ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чем счастливые люди отличаются от несчастливых? Счастливые люди управляют своей жизнью, а за несчастных это делают другие. На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Наличие образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, даже просто получение работы. По данным органов управления образованием, значительная часть выпускников школ не имеет сформированных планов профессионального самоопределения и не делает осознанного выбора профессии. Выпускники нередко весьма смутно представляют содержание профессий, потребность в них, путь их освоения, возможности трудоустройства.

Если говорить кратко, профессиональное самоопределение это самостоятельный, осознанный выбор профессионального пути.

И если раньше общество требовало выпускника - исполнителя, то сегодня требуется деятельный, творческий, активный, человек, обладающий значительно большей чем ранее мерой свободы и ответственности.

Жесткие требования работодатели сегодня предъявляют к компетентности и профессионализму специалиста. Чтобы стать профессионалом человеку нужно пройти очень длинный путь.

Человек быстрее становится профессионалом если успешно пройдена 1 стадия профессионального пути — стадия профессионального самоопределения, а в это приходится как раз на 8-9-10 классы и поэтому особенно важна работа по психолого-педагогическому сопровождению в этот период.

Важнейшим аспектом сопровождения являются отношения. Позитивные отношения педагогов и учащегося влияют на реализацию интеллектуальных возможностей ребенка, поэтому необходимо формирование или восстановление особого типа отношений «взрослый ребенок», которые гарантируют ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь. Это особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач его обучения и развития.

Теоретический анализ литературных источников показал, что психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.

Прежде всего, психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

По мнению С.Н. Чистяковой результатом психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся является 3 показателя.

- ценностно-смысловой (наличие мотивов выбора профессии, положительное отношение к ситуации выбора,активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора);

- информационный (полнота и дифференцированность знаний о мире профессий, умение работать с источниками информации, информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека);

- деятельностно-практический (умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения, самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии).

В основном психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения сводится к профориентационной работе для учащихся 9-10 классов. То есть такая работа начинается в 9 классе и ведется по трем направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональное консультирование.

Профессиональное просвещение - это всевозможные мероприятия профориентационной тематики (Кл. часы, занятия, ярмарки, недели, праздники, экскурсии и т.д.). С помощью профессиональной диагностики изучаются личностные особенности и профессиональная направленность школьника. По результатам диагностики проводятся индивидуальные и групповые консультации в помощь учащимся по составлению индивидуального профплана.

Казалось бы делается все для грамотного профессионального самоопределения, но по данным нашего исследования был проведен опрос за полгода до выпуска учащихся 11-х классов на вопрос : «Чем вы будете заниматься с 1 сентября будущего года отвечают:

По данным опроса 35 % - ответили не знаю; 26% - представляю; 34% - точно знаю, кем бы они хотель быть;

На вопрос: «Кем вы видите себя через 5 лет» у 52 % школьников 9 класса - нет видения.

Это происходит из - за того, что учащиеся не способны делать выбор, принимать решения и брать ответственность на себя. А это значит, что не сформированы навыки жизненного самоопределения. То есть сформированы две первых составляющих успешного профессионального самоопределения: информационная и ценностно -смысловая. Что же касается деятельностно - практической, то она остается западающей. То есть школьники не умеют анализировать ситуацию, ставить цели, планировать шаги по ее достижению, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию своей деятельности.

Следовательно у ребенка не сформированы навыки жизненного самоопределения.

Выходит, что в 9 классе мы помещаем ученика в искусственную среду и проводим ряд мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение, забывая, что профессиональное самоопределение это лишь составляющая жизненного самоопределения. Для которого мы, к сожалению, не создаем нужную среду.

Если мы задумаемся, даем ли мы право выбора детям, то напрашивается ответ: «Нет». Эта проблема возникает с раннего возраста, еще в детском саду, когда ребенок просит маленькие синенькие кубики, а ему дают большие красные, не объясняя почему, лишая право выбора. Поступая в первый класс, родители стараются определить ребенка в престижный класс, к «хорошему» учителю не учитывая возможности детей. Дети выбирают кружки в школе, но классы углубления, институты зачастую выбирают родители, но не по индивидуальным особенностям, склонностям и способностям, а по другим причинам: дань моде, престижность классов. Таким образом, субъекты образовательного процесса, не создаем условия для самостоятельного выбора, так как не разработана система приобретения навыка жизненного выбора. Нужен переход от формально-знаниевой к личностно-деятельностным технологиям. Для этого необходима подготовка и переподготовка учителей, психологов, соц.педагогов.

Исходя из этого, педагоги общеобразовательных школ имеют возможность: организовать систематическое изучение интересов и мотивов выбора профессии учащимися; направлять развитие интересов в сторону практического применения имеющихся знаний в области профориентации; использовать для профориентации школьников учебные занятия, осуществляя в процессе преподавания своего предмета тесную связь изучаемого материала с жизнью; развернуть в школе разностороннюю внеклассную работу (кружки, конкурсы, игры и т.д.); в процессе которой изучать и развивать склонности и способности школьников к определенной трудовой деятельности; вовлекать в общественно полезный труд.

Реализация стратегических целей обновления школы на практике, состоится когда все, субъекты образования, смогут включить ученика в практическую деятельность, ориентируясь на его личность. Таким образом, вытекает необходимость в проведении специальных исследований и практических разработок для решения этих задач.

Мы выходим с предложением к управлению образования, а скорее с просьбой создать творческую группу по формированию единой модели психолого-педагогического сопровождения на всех ступенях образовательного процесса, отражающая единство цели и результата, логику и внутреннюю динамику процесса сопровождения.

Человек будет счастлив, если научится управлять своей жизнью,

делать выбор, в том числе и профессиональный.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. – М.: Высшая школа, 2006.– 272 с.

2. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении [Текст] /О.А. Белянина // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - с.73-76.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2005. – 298 с. (Практическая психология в образовании).

4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова – М.: Знание, 1991.– 80 с.– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психологи»; № 11).

Просмотров работы: 3768