РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ

Светайло Р.В. 1, Бажин А.С. 2, Овчинников А.С. 3
1Дальневосточный федеральный университет
2Дальневостный федеральный университет
3Дальневосточный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной работе была рассмотрена проблема профессионального стресса и повышения стрессоустойчивости у сотрудников налоговой инспекции. В процессе изучения данной темы, были рассмотрены и обобщены мнения различных авторов на проблему развития стресса, формирования стресса в профессиональной деятельности. Рассмотрены психологические способы и ресурсы повышения стрессоустойчивости. Была разработана программа по повышению стрессоустойчивости и саморегуляции психологического состояния налоговых инспекторов, в которую вошли тренинги на повышение стресоустойчивости и техники релаксации.

Краткий обзор психологических программ по повышению стрессоустойчивости

Программа - это комплекс упражнений, особый метод получения знаний, развитие умений и приобретение навыков, в процессе реализации которой все участники на основе собственного опыта приобретают знания схем и навыки стратегий поведения [1].

Существует множество программ, которые условно можно разделить на три основные категории: коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста и бизнес-тренинги.

Коммуникативные тренинги. Их основная задача — постановка поведенческих навыков, обучение эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут преодолеть трудности в реальной жизни, научат решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга учатся налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне и вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.).

Тренинги личностного роста представляют собой разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы. Такой тренинг актуализирует переживания, которые ощущаются как препятствия жизненного успеха и профессионального продвижения. Основной упор делается на эмоциональных переживаниях людей в группе, на возникающих у них чувствах и на социальных масках, к которым прибегают некоторые участники группы, тогда как другие пытаются эти маски видоизменить.

Бизнес-тренинги. Это, как правило, комбинация тренингов личностного роста и коммуникативных тренингов, сориентированные на решение конкретных бизнес-задач. Среди них выделяют тренинги по продажам, а также тренинги ведения переговоров и решения конфликтных ситуаций [1].

В настоящее время существует большое количество психологических программ и тренингов. Изучив предложения из различных источников, которые в большом количестве представлены в книжном ассортименте, интернет-источниках, в периодической печати, мы пришли к выводу, что предлагаемые психологические тренинги и программы, определенным образом отличаются от разработанной в рамках данной дипломной работы и имеют ряд преимуществ и недостатков.

Примеры психологических программ, повышающих устойчивость к стрессам, предлагаемых для организаций любых уровней.

1 Деловой Центр «Перспектива» (г. Екатеринбург) предлагает тренинг «Навыки стрессоустойчивости».

В результате тренинга приобретаются навыки:

- управлять собой в стрессовых ситуациях;

- выбора наиболее конструктивной тактики выхода из затруднительных ситуаций;

- техники "бескровного сражения" с самим собой и окружающим миром;

- автоматически реагировать на стресс правильно, конструктивно, с пользой для себя, без напряжения, обиды и страха;

- выходить из стрессовых ситуаций с максимальным комфортом.

Программа тренинга:

1 Стресс и его разновидности: физиологические проявления стресса; биологический стресс; психологические стрессы; глубинные причины стресса; производственные стрессы.

2 Прогноз стрессоустойчивости человека: причины индивидуальных различий стрессоустойчивости; плюсы и минусы стресса; влияние стресса на организм; волшебное путешествие «Фантастический лес».

3 Первая помощь при стрессе; оценка уровня стресса; основные подходы к преодолению стресса; расширенный набор «скорой помощи» при стрессе.

4 Борьба или адаптация? Выбор стратегии и тактики в борьбе со стрессом; три стратегии жизни; ревизия жизненных программ и убеждений.

Общая продолжительность тренинга – 4 дня [2].

2 Тренинг Стрессоустойчивость (Стресс-менеджмент).

Результат тренинга:

- развитие и укрепление навыков самоконтроля;

- сознательное управление собственным жизненным потенциалом, сохранение энергии в стрессовых ситуациях;

- успешное управление здоровьем;

- выработка алгоритма необходимого изменения жизненных установок.

Тренинг включает:

1 Практическое овладение приемами воздействия на свое психическое и физическое состояние с целью его улучшения.

2 Изучение приемов диагностики психофизиологического состояния человека.

Программа тренинга «Стрессоустойчивость. (Стресс-менеджмент)»

Цель тренинга:

Изучение психофизиологических причин стресса, его последствий, психотерапевтические техники преодоления стресса и профилактика пост-стрессовых состояний.

Отработка навыков освобождения от негативных установок, вредных привычек, неконструктивных стереотипов поведения и улучшение взаимоотношений с окружающими.

Освоение приемов аутогенной тренировки (средства самопомощи), включающих в себя:

- современные психотерапевтические техники;

- элементы восточных духовных практик;

- навыки визуализации, медитации;

- регулирование сна, работа со сновидениями;

- управления органами чувств, настроением, вниманием, эмоциями.

