ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РФ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вхождение России в третье тысячелетие знаменует собой качественно новый этап в истории ее развития и, в частности, этап коренных рыночных преобразований во всех сферах жизни общества. В этих условиях представители различных отраслей знаний пытаются не только оценить состояние российской политики, экономики и социальной сферы, но и спрогнозировать дальнейшие тенденции их развития. Все более заметную роль начинает играть туристическая политика, которая оказалась востребованной в ходе экономических реформ, так как влияет на такие жизненно важные процессы, как использование природно-ресурсного потенциала территорий и его воспроизводство, демографию и занятость населения, уровень и качество жизни, взаимодействие региональных рынков и механизмы управления этими процессами.

Современный рынок туристических услуг - это мощная индустрия, являющаяся одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики, и за быстрые темпы туризм признан экономическим феноменом столетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, то есть выступает своеобразным стабилизатором социальности омического развития.

В настоящее время туристическая по данным Всемирной туристической организации, формирует 15% мирового ВВП, хотя ее доля в мировых основных фондах не превышает 9%. Она вовлекает в оборот около 9 трлн. долл. США. Для трети стран - участников туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах они входят в первую пятерку бюджетоформирующих статей. Эта отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений в нее приносит 6 рублей суммарного дохода в других отраслях экономики [1].

Эффективное управление национальным туристическим продуктом в России и рост возможностей его продвижения на мировой рынок определяются балансом въездного и выездного туризма, поскольку именно в этой сфере сконцентрированы все условия для роста национального туристического потенциала и формируется устойчивая критериальная база оценки российского туризма.

В последние годы выездной туризм интенсивно развивается благодаря воздействию следующих факторов:

  • принятие закона о въезде и выезде из России, глобально изменившего политику государства, упрощение туристических формальностей, значительное расширение числа лиц, потенциально способных выезжать за рубеж;

  • введение политики валютного регулирования, позволяющей легитимное обращение и вывоз значительных сумм валюты;

  • выделение устойчивого сегмента населения, обладающего средними и высокими доходами, достаточными для поездки за рубеж;

  • интенсивное продвижение иностранного туристического продукта в России, поддерживаемое значительным финансированием иностранных туристических фирм, туристических центров и курортов и принимающих стран.

Согласно статистике, общее число поездок россиян за рубеж в 2013 году составило около 40000000, или на 18% больше, чем по итогам 2012 года. В последние годы подобная динамика была зафиксирована в 2007 году (20,3%), с тех пор этот показатель свыше 15,5% (2009 год) не поднимался.

Совокупный выездной поток с целью отдыха вырос на 21%. Вместе с тем, отмечается снижение на 36% туристского потока в Польшу, что связано с уменьшением числа коммерческих поездок российских граждан в Польшу по туристской визе. Растёт число выездов россиян с целью туризма в страны пляжного отдыха: Египет (39%), Болгарию (17%), Турцию (30%), Кипр (33%). Значительно выросло число посещений россиянами Греции (23%). Продолжает расти популярность Таиланда - туристский поток увеличился на 60%; Китая (рост на 26%). На 70% увеличилось количество туристов, посещающих Вьетнам. Продолжает оставаться популярным у российских граждан отдых в Финляндии (рост на 17%), Франции (на 23%), Италии (на 36%), Испании (на 29%), Австрии (на 44%), Чехии (на 31%), Великобритании (на 30%).

Основной целью выезда российских граждан за границу является досуг и отдых - 64,1%, 23,6% отправляются за границу к родственникам и знакомым, 9,4% совершают выезд за рубеж с деловыми и профессиональными целями. Поездки за границу являются дорогостоящей услугой, что сказывается на продолжительности совершаемых туров. На одну-две недели выезжают по туристским путевкам 48,3% россиян, до 1 месяца - 3,4%, более 1 месяца - менее 1% [2].

