ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Комолова В.В. 1
1Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Всю территорию Европейского Севера России занимает Северный экономический район, в состав которого входят Мурманская, Архангельская, Вологодская области, республика Карелия, Коми, Ненецкий автономный округ. Его площадь составляет 1,47 млн. км2, на которой проживает 5,9 млн. человек.

В международном разделении труда Северный экономический район выделяется отраслями экономики рыночной специализации химико-лесного, топливно-энергитического, металлургического комплексов, функционирующих на его богатом природно-ресурсном потенциале [2,3]. В связи с выше изложенным на биосферу в пределах района оказывается большая антропогенная нагрузка, которая заключается не только в использовании природных ресурсов, но и в загрязнении природной среды в пределах района отходами (выбросами в атмосферу, сбросами в гидросферу, размещением на поверхности литосферы), возникающими при их переработке [2,3].

Целью работы является изучение экологических проблем Северного экономического района.

Задачи исследования:

1) изучить экономико-географические особенности Северного экономического района;

2) провести анализ состояния природной среды Северного экономического;

3) исследовать источники и виды загрязнения в Северном экономическом районе;

4) изучить регулирование охраны природы в Северном экономическом районе на государственном и региональном уровнях.

Материалами исследования послужила экологическая информация из докладов о состоянии и охране окружающей среды Северного экономического района за период 2002-2012 годов [2].

Модель устойчивого развития Европейского Севера России должна предусматривать создания новой «экологически чистой» системы управления использованием природных ресурсов. Согласно рейтингу субъектов Федерации субъекты Северного экономического района занимают невысокое место по экологическому индексу.

В Республике Карелии в настоящее время основной вклад в выбросы загрязняющих ингредиентов в атмосферный воздух осуществляет стационарный источник ОАО «Карельский окатыш» (48 000 тонн в год), обогащающий добытую железную руду [2,3].

В Республике Коми наметилась тенденция увеличения содержания бензапирена в атмосферном воздухе, что связано с ростом количества автомобилей. Из стационарных загрязнителей воздушного бассейна здесь лидирует ТЭЦ-2 г. Воркуты, выбрасывающая до 40 000 тонн в год [2,5].

Среди крупных стационарных источников загрязнения воздуха Архангельской области выделяется ТЭЦ-1 г. Северодвинска и ОАО «Архангельский ЦБК» г. Новодвинска, выбрасывающие 54 000 и 33 000 тонн в год соответственно [2,3].

На территории Вологодской области экологическая обстановка оценивается как стабильная с тенденцией к улучшению. Однако, большое количество выбросов в атмосферу осуществляет здесь ОАО «Северсталь», локализующееся в г. Череповце, поставляющее до 340 000 тонн в год загрязняющих ингредиентов. Сходная картина прослеживается и в Мурманской области, где функционируют предприятия цветной металлургии, входящие в состав ОАО «Кольская ГМК», расположенные, в основном, в городах Заполярный, Никель, и поставляющие в атмосферу более 160 000 тонн в год загрязняющих веществ [2,3].

Спектр загрязняющих атмосферу ингредиентов рассматриваемого района состоит из твердых веществ, диоксида серы, оксидов азота, оксида углерода, углеводородов. Из этого перечня превалируют оксид углерода и диоксид серы 657 и 525 тысяч тонн в год соответственно. Первенствуют по этим показателям Мурманская (217 000 тонн в год) и Вологодская (291 000 тонн в год) области, по выше указанной причине.

В рыночных условиях России осуществляется государственное регулирование природопользования и охраны природы, в том числе и на региональном уровне в субъектах Северного экономического района [2, 5, 6]. В этих целях введен федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года функционирования экономических объектов. Помимо этого на этих уровнях осуществляется экологический мониторинг состояния окружающей природной среды.

На территории Архангельской области Северного экономического района экологический мониторинг осуществляют в основном Архангельский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Центр государственного санэпиднадзора Архангельской области и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Архангельской области [2, 5].

На охрану воздушного бассейна Северного экономического района из различных источников было потрачено около 3,5 миллиардов рублей в течение 2012 года. Всего же на эти цели за данный год потрачено в Северном экономической районе более 7,5 миллиардов рублей, в частности на нужды Мурманской области в этом направлении израсходовано около 155 миллионов рублей [2, 5].

Для обеспечения охраны окружающей природной среды действуют федеральные и региональные (областные, республиканские) правовые законы. Так, в Архангельской области в 2005 году принят нормативный документ «Об охране окружающей среды на территории Архангельской области». Согласно ему запрещается сжигание отходов производства и потребления открытым способом без специальных установок. Кроме того, в области действует областная социально-экономическая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области».

Аналогичная программа принята в Республике Карелии «Экология и природные ресурсы Республики Карелии». Финансирование мероприятий, указанных в программе, осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников.

Таким образом, основным путем оздоровления окружающей природной среды Европейского Севера является бережное отношение к северной ранимой природе, недопущение разрушения экосистем, разработка и выполнение программ экологических мероприятий по охране природных ресурсов и рационального природопользования. Сюда относится также организация природоохранной и ресурсосберегающей экономики и правовое обеспечение решения экологических проблем.

Список использованной литературы

1. Абчук, В.А. Экономико-математические методы: Элементарная математика и логика. Методы исследования операций / В.А. Абчук. - СПб.: Союз, 1999. - 320 с.

2. Гальперин, В.М. Макроэкономика / В.М. Гальперин. - СПб.: Экономическая школа, 1993. – 372 с.

3. Промышленность Росси. - М.: Госкомстат России, 1995. - 395 с.

4. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 472 с.

5. Региональная экономика: опыт и перспективы рыночных преобразований / Под ред. Г.П. Лузина. - В 2 ч. - Ч. 1. - Апатиты.: КНЦ РАН, 1995. - 177 с.

6. Регионоведение / Под ред Т.Г. Морозовой. - М.: Банки и биржи, издательство ЮНИТИ, 1999.- 419 с.

 

 

 

Просмотров работы: 26333