Современное общество характеризуется и глубокими общественными преобразования и переменами, которые не могли не затронуть области высшего профессионального образования. Возросли требования к уровню профессиональной подготовки выпускников вузов, что предполагает придание содержанию обучения большего практического характера, повышение интенсивности учебного процесса. Становится очевидным возрастание роли психологического обеспечения обучения студентов.
Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Психологическое обеспечение профессионального становления "предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепления профессионального "Я", поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку в саморегуляции жизнедеятельности и освоении технологий профессионального самосохранения" (Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности — Екатеринбург, 2004). Что касается психологического сопровождения на стадии профессионального образования, то его технология оказывается различной для разных этапов обучения в вузе: адаптации (первый курс), интенсификации (второй, третий курс) и идентификации (четвертый, пятый курс). Поэтому продуктивное психологическое сопровождение профессионального образования возможно при «осуществлении мониторинга профессионального развития. Оно должно стать составной частью личностно ориентированного социально-профессионального воспитания». (Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности — Екатеринбург, 2004).
Раскрывая понятие, профессионализма личности и определяя профессионально важные качества личности как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде».
Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются актуальными в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Проблемами подготовки профессионала в вузе занимались: Г.В. Акопов (социальная психология высшего образования), А.А. Вербицкий (формы и методы активного обучения в вузе), Б.А. Вяткин, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, М.Р. Щукин (индивидуальный стиль деятельности, общении и активности), В.Г. Леонтьев (роли мотивации в обучении), В.Д. Шадриков (системогенез профессиональной деятельности и профессиональные способности) и др. Вместе с тем исследований, которые посвящены методам развития профессионально важных качеств психолога-практика в вузе, явно недостаточно. Под профессионально важными качествами человека (ПВК) мы понимаем анатомо-физиологические, психологические и социальные качества человека как субъекта труда. Для психологии труда и профессии важны, прежде всего, психологические качества — особенности психических процессов, состояний, свойств личности (понимаемых широко, как индивидуальности), включая умения, навыки, привычки и другие психологические особенности конкретного человека. (Гарбер Е.И., Козача В.В., 1992). Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем ПВК является одним из узловых в проблематике системогенеза деятельности. Наиболее распространенный, но, вместе с тем, и упрощенный подход к данной проблеме (Шадриков В.Д.,1997) заключается в том, что развитие психического свойства изучается на результативном уровне, т.е. рассматривается влияние упражнений (специальных или связанных с профессиональной деятельностью) на результаты функционирования конкретного психического свойства. Экспериментально установлено, что специальная тренировка повышает чувствительность анализаторных систем, улучшает показатели функционирования восприятия, внимания, памяти, мышления. Вопрос о механизмах такого улучшения остается открытым.
Формированию и развитию профессионально важных качеств посвящено немало исследований. Е.И. Гарбер, В.В.Козача рассматривают профессионально важные качества как анатомо - физиологические, психологические и социальные качества человека как субъекта труда. Для психологии труда и профессии важны прежде всего психологические качества -особенности психических процессов, состояний, свойств личности (понимаемых широко, как индивидуальности), т.е. включая умения, навыки, привычки и другие психологические особенности конкретного человека .
Развитие профессионально важных качеств возможно посредством моделирования конкретных личностно-значимых для студента ситуаций, т.е. создания моделей реальных ситуаций, которые задают задачи, решаемые субъектом в ходе жизнедеятельности, влияющие на его поведение и мировоззрение.
С помощью психических механизмов, задействованных в профессиональной деятельности психолога (анализ, синтез, прекогниция, принятие решения и др.) в рамках модели студент должен решить для себя и отрефлексировать задачу, которую задает данная модель. В результате идет формирование внутреннего осознания студентом себя как субъекта психологического исследования и четкое представление себя в рамках профессионального самосознания и профессиональной деятельности. Осуществляется отработка студентом своих психологических проблем, четко структурируется образ своего «Я» - система представлений о самом себе.
В качестве профессионально важных могут выступать не только психические, но и внепсихические свойства субъекта (конституциональные, соматические, нейродинамические и т.д.). По мнению В.Д. Шадрикова, профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности. Они являются узловым моментом формирования психологической системы деятельности.
Профессионально важные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. С одной стороны, профессионально важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны – они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.
Таким образом, можно видеть, что ПВК, как главные субъектные детерминанты деятельности,являются необходимыми для развития профессионала в той или иной сфере.
Литература:
Зеер Э.Ф. «Профессионально-образовательное пространство личности» — Екатеринбург, 2004
Шнейдер Л.Б. «Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие.» – М., 2003.
Шнейдер, Л.Б. «Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг.» – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004.