В системе ценностей современного человека потребность в образовательных услугах вузаформируется под воздействием фактора роста зависимости карьеры от образования, которое, в свою очередь, воспринимается как вложение капитала. Потребители выбирают образовательные программы с точки зрения соотношения цены, качества и номенклатуры знаний, востребованности получаемых компетенций на практике. Потребитель выступает в качестве активного субъекта рынка образования посредством предъявления требований к образовательной услуге и качеству образовательного процесса. В этих условиях меняютсянаправления и принципы развития вуза как субъекта рынка образовательных услуг. Одной из основных задач становится переход на маркетинговое управление вузом: использование маркетинговой методологии в процессе выявления и удовлетворения потребностей в образовательных и сопутствующих услугах, формирование маркетинговой стратегии вуза с учетом изменений мирового рынка образования и труда.
Внедрение маркетинга в вузе способствует изменению мировоззрения специалистов вуза, формируя клиент ориентированную корпоративную культуру и дифференцированное предложение для каждой группы потребителей образовательных услуг. Задачей вуза по совершенствованию маркетинга образовательной деятельности в современных условиях становится изучение и своевременная реализация дифференцированных потребностей и поведения потребителей на каждом этапе предоставления образовательной услуги. Решение данной задачи определяется одновременно комплексным и дифференцированным подходом к организации маркетингового управления вуза (рис.1).
Рисунок 1 - Модель факторов маркетингового управления образовательными услугами
Источник: авторский
Одним из существенных факторов, воздействующих на устойчивое функционирование вузов, являются процессы демографических изменений. Современная Россия и другие, экономически развитые страны мира, где уменьшение уровня рождаемости является следствием сложностей, связанных с созданием новой семьи; традиционными убеждениями о небольшом числе детей в семье; большим числом разводов, характеризуются критичным развитием демографической среды. Это действительно одна из самых острых проблем сегодня, решение которой является необходимым условием дальнейшего развития страны.
Современная ситуация вызывает необходимость принятия ряда опережающих мер по сохранению потенциала системы образования. Эти меры должны быть дифференцированы по отношению к различным уровням образования и регионам Российской Федерации.
Анализируя демографическое состояние России с начала 90-х годов можно проследить тенденцию постоянного сокращения численности населения. Еще более обострила это сокращение так называемая «Шоковая терапия», которая усугубила демографическую ситуацию до предела, обнаружив, что естественный потенциал воспроизводства населения давно исчерпан. В связи с этим высшей школе следует адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социально-экономической среды и возможным условиям работы, при этом оставаясь востребованными. Остро возникает проблема прогнозирования возможного пути развития вуза в неопределенных условиях постоянно меняющейся социально-экономической среды.
Маркетинговое управление вузом должно опираться на знание важнейших маркетинговых параметров: количества выпускников общеобразовательных школ, оценки их потребительских предпочтений и взглядов на престижность профессий, отношения к дифференциации цен на обучение и к выбору высшего учебного заведения.
Для выявления потребительских предпочтений на рынке образовательных услуг проводился опрос выпускников школ и студентов различных курсов высших учебных заведений.
Базовым методом исследования является стандартизированное интервью по квотной выборке (по месту учебы респондента).
Метод построения выборки – стратифицированная выборка, репрезентативность которой определяется учетом социально-демографических характеристик респондентов: пол, возраст, место учебы.
Среди абитуриентов города Нальчика был проведен опрос с целью выявления образовательных потребностей данной категории населения. В качестве респондентов были выбраны ученики 11 классов школ г. Нальчика.
Выпускникам был задан ряд вопросов, позволяющих выявить удовлетворенность тех или иных образовательных потребностей (рис.2).
Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос о продолжении образования после школы.
Источник: авторское исследование
Подавляющая часть опрошенных учеников собирается повышать свой уровень образования: получать высшее, среднее специальное и другое образование. Это связано с тем, что в современном обществе сформировалось мнение, что для получения выгодной, высокооплачиваемой работы (конкурентоспособности) необходим диплом о высшем образовании( рис.3).
