О КРИМИНАЛЬНОМ ГИПНОЗЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

О КРИМИНАЛЬНОМ ГИПНОЗЕ

Козлюкова Ю.С. 1
1филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Статистика преступлений, совершенных с применением гипнотического воздействия, позволяет с полной уверенностью сказать о том, что интерес к получению и своеобразному применению психологических навы­ков воздействия на сознание имеется у определенного круга лиц. Эти навыки проявляются в разных формах и видах.

Гипноз (от греческого “hурпоs” - сон) сноподобное состояние психики человека, характеризующееся сужением сознания, торможением коры головного мозга и активацией подкорковых структур, отличающееся от бодрствования и обычного сна. Гипноз вызывается вербальным и невербальным действием гипнотизера или самовнушением (аутогипноз). Гипнотические состояния в зависимости от степени и глубины распространенности подразделяются на малые, средние и глубокие. В стоянии гипноза подсознательная сфера концентрируется на содержании внушаемой информации. Эта информация может оказывать влияние на поведение человека и при выходе из гипноза. В связи с этим гипноз применяется как самостоятельный психотерапевтический метод — гипнотерапия 1.

Впервые данные о гипнозе, относящиеся к уголовному праву, опуб­ликовал Лилиенталь (1887). Он писал, что современное уголовное право имеет достаточно точек опоры для существующей опасности использования гипноза в целях нарушения закона. Подобной точки зрения придерживались и другие исследова­тели 2. В частности, А. Беанис указывал, что гипнотик сохраняет самостоя­тельность лишь постольку, поскольку это желательно гипнотизеру.

Обращаясь к данной теме Н.С. Таганцев писал о том, что еще в 1902 г. встречались случаи учинения пре­ступных деяний в состоянии искусственного гипнотического сна,3 слу­чаи, получающие ныне все более и более практическое значение. Как отмечает А.П.Слободяник, гипнотик иногда может оказывать сопротив­ление внушениям, противоречащим его принципам, интересам и чувствам. В этом случае могут происходить сбои в планах гипнотизера или лиц, с которыми он сотрудничает. В основном же, лицам, подвергшимся гипнозу, можно внушить совершение различных действий, вплоть до преступных. Внушение в гипнотическом состоянии затрагивает всю сферу восприятия. Различные галлюцинации могут быть вызваны соответствующим внушением и в постгипнотическом состоянии. Причем постгипнотические галлюци­нации настолько выражены, что их затруднительно отличить от ре­альности4. Гипноз - это работа манипулятора непосредственно с подсознанием, минуя сознательные социализованные барьеры. Согласно исследованиям, гипнозу подвер­жены в разной степени все люди, причем психически здоровые зача­стую даже лучше, чем больные.

В 1993г. на Все­российском совещании по проблемам борьбы с организованной пре­ступностью, проходившем в Москве широко и открыто отме­чалось, что криминальные структуры проявляют широкий интерес к технике гипноза, долгосрочному программированию человеческой психики. В глубоком гипнотическом состо­янии человек сделает все, что прикажут, независимо от убеждений, нравственных установок. Существование иных точек зрения объясняется использованием неглубокого гипнотичес­кого состояния, при котором частично сохраняются осознание и воле­вой контроль 5.

В настоящее время различные гипнотические приемы для совер­шения преступлений наиболее часто используют представители цы­ганской национальности. Эти деяния, к сожалению, по объективным и субъективным причинам не получают должной правовой оценки.