Развитие въездного международного туризма в России представляется абсолютно необходимым и первоочередным этапом движения страны к европейскому стандарту и основные выгоды для страны очевидны:

  • международный туризм - мощный источник валютных поступлений;

  • развитие индустрии гостеприимства ведет к развитию инфраструктуры страны, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма;

- международный туризм - это развитие международных отношений, укрепление мира во всем мире.

Количество поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию по итогам 2012 года составило около 29000000, что на 2% больше, чем в 2011 году.

Рост въездного туристического потока со служебными целями и целью отдыха в прошедшем году продемонстрировали Германия, Великобритания, Австрия, Италия, Испания, Австралия, Израиль и некоторые другие страны. Число туристических поездок со служебными целями увеличилось на 1%. Динамика делового туризма в анализируемом периоде по основным направляющим рынкам показывает существенное увеличение потока из Германии - 23%, Австрии, Нидерландов - 21%, Италии, Швеции - 16%, Великобритании и Австралии - 13%, Канады - 10%, Японии - 7 %. По абсолютным значениям лидерами по въездному туризму явились такие страны дальнего зарубежья, как Германия, Великобритания, США, Франция.

Положительную динамику туристических поездок с целью отдыха продемонстрировали такие направления, как Испания (47%), Австрия (22%), Нидерланды (16%), Израиль (15%), Италия (12%), Канада (13%), Норвегия (10%), Австралия (34%). В основном туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно-познавательными целями. Однако общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2009 года [2].

По мнению руководителей принимающих турфирм, основная причина слабого иностранного туристического потока в Россию - высокие цены. За последний год значительно выросли в стоимости все основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов: размещение, железнодорожный транспорт, авиаперевозка, входные билеты в музеи. Все это делает предложение российских туроператоров неконкурентоспособным. Особые трудности туроператоры связывают с дефицитом современных гостиниц туристического класса, как в столице, так и регионах страны.

Анализ рекламных публикаций, размещаемых туроператорами и турагентами в специализированных изданиях, приводит к выводу, что спектр услуг очень ограничен, и в основном организации индустрии туризма предлагают продукцию, не отличающуюся от продукции друг друга. Это свидетельствует о том, что в настоящее время российские туристские организации работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиента.

В настоящее время Россия находится в состоянии высокой конкурентной борьбы за потребителя со странами Западной Европы (Франция, Италия, Испания), Прибалтикой, Польшей, Чехией, Венгрией и Словакией. Кроме того, эти страны имеют ряд географических преимуществ, что делает дешевле авиаперелет и упрощенный визовый режим.

Обострение конкурентной борьбы между организациями индустрии туризма приводит к тому, что объектом конкуренции становятся не только цены на туристские услуги или новые виды предложений, их качество, но и наличие опытного, квалифицированного персонала, составляющего команду организации. Это приводит к тому, что многократно возрастает значимость формирования в организации индустрии туризма корпоративной культуры, которая выступает в качестве одного из основных факторов повышения конкурентоспособности туристских организаций, эффективность производства услуг и управления. Следовательно, перед российскими туристскими организациями и отраслью в целом встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой организации индустрии туризма в отдельности, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей отрасли туристского бизнеса.

Спад или рост туристического потока будет формировать и инвестиционную политику России. Неразвитая инфраструктура сама по себе не может привлекать в регионы инвесторов. Поэтому необходимо развивать деятельность, направленную на поиск потенциальных инвесторов в туристический комплекс России. В связи с этим необходимо восстановление работы зарубежных представительств Ростуризма на новых принципах работы, основанных на финансовой заинтересованности в результате туристического потока из стран - генераторов выездного туризма.

Кроме того, помимо снижения пошлин на импорт воздушных пассажирских г-дев. необходимо срочно рассмотреть во- -рос о снижении таможенных пошлин на импорт современных туристических автобусов.