Рисунок 3- Распределение ответов на вопрос о выборе вуза для поступления
Источник: авторское исследование
Итак, к концу 11 класса половина школьников уже выбрала вуз, чтобы готовиться к нужным вступительным экзаменам.
Другие ответы можно объяснить тем, что на данный момент в городе, регионе и столицах существует очень большое количество вузов, готовящих различных специалистов. И, вероятно, современная молодежь затрудняется в своем выборе из-за такого разнообразия (табл.1).
Таблица 9-Распределение ответов на вопрос «Если вы уже определились с вузом (вузами), то ваш выбор остановился на…»:
Варианты ответа |
Распределение ответов (%) |
Столичные вузы (Москвы и Санкт-Петербурга) |
17,0 |
Вузы других городов России (но не столицы) |
6,5 |
СГА |
16,0 |
КБГУ |
21,5 |
Институт бизнеса |
10,5 |
КБГСУ |
3,0 |
Филиалы вузов других городов в нашем городе |
7,5 |
Итого |
82,0 |
Не ответили на вопрос |
18,0 |
Итого |
100,0 |
Источник: авторское исследование
Вывод: большинство из опрошенных выбрало для поступления вузы г. Нальчика, это объясняется большим удобством в расположении. Выбор же большинством в качестве вуза для поступления и дальнейшей учебы КБГУ объясняется тем, что университет является одним из крупнейших вузов республики, а также большим количеством бюджетных мест в данном вузе.
Предпочтения при выборе специальности распределились следующим образом (табл.2).
Таким образом, анализ ответов показывает, что выбор половины опрошенных социально-экономической специальности (это доказывает популярность данной профессии) объясняется тем, что данные профессии считаются престижными и высокооплачиваемыми.
Низкая же популярность естественнонаучных специальностей объясняется их спецификой и малой «раскруткой».
Таблица 2- Распределение ответов на вопрос «Какую специальность вы хотите получить?»:
Варианты ответа |
Распределение ответов (%) |
Гуманитарную (лингвистические, педагогические и т.п. специальности) |
12,5 |
Социально-экономическую (экономика, социология, юриспруденция, журналистика и т.п.) |
38,5 |
Техническую (инженерные, строительные, технологические специальности) |
21,5 |
Естественно-научную (медицина, химия, биология, агрономия и т.п.) |
23,0 |
Еще не определился |
4,5 |
Итого |
100,0 |
Источник: авторское исследование
Большая популярность социально-экономических специальностей объясняется тем, что работники данной специальности, в большинстве случаев, являются офисными сотрудниками. Такая работа считается «не пыльной», с хорошими условиями труда. Хотя очевидно просматривается дисбаланс между спросом на данные специальности среди выпускников и спросом на данных специалистов среди работодателей. Поэтому можно говорить об инерции выбора специальности, неспособности и нежелании оценивать будущие перспективы трудоустройства в среде абитуриентов.
При исследовании причин выбора учебного заведения получены следующие результаты (табл.3)
Таким образом, анализ ответов показывает, что наибольшее влияние на выбор учебного заведения оказали следующие факторы: хорошая подготовка по специальности, престиж вуза и совет родителей (родственников).
Таблица 3- Распределение ответов на вопрос «Кто/что влияет на ваш выбор учебного заведения?»:
Варианты ответа |
Распределение ответов (%) |
Хочу учиться там же, где и мои родители |
1,6 |
Знаю, что в данном вузе очень хорошо готовят по выбранной мною специальности |
37,5 |
Мне посоветовали этот вуз родители/родственники |
16,3 |
Большинство моих друзей хотят поступать в этот вуз |
4,5 |
Это учебное заведение одно из самых известных и престижных в городе/регионе |
28,5 |
Знаю, что в этом вузе у меня не будет особых проблем с получением диплома об образовании |
6,9 |
Мне все равно в какой вуз поступать |
1,8 |
В этом вузе ниже проходной балл |
1,6 |
Другое |
1,3 |
Итого |
100,0 |
Источник: авторское исследование
Сложившаяся структура ответов может быть обусловлена рекламой вуза в СМИ, наличием доступной информацией о специальностях, а сильный авторитет родственников свидетельствует о несформированности собственной позиции и отсутствии должного профессионального консультирования в старших классах школы.
