ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРА НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСПЕХЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРА НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСПЕХЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мужчины и женщины не одинаково представляют себе успех. Особенности формирования социально-психологической ориентации на успех у мужчин и женщин связаны, прежде всего, с формированием социальных стереотипов маскулинности и феминности и с процессом становления половой идентичности личности. Как половые роли, так и нормативные представления о мужчинах и женщинах имеют социальное происхождение. Их содержание определяется конкретными условиями жизни общества и существенно различается в разных культурах.

В психологии термин гендер означает социально-биологическую характеристику, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения, норм для мужчин и женщин [2].

Таким образом, общество формирует определенное нормы в соответствии, с которыми человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество его не отвергло.

Социальный успех в обществе чаще всего имеет маскулинную природу. Это связано с тем, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Мужчины пользуются большей властью в политике, производстве и бизнесе. Женщины, желающие сделать карьеру, часто встречаются с явлением «стеклянного потолка». Эта метафора выражает факт, что во многих организациях существует невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинуться. Также «стеклянный потолок» определяют как «искусственно созданные барьеры, основанные на предрассудках, которые не позволяют работникам продвигаться по службе и занимать руководящие посты» [3].

Наиболее типичные объяснения очевидно низкого, по сравнению с мужчинами, статуса женщин в организациях указывают на ситуативные, а не на внутриличностные факторы. Главными препятствиями на пути женщин к высоким постам являются традиционная кадровая политика фирм, стереотипы, предполагающие, что женщина не годится для роли лидера, и такие обстоятельства, как невозможность приобрести на работе необходимый опыт и проявить необходимые качества [2].

Таким образом, общественное сознание представляет себе образы мужчин и женщин, исходя из сложившихся стереотипов. Философами и психологами, социологами и историками предпринимались многочисленные попытки объяснения природы вторичности социальных ролей женщины. Научная интерпретация этого факта сводилась к констатации недостаточной полноценности женщины либо в биологическом плане (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Конт), либо психологическом (Э. Кречмер, Н. Метьюз, З. Фрейд) и интеллектуальном (Н. Ликман, Р. Мейер, П. Хейманс).

По мнению О. Лири, существующие в обществе ролевые стереотипы включают в себя необоснованные взгляды, согласно которым у женщин отсутствуют черты, связанные с компетентностью, независимостью, притязаниями, логикой и т.п.; напротив, им свойственны черты, подчеркивающие у них выраженность коммуникативных и эмоциональных характеристик. Чтобы успешно конкурировать в «мужском обществе», женщины вынуждены принимать мужские ориентации и мужскую систему ценностей.

Низкую продуктивность женщин нередко связывают с влиянием таких факторов, как заниженная самооценка и неуверенность в себе. Еще в середине 60-х гг. был открыт феномен, свойственный женщинам; он получил название «страха успеха» и заключается в том, что женщинам присуща не «страх успеха» как таковая, а боязнь побочных последствий успеха. К.А.Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко отмечали, чтоженщин заботит потеря женственности, привлекательности для мужчин, их социальной отверженности, неприятие является «платой» за успех [1].

Таким образом, гендерные особенности социальных представлений об успехе определяются существующими в обществе стереотипами. Стереотипные представления отражают как личностные черты, так и особенности поведения. Особенности формирования ориентации на успех у мужчин и женщин зависят от этнической, социальной сферы, в рамках которой живет индивид и формируется его личность.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абульханова-Славская, К. А., Гордиенко, Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других// Психологический журнал. – 2001. – №5.

2. Берн, Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 320 с.

3. Лабунская, В.А. Социальная психология личности. – М.: Гардарики, 2000. – 397 с.

Просмотров работы: 1465