При ввозе в страну современных автобусов их цена повышается на сумму таможенных пошлин (20%), НДС (18%) и налога на имущество (2,2%). В итоге стоимость одного автобуса для российских компаний увеличивается на 44%. В результате многие туристические фирмы не имеют средств на покупку подобных автобусов, тем самым подвергая риску туристов, которых они возят на старых средствах передвижения. Аналогичная проблема, представляется и с речными круизными судами, при импорте их стоимость повышается на 23%, где 5% составляют таможенные пошлины и 18% - НДС. Сроки окупаемости подобных сделок превышают 10 лет [3]. Поэтому в настоящее время российский круизный туризм находиться в неудовлетворительном состоянии.

Таким образом, без кардинального снижения налогов и таможенных пошлин на импорт транспортных средств для перевозки туристов реальных перспектив укрепления позиций на мировом туристическом рынке у России нет.

Анализируя ситуацию в России, можно отметить, что для нее, как и для многих европейских стран, характерны тенденции урбанизации, высокого уровня образования, большого количества праздничных дней, повышенного интереса россиян к жизни людей в других странах. Все эти объективные факторы обеспечивают хорошие перспективы для выездного туризма. Однако сдерживающим фактором для развития выездного туризма является низкий уровень жизни основной массы населения страны. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то выездной туризм ожидает существенный подъем.

Дальнейшее развитие въездного туризма невозможно без активного продвижения национального российского туристического продукта на международном рынке, без формирования за рубежом образа России, как страны, благоприятной для туризма. Задача продвижения российских регионов и региональных туристических продуктов должна стать приоритетной в существующей системе народного хозяйствования.

Тем не менее, в настоящее время развитие внутреннего российского туризма находиться в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. Во-вторых, отсутствует практика создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в туристическую инфраструктуру. В-третьих, невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии. В- четвертых, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы. В-пятых, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта в условиях туристического рынка.

Подводя выводы анализа современного состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации, необходимо обозначить выявленные нами проблемы и пути их решения с целью интенсивного и устойчивого развития туристического бизнеса страны.

Основными факторами, сдерживающими развитие рынка туристических услуг в Российской Федерации являются:

  • отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как на туристическую зону;

  • действующий порядок выдачи российских виз, сложность процедуры их оформления гражданам иностранных государств;

  • недостаточное развитие туристической инфраструктуры, в частности гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей;

  • неудовлетворительная работа транспортных предприятий, дефицит современных туристических автобусов и круизных судов;

  • дефицит необходимой для зарубежных туристов информации на иностранных языках в России;

  • поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране;

  • непроработанность нормативно - правовой базы;

  • ограниченность рекламы российских туристических направлений за рубежом;

  • режим регистрации иностранцев на территории России;

  • неадекватное поведение и злоупотребления в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников милиции, таможни и пограничников;

  • скудность рынка сувениров и продукции народных промыслов;

  • слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, приводящая к ориентации страны на выездной туризм.

Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому, главной целью политики Российской Федерации на рынке туристических услуг должно стать создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

Основной задачей развития туризма в России является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках.

Для выполнения указанной задачи нами разработана концепция развития туристической отрасли, включающая:

  • развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего;

  • формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы;

  • укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций;

  • развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристическом рынке;

  • разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристического обслуживания;

  • возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды;

  • проведение активной рекламно- информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма;

  • организации презентаций туристических возможностей Российской Федерации в основных странах, направляющих туристов в Россию;

  • организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков;

  • реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;

  • проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

  • поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.

Сформулированная нами концепция развития туристической отрасли поможет обеспечить соответствующий уровень качества туристических услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в Российской Федерации внутреннего и международного туризма.

Литература:

1. Ratanews- Новости туризма для профессионалов от РСТ. - Статистика. - Режим доступа: http: // www.ratanews.ru/rubricator/rubric_37, свободный.

2. Официальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федерации. - Режим доступа: http: //www.russiantourism.ru/section_23, свободный.

3.Козырева Т.В. Учет издержек в туризме / Т.В. Козырева. - М.: Финансы и статистика, 2001.-С. 147.

Просмотров работы: 11509