Отвечая на вопрос о подготовке к поступлению, респонденты ответили следующим образом (рис.4).
Подавляющая часть опрошенных уже посещает подготовительные курсы (или занимаются с репетитором). Это, конечно, увеличивает вероятность поступления в вуз, но с другой стороны, такой большой процент пользующихся дополнительными образовательными услугами (чаще всего причем платными) свидетельствует о явной неполноценности современной школьной подготовки по базовым предметам (т.е. задания ЕГЭ не соответствуют уровню подготовки).
Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос о дополнительной подготовке для поступления.
Источник: авторское исследование
С другой стороны, можно предполагать личную заинтересованность преподавателей «недодавать» некоторый материал, поскольку репетиторство – неплохая прибавка к зарплате.
При оценке респондентами степени доступности образования получены ответы (табл.4)
Таблица 4- Распределение ответов на вопрос «Оцените доступность высшего образования с точки зрения возможности поступления на бюджетные места»
Варианты ответа |
Распределение ответов (%) |
Недоступно |
6,5 |
Труднодоступно |
21,0 |
Как повезет |
35,5 |
Шансы есть, если постараться |
30,5 |
Вполне доступно |
6,5 |
Итого |
100,0 |
Источник: авторское исследование
Таким образом, большинство анкетируемых оценили возможность поступления на бюджетные места как результат везения либо невезения, однако больший процент абитуриентов высоко оценивает свои шансы на поступление на бюджетные места. Это обуславливается тем, что сейчас меньший конкурс на бюджетное место из-за демографического провала в данной возрастной группе (спад рождаемости в первые годы перестройки).
Исследуя мнения респондентов о значимости различных показателей в учебе, получены следующие результаты (табл.5)
Таблица 5 - Распределение ответов на вопросы о значимости различных показателей в учебе:
Показатели: |
Не важно |
Важно |
Очень важно |
% |
% |
% |
|
1.Хорошие оценки |
7,0 |
74,5 |
18,5 |
2.Полезные для будущей работы знания |
2,0 |
33,0 |
65,0 |
3.Высокий уровень (профессионализм) преподавания |
3,0 |
36,5 |
60,5 |
4. Хорошая обеспеченность учебной литературой |
21,0 |
58,5 |
20,5 |
5. Возможность активной, творческой деятельности параллельно с учебой (кружки, проведение конкурсов и т.п.) |
36,5 |
45,5 |
18,0 |
6. Доступность (легкость) изучаемого материала |
17,0 |
50,5 |
32,5 |
7. Возможность свободного посещения занятий |
52,0 |
35,0 |
13,0 |
8. Интересный изучаемый материал |
4,5 |
51,5 |
49,0 |
9. Интересная форма проведения занятий (игры, групповая работа, использование мультимедиа средств и т.п.) |
26,5 |
49,5 |
24,0 |
Источник: авторское исследование
Таким образом, очень важными показателями для учеников являются приобретение полезных знаний для будущей работы, профессионализм преподавания и интересный изучаемый материал, это свидетельствует о том, что современные старшеклассники хотят стать востребованными, хорошо знающими свое дело специалистами. Важными являются для большинства так же хорошие оценки за учебу, это объясняется и честолюбием и стремлением к лидерству и тем, что во многих школах и вузах, за отличные и хорошие оценки поощряются материально и привилегиями. Менее всего волнует старшеклассников хорошая обеспеченность литературой - для получения без затруднений необходимого материала в процессе обучения (сегодня Интернет – серьезный конкурент печатной книге и библиотеке); возможность творческой деятельности - для самовыражения и возможность свободного посещения занятий. Это можно объяснить полным отсутствием такой практики в школах и приоритетом подготовки к экзаменам по сравнению с другими видами деятельности у выпускников 11 классов.
Мнения выпускников школ на предмет полезности получения высшего образования распределились следующим образом (табл.6).