В литературе отмечается, что применение гипноза может осуществляться в целях совершения преступлений и принуждение мо­жет носить непреодолимый характер. Однако, в УК РФ любое пси­хическое принуждение презюмируется преодолимым. И рассматривается как причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате непреодолимого психического принуждения. Однако УК РФ четко не устанавливает правила квалификации действий, образующих принуждение6. Согласно ч. 2 ст. 33 УК РФ, лицо, ока­завшее гипнотическое воздействие, имевшее непреодолимый харак­тер, должно нести уголовную ответственность как исполнитель пре­ступления. Для привлечения к ответственности данное лицо должно обладать всеми признаками субъекта преступления, тогда как в пре­ступлениях, которые могут быть совершены только специальным субъектом, исполнитель должен обладать его признаками. Лицо, осуществившее внушение и не обладающее признаками специально­го субъекта данного преступления, не может быть привлечено к уголовной ответственности в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Известными стали отдельные случаи, когда лицо(а), осуществившее внушение (криминальный гипноз), не могло быть привлечено к уголовной ответственности, поскольку не представлялось возможности его установления. Так в течение 2108-2011 г.г. на территории РФ были выявлены лица, которые не совершали преступления, а по признакам поведения: не помнили своего имени, адреса проживания, своих родственников, не помнили пути и цели своего движения, проявляли результаты гипнотического воздействия на них, схожие по признакам с НЛП. Благодаря вниманию и участию людей, медиков и психологов, путем кропотливой работы, некоторые из них, обрели свои семьи и родственников, другим ещё только предстоит работа над воссозданием памяти. Из комментариев специалистов стало известным, что эти случаи – результат криминального гипноза, цель которого ещё предстоит установить. Существуют серьезные трудности выявления и расследования таких преступлений. Особую опасность представляет возможность использования для сокрытия подобных преступлений постгипнотической амнезии, которая может быть как внушенной, так и спонтан­но возникшей. Лицо, совершившее преступление в результате гип­нотического внушения, может забыть саму процедуру проведения внушения либо факт совершения им общественно опасного деяния, или найти этому факту какое-нибудь «разумное» объяснение. За ру­бежом при осуществлении расследования проводят повторный гип­нотический сеанс, на котором лицо вспоминает все обстоятельства преступления, в то время как в обычном состоянии наблюдается амнезия по поводу криминальной ситуации7.

С точки зрения уголовного права гипнозом следует считать любую психологическую технику, основанную на использовании скрытых механизмов психики человека и ставящую целью навязать ему определенную модель поведения в обход при­вычных формально-логических механизмов оценки ситуации и при­нятия решения (поэтому, например, правомерно относить к гипнозу в данном понимании термина и так называемое нейро-лингвистичес­кое программирование — НЛП).

Куприянов А. приводит ряд убедительных примеров применения гипноза в преступных целях и воспроизведения соответствующих ситуаций при проведении экспериментов, программировании пациента на лжесвидетельство, убийство, при­чинение вреда здоровью. Описывает случай так называемо­го зомбирования, когда лицо могло пребывать на четырех разных уровнях сознания, о наличии которых не подозревало, но один из них мог быть актуализирован по команде извне в зависимости от складывающихся обстоятельств. В соответствии с каждым уровнем сознания менялись манеры поведения арестованного, особенности его личности, пульс, частота дыхания, потовыделение, причем энграммы его собственной жизни были прочно заблокированы. Эксперимен­тально было доказано, что цель поведения данного лица убийство филиппинского президента Маркеса 8.

Таким образом, принципиальное отличие гипноза и подобных ему техник от обыч­ных процессов убеждения и принуждения заключается во внешнем безоговорочном согласии лица с навязываемым суждением без пред­варительной критической его оценки и готовности гипнотизируемого действовать в соответствии с этим убеждением, несмотря на соб­ственные интересы. Однако в специальной медицинской и психологической литера­туре возможность совершения разных преступлений под влиянием гипноза продолжает активно оспариваться. Это зависит от целей, задач, необходимости преступного деяния и разных точек зрения ученых на исследуемую проблему.

Библиографические ссылки:

1. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Изд-во «Юридическая литература». М., 1997 г. С. 55.

2. Протопопов А. Ложный путь в криминалистике //законность, 1999 г. № 10. С.37.

3 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т.1, Тула, 2001. С.386

4. Слободяник. А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев, 1982 г.С. 223.

5. Петренко В.В. О психологических основах гипноза. Актуальные проблемы права: теория и практика. Сборник научных работ. Краснодар, 2002 г. С. 184.

6. Следственные действия. Криминалистические рекомендации. Изд. перераб. и дополн. /Под ред. В.А.Образцова. М., 2011 г. С.140.

7. Маркарьян А. Российская юстиция, 2012. № 3. С.76.

8. Куприянов А. «Темные силы» как субъект преступления //Российская юстиция, 2001. № 8, с.73.; Котлячков А., и др. «Оружие – слово. Оборона и нападение с помощью….» (Практическое руководство). М., 2001. С.11.

Просмотров работы: 1992