Общая продолжительность тренинга - 9 академ.часов.

Изучив данные программы, мы пришли к выводу, что, во-первых, существующие тренинги и программы по работе со стрессами и повышению стрессустойчивости являются тренингами и программами общей направленности, специально разработанные методики для работы с налоговыми инспекторами отсутствуют. В данной дипломной работе учитывались особенности работы налоговых служащих, условия проведения программы в рамках рабочего пространства.

Во-вторых, существующие психологические программы включают вопросы про стресс и стрессоустойчивость, но целиком не решают этой проблемы. Многие из предлагаемых программ рассчитаны на продолжительный срок реализации, содержат в себе большое количество новой информации, различных блоков, что может отражаться на качестве восприятия информации слушателями и участниками.

Особое внимание посвящалось демонстрации и разбору имеющегося опыта участников тренинга. Достаточно времени выделялось на анализ опыта участников, который обобщался, дополнялся и интегрировался, следовательно, жесткость структуры тренинга была уменьшена. Тем ни менее, цели и задачи встреч оставались неизменными, они проходили в рамках заготовленного заранее плана и материала.

Программа повышения стрессоустойчивости у налоговых инспекторов

Практический этап исследований состоял в разработке тренингов, техники и методик саморегуляции эмоционального состояния, позволяющих овладеть навыками, способствующими повышению стрессоустойчивости.

Программа-это комплекс упражнении, особый метод получения знаний, развитие умений и приобретение навыков, в процессе реализации которой все участники на основе собственного опыта приобретают знания схем и навыки стратегий поведения.

Программа рассчитана на 5 занятий в течение пяти недель, 20 академических часов. Количество участников было разделено на 2 группы по 18 человек.

Общая цель реализации психологической программы состоит в повышении уровня стрессоустойчивости работников налоговой службы с помощью формирования у участников практических и теоретических навыков.

План программы:

  1. Диагностическая часть. Обработка результатов тестирования. Формирование группы участников программы.

  2. Теоретическая часть. Лекция на тему «Понятие о стрессе и стресоустойчивости».

Практическая часть. Тренинг повышения коммуникативных навыков. Тренинг уверенности в себе

  1. Теоретическая часть. Лекция на тему «Формы проявления стресса и критерии его оценки. Динамика развития стрессовых состояний».

Практическая часть. Тренинг на повышение стрессоустойчивости.

  1. Практическая часть. Техника релаксации.

  2. Повторная диагностика. Подведение итогов.

Программа организована таким образом, что каждая встреча представляет собой чередование теоретической и практической частей. В теоретической части поднимаются такие вопросы как понятие стресса и стрессоустойчивости, рассказывается о развитии стресса в динамике. Практическая часть состоит из рассмотрения и обсуждения результатов тестов, комплексов упражнений, направленных на повышение стрессоустойчивости.

Этап первый.

Диагностическая часть. Проводится исследование по методике Ю. В. Щербатых с целью оценить уровень стрессоустойчивости. Далее, по результатам тестирования выявляются участники с повышенной стрессочувствительностью. Из их числа формируется группа для участия в программе по повышению стрессоустойчивости [3,4].

Этап второй.

Теоретическая часть. Лекция по теме «Понятие о стрессе и стресоустойчивости».

Цель лекции: ознакомить участников программы с общими теоретическими представлениями о стрессе и стрессоустойчивости.

На встрече предполагается чтение лекции, проведение бесед с участниками, обсуждение интересующих вопросов.

Практическая часть состоит из 2 блоков.

1 Проведение тренингов с целью повышения коммуникативных навыков, обучения эффективному межличностному общению, выявления и расширения значимых для участника тренинга межличностных связей (семья, друзья, коллеги).

Тренинг состоит из 4 упражнений.

Назначение упражнения «Визуальное чувствование»: совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга.

Целью упражнения «Стекло» является формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

Назначением упражнения «Дискуссия» является формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения. Совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Упражнение «Передача движения по кругу» выполняется с целью совершенствования навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развития воображения и эмпатии.

2 Тренинг уверенности в себе состоит из 3 упражнений.

Люди с низким уровнем стрессоустойчивости часто имеют заниженную самооценку, робки, тревожны, неуверенны в себе. Неуверенным в себе людям часто недостает базовых коммуникативных умений. Упражнение «Умение вести разговор» позволяет снизить тревожность, связанную с межличностным общением и дает возможность попрактиковаться в коммуникативных умениях.

Упражнение «Слалом» достаточно тяжелое, поскольку предлагает высокий темп и интенсивность информационного воздействия на участника. Поэтому для него приглашается доброволец из группы, способный справиться с ситуацией нагнетания напряжения. Сценарий упражнения проговаривается перед всей группой. Каждому участнику дается своя роль. Моделируется стрессовая ситуация. При разборе упражнения анализируются приемы корректного сворачивания контактов. Упражнение направлено на получение коммуникативных навыков (Приложение Д) [3,4].

