ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенности темперамента подростков оказывают существенное влияние на учебную деятельность. Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей [1].

Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное поступательное развитие каждого ученика, самочувствие взрослых из ближайшего окружения ребенка. Основная задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность учащихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. Обучение и воспитание, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям, наиболее ценно [2].

Учет особенностей темперамента способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности. В связи, с чем изучение особенностей темперамента подростков является актуальной проблемой. Особенности темперамента школьников в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах: Е.П. Ересь, Э.Кречмера, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова и многих других. Однако недостаточно исследованной является проблема влияния темперамента на успешность учебной деятельности подростков.

Таким образом, цель нашего исследования выявить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности.

В нашем исследовании приняли участие 16 человек. Из них 10 мальчиков и 6 девочек.

Для достижения цели исследования мы использовали следующие методики: тест - опросник Айзенка на выявление темперамента, экспертные оценки.

В ходе проведения опросника были получены следующие результаты: у 5 учащихся (31%) выявлен меланхолический тип темперамента, 5 учащихся (31%) обладают холерическим типом темперамента, 3 учащихся (19%) – флегматическим и 1 учащийся (6%) является сангвиником. А также двое учащихся обладают смешанным темпераментом (13%). ( см. Диаграмма №1)

Диаграмма №1.

Из диаграммы видно, что большинство учащихся – холерики и меланхолики.

Среди учащихся было выявлено: 8 учеников (50%) - экстравертов и 8учеников (50%) – интровертов. (см. Диаграмма № 2).

Диаграмма № 2.

Для того чтобы определить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности подростков мы использовали метод экспертных оценок. Т.е. была изучена и проанализирована успеваемость 8 класса за 2 последние четверти. В ходе анализа общей успеваемости детей учитывались показатели успеваемости по следующим дисциплинам: русский язык, литература, математика, история, обществознание, география, биология, физика, химия, физическая культура, иностранный язык и технология.

Исследовав успеваемость 8 класса за 1-2 четверти, рассчитав средний балл, мы условно разделили детей на «сильных» (от 4-5 баллов), «среднеуспевающих» (от 3,5-3,9 баллов) и «слабоуспевающих» (от 2,5-3,4 баллов). Показатели успеваемости детей в процентах представлены на диаграмме № 3.

Диаграмма № 3.

По диаграмме видно, что в 8 классе преобладают «слабоуспевающие» учащиеся (44%), «среднеуспевающие» учащиеся составляют 31%, и лишь 25% учащихся являются «сильными».

Для сопоставления результатов по определению темперамента и успеваемости была составлена таблица.

Сопоставительная таблица успеваемости и типа темперамента детей.

Испытуемый

Тип темперамента

Экстраверсия/Интроверсия

Успеваемость

1.Бородинов Д.

Меланхолик

Интроверт

Слабоуспевающий

2.Богославская А.

смешанный

экстраверт

слабоуспевающий

3.Гаджиева П.

холерик

экстраверт

среднеуспевающий

4.Гопко С.

холерик

экстраверт

слабоуспевающий

5.Еремин А.

сангвиник

экстраверт

среднеуспевающий

6.Захаров П.

флегматик

интроверт

слабоуспевающий

7.Зоркина А.

меланхолик

интроверт

среднеуспевающий

8.Коняев Д.

холерик

экстраверт

слабоуспевающий

9.Коленко В.

флегматик

интроверт

среднеуспевающий

10.Легенько С.

меланхолик

интроверт

сильный

11.Остапенко С.

меланхолик

интроверт

слабоуспевающий

12.Рассошенко М.

смешанный

экстраверт

сильный

13.Ткачева В.

холерик

экстраверт

сильный

14.Черников А.

холерик

экстраверт

сильный

15.Черникова Э.

меланхолик

интроверт

среднеуспевающий

16. Шурупин В.

флегматик

интроверт

слабоуспевающий

Из данных таблицы видно, что 40% холериков являются «слабоуспевающими», 20% холериков являются «среднеуспевающими», и 40% холериков являются «сильными» учениками. Пятеро учащихся являются меланхоликами, из них 40% слабоуспевающих, 40% среднеуспевающих и лишь 20% сильных. Следовательно, дети с такими типами темперамента как холерики и меланхолики, могут иметь в учебе, как высокие показатели, так и низкие.

Кроме того, в данном классе обучается 3 флегматика, один из них является «среднеуспевающим», а два других «слабоуспевающим». Так же в классе имеется учащийся с сангвиническим типом темперамента, который является среднеуспевающим. Самый низкий показатель успеваемости наблюдается у 4 испытуемого, он является холериком – экстравертом.

Самый высокий показатель успеваемости у 12 и 14 испытуемых, один из них также является холериком-экстравертом, а другой обладает смешанным типом темперамента, и также является экстравертом.

Так как в классе обучаются дети с разными типами темперамента, то учитель должен учитывать особенности каждого типа темперамента.

Самый высокий показатель успеваемости по всему классу по таким дисциплинам как обществознание и география. Можно предположить, что учитель использует индивидуальный подход к каждому из учащихся, учитывая их индивидуальные особенности, в том числе и особенности темперамента, что положительно сказывается на качестве обучения.

По физике самый низкий балл успеваемости по всему классу. Можно предположить, что учитель физики не до конца использует личностный подход в обучении детей.

Таким образом, данные нашего исследования показывают, что в каждом типе темперамента встречаются дети как сильные, среднеуспевающие, так и слабые. Это свидетельствует о том, что тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат. При индивидуальном подходе к каждому из учащихся можно развить свойственные каждому темпераменту положительные качества, а также ликвидировать или ослабить те недостатки, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Следовательно, если изучить типологические особенности темперамента, то можно влиять на успешность учебной деятельности.

Литература:

  1. Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС, 2001.

  2. Верцинская, Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися / Н.Н. Верцинская. - Мн.: Нарасвета, 2000.

Просмотров работы: 5068