Таблица 6 - Распределение ответов на вопрос «Что, на ваш взгляд, дает человеку высшее образование?»:
Варианты ответа |
Распределение ответов (%) |
Хорошую профессию |
23,2 |
Успех в жизни |
19,3 |
Диплом, дающий определенный статус |
8,4 |
Возможность отсрочить службу армии |
2,1 |
Высокий уровень культуры |
7,4 |
Материальное благополучие |
11,1 |
Учит работать самостоятельно |
8,8 |
Приятное времяпровождение в студенческие годы |
4,0 |
Ничего не дает |
0,2 |
Здесь приобретаем друзей и полезные связи |
9,8 |
Учит разбираться в окружающей жизни |
4,9 |
Затрудняюсь ответить |
0,3 |
Другое |
0,5 |
Итого |
100,0 |
Источник: авторское исследование
Таким образом, по мнению школьников, высшее образование в 23,2 % ответов дает человеку хорошую профессию, для успешной реализации самого себя в жизни; на втором месте стоит «способность» высшего образования обеспечивать успех в жизни. Школьники уверены, что при получении высшего образования, человек сможет получить хорошую, высокооплачиваемую работу и за счет этого устроить свою жизнь; в 11,1 % случаях школьники считают, что диплом дает материальное благополучие, значимой для школьников, конечно, является и латентная функция высшего образования - приобретение полезных связей и друзей (9,8 %).
В таблице 7 представлены ответы на вопрос о степени удовлетворения потребностей в образовании.
Таблица 7 - Распределение ответов на вопрос «Какие потребности учащихся наименее удовлетворены в современном образовании?»:
Варианты ответа |
Проценты |
Индивидуальный подход к учащемуся |
22,8 |
Обеспеченность учебной литературой и иными ресурсами (интернет) |
10,7 |
Понятное изложение материала |
13,8 |
Адекватное оценивание работы учащихся; |
17,4 |
Разнообразие форм проведения занятий; |
16,0 |
Высокий уровень культуры преподавателей |
5,5 |
Посильный для выполнения объем домашних заданий |
13,8 |
Итого |
100,0 |
Источник: авторское исследование
Как видно из таблицы, в современном школьном образовании хуже всего удовлетворена потребность в индивидуальном подходе к учащемуся, что справедливо, так как классы комплектуются из детей с разными способностями, а требования ко всем предъявляются одинаковые.
На втором месте по частоте выбора (17,4 %) стоит показатель адекватности в оценке работы школьников преподавателями – отчасти это объясняется тем, что разным поколениям часто сложно понять друг друга, также недостаточно понятное изложение материала (на это жалуются в 13,8 % случаев), и однообразная форма проведения занятий (очень часто по методике «вопрос – ответ», напоминающей схоластику средневековья) могут этому способствовать. Стимулы для школьников распределились следующим образом ( рис.5).
Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос: «Какие факторы для вас могут служить стимулами, чтобы учиться лучше и более активно?»:
Источник: авторское исследование
Исследование показало, что в 28,4% случаях стимулом к повышению успеваемости является подробное и доступное объяснение материала, что свидетельствует о серьезной неудовлетворенности базовой образовательной потребности учащихся – в доступности, посильности изучаемого материала и косвенно о низком уровне преподавания в современных школах. Остальные показатели также красноречиво говорят о наиболее актуальных образовательных потребностях школьников.
Таким образом, по итогам исследования, направленного на выявление образовательных потребностей, можно сделать вывод, что большинство выпускников 11 классов 2013 года собираются продолжить свое обучение и получить образование в высших учебных заведениях города Нальчика.
Самым популярным из вузов республики среди выпускников является Кабардино-Балкарский государственный университет. Среди выбранных специальностей лидируют социально-экономическое и техническое направления. Получать образование большинство опрошенных будет, чтобы получить хорошую профессию и добиться успеха в жизни.
Для лучшего качества обучения, по мнению учащихся, необходимо: преподавать материал более наглядно, более подробно и доступно его объяснять, повысить обеспеченность учебными пособиями, причем желательно в электронном виде.