Упражнение «Подарок» проводится с целью коррекции замкнутости.

Этап третий.

Теоретическая часть. Проведение лекции на тему: «Формы проявления стресса и критерии его оценки. Динамика развития стрессовых состояний».

Цель: ознакомить участников программы с формами проявления стресса, критериями его оценки.

Практическая часть

Тренинг на повышение стрессоустойчивости.

Наиболее эффективным методом можно считать проведение тренинга саморегуляции психического состояния.

Цель тренинга: обучить приемам и способам снятия внутреннего напряжения приемлемыми для каждого участника способами.

Тренинг состоит из 4 упражнений.

Целью упражнения «Мыльные пузыри» является формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные, повышение самоуважения.

Упражнение «Радуга» позволяет снять эмоциональное напряжение.

Цель упражнения «Вредные советы» является осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Упражнение «Способы снятия нервно-психического напряжения» позволяет участникам обменяться позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния [2].

Этап четвертый.

Практическая часть. Техники релаксации.

На данном этапе программы проводится обучение техникам релаксации (расслабления) по методу Джекобсона и упражнению «Медитативное дыхание».

Эмоциональное напряжение сопровождается напряжением поперечнополосатых мышц, а успокоение - их релаксацией. Расслабление мускулатуры сопровождается снижением нервно мышечного напряжения.

Различному типу эмоционального реагирования соответствует напряжение соответствующей группы мышц. Так, например, депрессивное состояние сопровождается напряжением дыхательной мускулатуры; страх - спазмом мышц артикуляции и фонации.

С помощью упражнения по методу Джекобсона, снимая посредством произвольного самовнушения напряженность определенной группы мышц ("дифференцированная релаксация"), можно избирательно влиять на отрицательные эмоции.

Условно выделяют три этапа освоения техники прогрессивной мышечной релаксации.

На первый этап испытуемый упражняется в умении напрягать и расслаблять мышцы, на втором этапе учится дифференцированной релаксации. На третьем этапе предлагается путем самонаблюдения установить, какие группы мышц у него более всего напрягаются при различных отрицательных эмоциях или болезненных состояниях. Затем посредством релаксации локальных мышечных напряжений научиться предупреждать или купировать отрицательные эмоции или болезненные проявления [2].

Также, для освоения техники релаксации, служит упражнение «Медитативное дыхание».

Этап пятый.

Подведение итогов.

Цель: Подведение итогов тренинга, вербальная оценка своего эмоционального отношения к процессу участников друг к другу и ведущему. Контрольное тестирование.

Процедура: Участники группы имеют возможность высказать свое мнение, настолько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, оказал ли влияние на эмоциональное состояние и субъективный уровень стресса конкретного участника, обсуждение итогов контрольного тестирования.

Заключение

Жизнь современного человека невозможна без стрессов, она постоянно связана со стрессовыми ситуациями: пробка на дороге, увольнение или повышение на работе и др. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий. Под воздействием стресса человек подвержен инфекциям, депрессиям, несчастным случаям, вирусам, простудам, сердечным приступам и даже онкологическим заболеваниям. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу же после появления первых симптомов.

Основной целью проведения психологической программы являлось повышение стрессоустойчивости и оптимизации уровня стресса налоговых инспекторов. Программа состояла из практического блока и тестирования. Практический блок программы включал в себя различные упражнения, направленные на оптимизацию уровня стресса, которые можно также применять и в повседневной жизни для повышения стрессоустойчивости на работе и дома.

Мнения участников программы о тренинге положительное, многие участники заметили положительные изменения в настроении и в состоянии после встреч в рамках программы. Большинство участников отметило повышение групповой сплоченности, улучшение климата внутри коллектива. В процессе занятия царила теплая, дружеская атмосфера. Участники программы, получив навыки выполнения упражнения повышения стрессоустойчивости, охотно выполняют данные упражнения дома.

В процессе работы, на первом этапе было выявлено, что сотрудники налоговой службы испытывают стресс и не способны в полной мере ему сопротивляться. То есть имеют низкий уровень показателя стрессоустойчивости. Работа сотрудников налоговой инспекции связана с высокой напряженностью трудового процесса и, как следствие, с эмоциональной нагрузкой.

Данная психологическая программа «повышения стрессоустойчивости» может эффективно использоваться специалистами психологами, работающими с налоговыми инспекторами.

Список использованных источников

  1. Головин С. Словарь практического психолога-АСТ, Харвест. –Сп 2001. –276.

  2. Деловой Центр "Перспектива", Тренинговая компания. Г. Екатеренбург. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ubo.ru.

  3. Волков В.Б. Тренинг социальной активности. – СПб, 2005. –115 с.

  4. Торн К. Тренинг. Настольная книга тренера.– СПб, 2008. – 152 с.

Просмотров работы: 13652