ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Судьба человека, его благополучие, гармоничное развитие во многом определяется уровнем его приспособленности, самореализации, отсутствием или наличием психологических отклонений. Сильными сторонами личности считаются первые два критерия, а слабыми – третий. Развитие личности – это, прежде всего динамический процесс, эволюция на протяжении всей жизни и у каждого человека оно происходит индивидуально. Благополучное развитие личности предполагает приспособление к реальным условиям жизни. Это говорит об определенном уровне социализации - усвоении существующих норм, правил, без которых невозможна самореализация. Полноценное приспособление - важный компонент самореализации: человек стремится к достижению своих целей. Но, в то же время самореализация и приспособление в процессе развития личности часто становятся противоположными задачами. Поэтому, можно сказать, что самореализация и приспособление – это две стороны одной медали.

По мнению знаменитого отечественного психолога А.Н. Леонтьева (1903-1979), личность определяется социальными (общественными) отношениями, в которые человек вступает в предметной деятельности и сознательным регулированием. А развитие индивидуальности человека осуществляется благодаря социальным отношениям, предметной деятельности, сознанию, регулированию. Современные взгляды ученых В.М. Русалова и Э.А. Голубевой, направлены на рассмотрение индивидуальности на уровне организма (конституции, психофизиологической системы), темперамента человека в рамках социальных отношений.

Существует некоторое разграничение между близкими понятиями «адаптация» и «приспособление». Первый термин используется в медицине и физиологии человека и обозначает перестройку организма, вызванную неблагоприятными воздействиями (холод, жара, сдвиг суточных ритмов). В широком смысле понятие «адаптация» подразумевает процесс привыкания человека к новым условиям, где основную роль играют психологические механизмы. Более того, адаптация – это окончательный результат приспособления человека к окружающей действительности, либо нарушение функционирования по какой-либо причине. Отметим, что приспособление – это синоним адаптации, состояние равновесия личности к окружающим условиям. У каждого человека много способов приспособления к тем или иным обстоятельствам, но возможны случаи неприспособленности.

Наиболее интересной для исследований приспособления личности является теория умственного развития Жана Пиаже, где подробно рассмотрен процесс нормального развития, а также интеллект как способ приспособления индивида к окружающему миру. А основным механизмом развития интеллекта и, следовательно, психологической адаптацией, по мнению Ж.Пиаже, служит децентрация. Феномен децентрации определяет не только умственное развитие, но и эмоциональное, нравственное развитие и процесс социализации индивида в совокупности.

Следует отметить, что существует разный уровень адаптивности - врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни в любых условиях. Врожденные основы адаптивности – это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные зачатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социальный статус и самоощущение, то есть удовлетворенность или неудовлетворенность собой и своей жизнью.

Мы заинтересовались проблемой роли темперамента как фактора приспособления личности у подростков и провели экспериментальное исследование на базе центра социальной поддержки молодежи «Преображение», в г. Кинешма, Ивановской области. В эксперименте мы использовали методику В.М. Русалова. Результаты исследования по методике В.М. Русалова свидетельствуют о том, что у подростков с разным типом темперамента в разной степени выражены такие свойства как: предметная эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность, контроль. Выраженность этих свойств темперамента подчеркивает уровень степени приспособленности личности подростка к реальной жизни. Уровень предметной эргичности выше всего у подростков с сангвинистическим и холерическим типом темперамента. Они высокоактивны, работоспособны, полны энергии. Предпочитают деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Они хорошо приспособлены к различным жизненным ситуациям. У испытуемых с флегматическим типом темперамента уровень предметной эргичности соответствует среднему уровню. Подростки не избегают напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. После утомительной монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии. Для ребят с меланхолическим типом темперамента характерен низкий уровень предметной эргичности. Это свидетельствует о пассивности, низком общем жизненном тонусе. Стремление к напряженной физической умственной деятельности выражено слабо. Медленно восстанавливается работоспособность после длительного и напряженного труда. Максимальные значения социальной эргичности диагностированы у подростков с холерическим (среднее значение 8,69) и сангвинистическим (среднее значение 8,42) типом темперамента. Они имеют широкий круг общения, инициативны, социально активны, часто участвуют в общественных мероприятиях, эффективно работают в коллективе. У участников эксперимента с флегматическим типом темперамента преобладает средний уровень социальной эргичности. Они избирательны в установлении контактов. Легко находят общий язык с теми, кто хорошо знаком. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, неуверенности. Лидерские качества проявляют в хорошо знакомых ситуациях. Низкая социальная эргичность свойственна подросткам с меланхолическим типом темперамента. Они испытывают большие трудности в общении. Общая социальная активность низкая. Избегают публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений. Предметная пластичность выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности. Высокая предметная пластичность диагностирована у испытуемых с сангвинистическим типом темперамента. Они предпочитают работу, требующую разнообразных решений и действий. Легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Могут без особого труда выполнять несколько дел. Средний уровень предметной пластичности свойственен подросткам с холерическим, флегматическим и меланхолическим типом темперамента. Это означает, что в привычных для себя ситуациях такие подростки достаточно быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, однако для овладения новыми алгоритмами действия требуются время и определенные усилия.

Таким образом, эксперимент показал, что каждому типу темперамента свойственны свои особенности, проявляющиеся в разнообразной деятельности, общении. Для каждого типа темперамента характерна своя степень приспособленности к жизненным условиям, обстоятельствам. Поэтому велика роль темперамента как фактора приспособления личности у подростков.

Просмотров работы: 3627