В числе основных целей исследований студентов и их потребительских предпочтений – изучение профессионального самоопределения студентов КБГУ, оценка ими качества образования, анализ временной занятости.
Результаты исследования показали, что основным мотивом поступления в КБГУ студенты считают – наличие выбираемой специальности (факультета), а также знания, дающие возможность устроиться на хорошую работу.
Анализ отношения студентов 1-го и 5-го курсов к выбранной специальности выявил, что 87,1% респондентов удовлетворены сделанным выбором (рис. 6).
Рисунок 6 - Отношение респондентов к выбранной специальности
Источник: авторское исследование
Среди основных факторов, влияющих на выбор будущей специальности, большинство студентов выделяют возможность получить интересную (56,6%) и высокооплачиваемую работу (52,7%) (рис.7).
Рисунок 7- Причина выбора специальности
Источник : авторское исследование
Что касается оценки уровня востребованности получаемой специальности, то 81,3% студентов полагают, что выбранная ими специальность востребована на рынке труда. Оценивая правильность выбора вуза и специальности студенты отметили, что поступили бы вновь в КБГУ по этой же специальности.
Ожидания студентов от обучения в университете различны. Многие хотят получить качественное образование (73,6%) и рассчитывают на возможность последующего выгодного трудоустройства (66,1%).
Студентам 1-го и 5-го курсов было предложено выявить наиболее сильные стороны в деятельности университета. Респонденты отметили: высокую квалификацию профессорско-преподавательского состава – 56,1%; хорошие информационные ресурсы – 48,7%; материально-техническую оснащенность учебного процесса – 37,3%; общественную жизнь университета – 25,9%.
Положительно оценили студенты организацию учебного процесса (82,3%) и уровень получаемого в КБГУ образования (88,9%). Респонденты отмечают высокую квалификацию профессорско-преподавательского состава и хорошие информационные ресурсы университета, считают их сильной стороной в деятельности вуза.
Результаты исследований показывают, что студенты КБГУ получают высшее образование для того, чтобы иметь в будущем интересную работу (73%), высокую зарплату (66,4%). 61,8% респондентов хотят добиться успеха в жизни.
В настоящее время выход на рынок труда выпускника высшего учебного заведения сопровождается ситуацией негарантированной занятости, в связи с чем студенты стремятся приобрести опыт профессиональной деятельности во время обучения в вузе, чтобы свести к минимуму возможность неудачи при будущем трудоустройстве. В результате исследования выяснилось, что многие студенты 1-го и 3-го курсов (96,1%) позитивно относятся к совмещению учебы в вузе с работой (рис .8)
Рисунок 8 -Отношение студентов к работе во внеучебное время
Источник: авторское исследование
Совмещают учебу с трудовой деятельностью 46,9% респондентов, из них 14,4% студентов работают по специальности, выбранной при поступлении в вуз.
Анализ предпочтений респондентов относительно совмещения работы и учебы показал, что 43,8% студентов хотят работать там, где можно получить реальный практический опыт по выбранной специальности. Работу, не требующую полной занятости, со свободным графиком предпочли 27,2% респондентов. 13,2% студентов заинтересовались хорошо оплачиваемой работой не по специальности. Лишь небольшая часть учащихся (7,7%) считает, что необходимо попробовать себя в разных сферах деятельности, чтобы понять, что подходит именно им. Предпочитают разовую работу 1,4% опрошенных (рис.13) .
Так как вуз наряду с образовательной выполняет социальную функцию адаптации молодого поколения к новым реалиям жизни, полученные результаты позволят внести изменения в учебный процесс и состояться студенту как конкурентоспособному специалисту.
Современная система профессионального образования претерпевает многочисленные изменения, зачастую не связанные с кадровыми потребностями рынка труда. Тем самым в практике подготовки кадров образовался серьезный разрыв между запросами работодателей и качеством подготовки специалистов, что обусловлено отсутствием должного взаимодействия между работодателями и системой профессионального образования. Поэтому проблема взаимодействия бизнеса и образования требует детального и всестороннего изучения.