Система военно-профессионального образования как один из специальных институтов государства является частью общей системы образования, однако имея при этом свою социально-культурную предысторию и специфическую логику развития, в основе которой лежит менталитет военного человека.
Многочисленные исследования в сфере военного образования указывают на то, что огромную массу знаний в той или иной области невозможно включить в курс или дисциплину разумного объема. В этих условиях самообразовательная деятельность военного специалиста выходит на первый план, а это формирование у него нестандартного мышления, способности в минимальные сроки осваивать принципиально новые идеи, законы и технику, действовать грамотно в нестандартных ситуациях, что особенно важно для современного военнослужащего.
Хотелось бы обратиться к понятию «самообразование». Так, в словаре СИ. Ожегова данное понятие трактуется следующим образом: «Самообразование - приобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя» [1].
В Российской педагогической энциклопедии это определение представлено следующим образом: «Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.» [3].
Истинное самообразование невозможно без хорошо сформированной системы разумных способов умственной деятельности, состоящей, прежде всего, из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний. Для достижения этого необходим высокий уровень развития внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, креативности, всех компонентов саморегуляции.
Итак, самообразование – это совокупность организационных, регулирующих действий, понимаемая как качество интеллектуального развития и как способ приобретения новых знаний и социальной ориентации. Самообразование – насыщенный, многоуровневый процесс, включающий в себя образование потребности мотивации, готовность к самообразованию и использованию контрольных функций над результатами в различных формах контроля. Важным фактором самообразовательной деятельности является преобразование и перенос имеющихся знаний в новые ситуации познавательной и практической деятельности [2].
Необходимо отметить, что на первом курсе военного учебного заведения содержание профессионального образования специальным образом организуется и усваивается курсантами в первую очередь через процедуры учебного процесса. Не нужно также забывать, что первый год обучения в военном вузе является для курсантов адаптационным. «Адаптация (лат. adapto — приспособляю) – это приспособление личности к существованию в социуме в соответствии с его нормами и требованиями, а также согласно с потребностями, стремлениями, мотивами и интересами самой личности» [1]. Адаптация курсанта представляет собой одну из предпосылок к качественной профессиональной подготовке будущего специалиста. Далеко не все вчерашние школьники способны к самообразованию и понимают, что за порогом школы и в закрытых условиях военного учебного заведения вся ответственность за успехи в период первого года обучения теперь лежит на них. Именно поэтому способствовать формированию готовности к самообразованию должен не только преподаватель той или иной дисциплины, но и сам курсант должен иметь высокую мотивацию. Только при тесном взаимодействии преподаватель-курсант можно достичь успехов.
Хотелось бы подробнее рассмотреть проблему самообразования курсантов-первокурсников на таком конкретном предмете как английский язык. Ни для кого не секрет, что в последние десятилетия английский язык имеет очень широкое распространение и является одним из основных в школьной учебной программе, и, как правило, приходя в учебное заведение, курсантам приходится переучиваться с одного языка на другой. В то же время специфика учебной программы в военном учебном заведении заключается в том, что она построена с расчетом на определенную базу знаний, приобретенную в школе в процессе обучения иностранному языку. Поэтому становится очевидным, что курсанты, изучавшие в школе немецкий, французский или какой-либо другой язык, сталкиваются с определенными трудностями, поскольку зачастую не имеют ни малейшего представления о системе английского языка. И именно на этом этапе для курсантов особенно важно умение самостоятельно получать и пополнять знания, совершенствоваться в данном предмете и таким образом «догнать» курсантов, уже имеющих определенный багаж знаний по английскому языку из школы.. А для этого ему в первую очередь необходимо наличие стремления к самосовершенствованию, проявлению самостоятельных действий, способности к систематическому самостоятельному освоению материалов обучения.
Нужно принимать во внимание, что процесс обучения в военном вузе имеет существенные отличия от гражданского вуза в организации самостоятельной работы, т.к. наряду с учебной курсанты вовлечены в военно-служебную деятельность, при этом происходит совмещение военной службы и обучения.
Истинное самообразование невозможно без хорошо сформированной системы разумных способов умственной деятельности, состоящей, прежде всего, из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний. Для достижения этого необходим высокий уровень развития внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, креативности, всех компонентов саморегуляции.
Итак, самообразование – это совокупность организационных, регулирующих действий, понимаемая как качество интеллектуального развития и как способ приобретения новых знаний и социальной ориентации. Самообразование – насыщенный, многоуровневый процесс, включающий в себя образование потребности мотивации, готовность к самообразованию и использованию контрольных функций над результатами в различных формах контроля. Важным фактором самообразовательной деятельности является преобразование и перенос имеющихся знаний в новые ситуации познавательной и практической деятельности. И только при условии высокой мотивации самого курсанта, при его желании приобрести глубокие и устойчивые знания по предмету, при тесном сотрудничестве с преподавателем и правильно организованном времени, отводимом на самоподготовку, курсант будет иметь возможность достичь успеха в изучении той или иной дисциплины.
Список использованной литературы:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1984. 2. Райский, Б.Ф. Подготовка к самообразовательной деятельности // Народное образование. – 1977. – № 1.
3. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1.