Особенности темперамента подростков оказывают существенное влияние на учебную деятельность. Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей [1].
Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное поступательное развитие каждого ученика, самочувствие взрослых из ближайшего окружения ребенка. Основная задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность учащихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. Обучение и воспитание, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям, наиболее ценно [2].
Учет особенностей темперамента способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности. В связи, с чем изучение особенностей темперамента подростков является актуальной проблемой. Особенности темперамента школьников в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах: Е.П. Ересь, Э.Кречмера, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова и многих других. Однако недостаточно исследованной является проблема влияния темперамента на успешность учебной деятельности подростков.
Таким образом, цель нашего исследования выявить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности.
В нашем исследовании приняли участие 16 человек. Из них 10 мальчиков и 6 девочек.
Для достижения цели исследования мы использовали следующие методики: тест - опросник Айзенка на выявление темперамента, экспертные оценки.
В ходе проведения опросника были получены следующие результаты: у 5 учащихся (31%) выявлен меланхолический тип темперамента, 5 учащихся (31%) обладают холерическим типом темперамента, 3 учащихся (19%) – флегматическим и 1 учащийся (6%) является сангвиником. А также двое учащихся обладают смешанным темпераментом (13%). ( см. Диаграмма №1)
Диаграмма №1.
Из диаграммы видно, что большинство учащихся – холерики и меланхолики.
Среди учащихся было выявлено: 8 учеников (50%) - экстравертов и 8учеников (50%) – интровертов. (см. Диаграмма № 2).
Диаграмма № 2.
Для того чтобы определить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности подростков мы использовали метод экспертных оценок. Т.е. была изучена и проанализирована успеваемость 8 класса за 2 последние четверти. В ходе анализа общей успеваемости детей учитывались показатели успеваемости по следующим дисциплинам: русский язык, литература, математика, история, обществознание, география, биология, физика, химия, физическая культура, иностранный язык и технология.
Исследовав успеваемость 8 класса за 1-2 четверти, рассчитав средний балл, мы условно разделили детей на «сильных» (от 4-5 баллов), «среднеуспевающих» (от 3,5-3,9 баллов) и «слабоуспевающих» (от 2,5-3,4 баллов). Показатели успеваемости детей в процентах представлены на диаграмме № 3.
Диаграмма № 3.
По диаграмме видно, что в 8 классе преобладают «слабоуспевающие» учащиеся (44%), «среднеуспевающие» учащиеся составляют 31%, и лишь 25% учащихся являются «сильными».
Для сопоставления результатов по определению темперамента и успеваемости была составлена таблица.
Сопоставительная таблица успеваемости и типа темперамента детей.
Испытуемый |
Тип темперамента |
Экстраверсия/Интроверсия |
Успеваемость |
1.Бородинов Д. |
Меланхолик |
Интроверт |
Слабоуспевающий |
2.Богославская А. |
смешанный |
экстраверт |
слабоуспевающий |
3.Гаджиева П. |
холерик |
экстраверт |
среднеуспевающий |
4.Гопко С. |
холерик |
экстраверт |
слабоуспевающий |
5.Еремин А. |
сангвиник |
экстраверт |
среднеуспевающий |
6.Захаров П. |
флегматик |
интроверт |
слабоуспевающий |
7.Зоркина А. |
меланхолик |
интроверт |
среднеуспевающий |
8.Коняев Д. |
холерик |
экстраверт |
слабоуспевающий |
9.Коленко В. |
флегматик |
интроверт |
среднеуспевающий |
10.Легенько С. |
меланхолик |
интроверт |
сильный |
11.Остапенко С. |
меланхолик |
интроверт |
слабоуспевающий |
12.Рассошенко М. |
смешанный |
экстраверт |
сильный |
13.Ткачева В. |
холерик |
экстраверт |
сильный |
14.Черников А. |
холерик |
экстраверт |
сильный |
15.Черникова Э. |
меланхолик |
интроверт |
среднеуспевающий |
16. Шурупин В. |
флегматик |
интроверт |
слабоуспевающий |
Из данных таблицы видно, что 40% холериков являются «слабоуспевающими», 20% холериков являются «среднеуспевающими», и 40% холериков являются «сильными» учениками. Пятеро учащихся являются меланхоликами, из них 40% слабоуспевающих, 40% среднеуспевающих и лишь 20% сильных. Следовательно, дети с такими типами темперамента как холерики и меланхолики, могут иметь в учебе, как высокие показатели, так и низкие.
Кроме того, в данном классе обучается 3 флегматика, один из них является «среднеуспевающим», а два других «слабоуспевающим». Так же в классе имеется учащийся с сангвиническим типом темперамента, который является среднеуспевающим. Самый низкий показатель успеваемости наблюдается у 4 испытуемого, он является холериком – экстравертом.
Самый высокий показатель успеваемости у 12 и 14 испытуемых, один из них также является холериком-экстравертом, а другой обладает смешанным типом темперамента, и также является экстравертом.
Так как в классе обучаются дети с разными типами темперамента, то учитель должен учитывать особенности каждого типа темперамента.
Самый высокий показатель успеваемости по всему классу по таким дисциплинам как обществознание и география. Можно предположить, что учитель использует индивидуальный подход к каждому из учащихся, учитывая их индивидуальные особенности, в том числе и особенности темперамента, что положительно сказывается на качестве обучения.
По физике самый низкий балл успеваемости по всему классу. Можно предположить, что учитель физики не до конца использует личностный подход в обучении детей.
Таким образом, данные нашего исследования показывают, что в каждом типе темперамента встречаются дети как сильные, среднеуспевающие, так и слабые. Это свидетельствует о том, что тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат. При индивидуальном подходе к каждому из учащихся можно развить свойственные каждому темпераменту положительные качества, а также ликвидировать или ослабить те недостатки, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Следовательно, если изучить типологические особенности темперамента, то можно влиять на успешность учебной деятельности.
Литература:
Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Верцинская, Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися / Н.Н. Верцинская. - Мн.: Нарасвета, 2000.