамотного сочинения своими силами, а не копирования чужих ошибок.

Полезно обсудить свое состояние и степень подготовленности с другими ожидающими. Здоровое возбуждение перед началом экзамена можно обеспечить себе и самостоятельно, а делиться эмоциями друг с другом перед началом экзамена не стоит. Это отнимает время, необходимое для сосредоточения на работе, и занимает сознание переживаниями ненужных во время экзамена страхов и опасений.

Экзаменатор - тоже человек. Да, разумеется. Но это вовсе не гарантирует вам понимания ваших трудностей с его стороны. Если на такое понимание можно до какой-то степени рассчитывать на любых выпускных экзаменах, то вступительные в этом отношении несколько труднее психологически: этот экзаменатор ничего о вас не знает и не обязан понимать, когда вы волнуетесь, а когда растерялись или просто не поняли вопрос. Он имеет право просто снизить балл или не принять ответ. Поэтому не рассчитывайте на человеческую природу тех, кто принимает вашу работу.

Решение проблемы: что, собственно, полезно делать для достижения успеха.

Рассчитывать время на свою подготовку до экзамена, на подготовку ответа во время экзамена и время на сам ответ. Стандартная проблема экзаменуемого называется «не успел подготовиться», и есть вторая, которая называется «меня не стали слушать». Они возникают, как правило, потому, что объем времени, отведенный для подготовки, или неверно оценивается, или неверно используется. Правильный расчет времени производится от финала. Невыгодно тратить более 15 минут на устный ответ - на 16 минуте внимание экзаменатора начнет рассеиваться. Это может стать причиной снижения оценки. Слишком короткий (менее 8 минут) устный ответ производит впечатление неполного. Объем времени на письменную работу обычно известен заранее. При подготовке устного ответа обычно, если сразу сосредоточиться на вопросе, на подготовку требуется не более 30-40 минут. План письменной работы обычно выстраивается примерно за то же время или за меньшее - минут 20.

Умение сосредоточиться на вопросе необыкновенно полезно на экзамене. Чтобы не отвлекаться на посторонние звуки, движение, свет, тепло или холод и т.д. необходима привычка, которая вырабатывается во время подготовки в экзамену или просто во время учебы. Иногда оформление работы почему-то начинает значить больше, чем ее содержание, и начинается ненужное переписывание, которое отнимает время, но не приносит баллов.

Предэкзаменационная подготовка бывает особенно успешной при условии соблюдения режима занятий, питания, сна и бодрствования. Если последние два пункта известны студентам и школьникам хотя бы из общих гигиенических правил, то первый - и основной следует рассмотреть подробно. Режим занятий легко можно вывести из объема урока или пары, соответственно 40 минут и 10 минутный перерыв для подростка до 16 лет и 1,5 часа и 15-минутный перерыв для людей старше 16 лет. После 4-5 часов занятий в таком режиме следует сделать полуторачасовой перерыв для приема пищи и разгрузки внимания. Полезно закончить занятия за 2 часа до сна, иначе перегруженное внимание не даст вам уснуть как раз примерно такой период времени. Полезно отделить письменную работу от прочитывания и запоминания, а тем более от проговаривания - в таком режиме утомляемость минимальная. Всю работу по подготовке следует завершить за 6 часов бодрствования до начала экзамена (сон не учитывается) [2].

Перед экзаменом следует выспаться, если есть возможность плотно поесть, одеться в комфортную одежду. И - ни пуха, ни пера!

И не забывайте: экзамены не война, с них возвращаются.

Библиографический список

  1. Библиотека начинающего педагога . http://vashabnp.info/publ/3-1-0-325 (Дата обращения к источнику: 20.01.2014 )

  2. НЛП и Экзамен. http://www.superidea.ru/intel/obuch/nlpexam.htm (Дата обращения к источнику: 20.01.2014 )

  3. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями./Психология. Учебник под ред. О.В. Сафуановой. М: Генезис,2009, с. 7-8.

  4. Щербатых Ю.В. Психология страха./Популярная энциклопедия под ред. М.Ю. Яновской М.: ЭКСМО,2002, с.50-53.

  5. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект,1999, с. 442-453.

 

 

Просмотров работы: 8143