Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей семьи и брака и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых. Особенно перспективной в формировании ценности семьи является студенческая молодежь, стоящая на пороге жизненного самоопределения, приобретение жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой. Cемья и семейные ценности находятся в центре внимания отечественной и зарубежной наук: философской, социологической, педагогической, социально-психологической. В современной науке ценности, духовные потребности, производство и функционирование общественного сознания рассматриваются в виде составных компонентов духовной жизни общества.
Выход современного российского общества из состояния социальной аномии напрямую связан с утверждением общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и традиций, повышением уровня культурного развития населения и, прежде всего, молодежи и студенчества.
Проблема ценностей была поставлена многими зарубежными и отечественными учеными: М. Вебером, Э. Дюркгеймом, У. Томасом, Т. Парсонсом, В. Виндельбандом, Г. Риккертом, Ф. Тенбруком, Р. Пери, К. Марксом, П. Сорокиным, Р.С. Немов, Б. Г. Ананьев. Так, Э. Дюркгейм видел в ценностях идеалы, функция которых заключается в преобразовании реальности, к которой они относятся. М.Вебер усматривал в ценностях мотивы социального действия. В рамках структурного функционализма Т. Парсонс считал ценности одним из важнейших компонентов любой социальной системы. По Парсонсу, ценности – это реальные представления о желаемом типе социальной системы, которые обеспечивают функционирование, сохранение и воспроизводство культурных образцов системы. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности.
Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации» - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного [2].
Р.С Немов. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [5].
Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития [1].
Так, одной из важнейших ценностей в настоящее время является семья и брак, которые всегда играли большую роль в жизни общества. Семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Психологическая суть брака - подтверждение отношений в паре, их включение и согласование с другими отношениями, которые уже поддерживают будущие супруги [4].
Актуальность данной темы связана с огромным значением института семьи в обществе. В современных условиях вопросы семейных отношений приобретают особую значимость. У молодых семей существует множество проблем: материально-бытовые, жилищные, психологические, медицинские, проблемы трудоустройства.Изучение семейно-брачных установок необходимо для выявления особенностей функционирования семьи в условиях современности [6].
В психологии традиционны исследования, посвященные изучению супружеских и внутрисемейных отношений. С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Авторы В.П. Левкович и О.Э. Зуськова, изучая негативный характер супружеских отношений, выделили пять групп, наиболее значимых для совместной жизни супругов и влияющих на удовлетворенность браком, потребностей:
1. Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье.
2. Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.
3. Познавательные потребности супругов.
4. Материальные потребности.
5. Потребность в защите собственной «Я-концепции» [3].
Учитывая особенностисовременной ценностной картины молодого поколения, на основе методик и анкет нами была выбрана методика «Ценностные ориентации» (М. Рокича), которая основана на прямом ранжировании. По результатам данной методики мы выяснили:
Исследование 10 человек (девушки) показало, что наиболее важными терминальными ценностями для респондентов являются: развлечения, счастливая семейная жизнь, интересная работа; наименее значимыми являются: свобода, развитие, уверенность в себе. Наиболее важными инструментальными ценностями для респондентов являются: аккуратность, высокие запросы, чуткость; наименее значимыми являются: самоконтроль, рационализм, ответственность. Исследование 10 человек (парни) показало, что наиболее важными терминальными ценностями для респондентов являются: активная деятельная жизнь, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь; наименее значимыми являются: развлечения, здоровье, любовь. Наиболее важными инструментальными ценностями для респондентов являются: аккуратность, эффективность в делах, широта взглядов; наименее значимыми являются: образованность, ответственность, исполнительность.
Для проведения следующих исследований мы выбрали анкетирование «Готовность молодых людей к семейной жизни», которое заключается в том, чтобы узнать, какой смысл молодые люди вкладывают в понятие "семья". В ходе анкетирования респондентам был задан следующий вопрос: «Какой фактор свидетельствует о готовности человека образовать семью?»
У девушек 0% наличие профессии, наличие собственного жилья, достижение определенного возраста, наличие сексуального опыта. 10% достигнутая финансовая самостоятельность. Доминирующая часть опрошенных составляет 90% наличие четких представлений о семейной жизни.
У парней 0% наличие профессии, достижение определенного возраста, наличие сексуального опыта. 20% достигнутая финансовая самостоятельность, наличие собственного жилья. Доминирующая часть опрошенных составляет 60% наличие четких представлений о семейной жизни.
Для проведения своей работы мы выбрали анкетирование «Отношение молодых людей к браку». Суть данного опросника заключалась в том, чтобы выявить готовность молодежи к вступлению в брак, возможные субъективные причины семейной жизни, выяснить какую форму брака они предпочитают. Мы задали вопрос: «Какую форму семейной жизни вы предпочитаете?»
Опрос 10 человек (девушки) показал, что 90% выбирают официальную форму брака; 10% - гражданский брак и вообще не планируют вступать в брак 0%. Анализируя ответы парней, стоит отметить, что 50% выбирают официальную форму брака; 30% - гражданский брак и вообще не планируют вступать в брак 20%.
Следующий вопрос был: «Что мешает молодежи вступать в брак?»
Исследование 10 человек (девушки) показало, что 48% мешает неодобрение родителей, 50%отсутствие жилья, 46% недостаток денежных средств и 38% неготовность молодых людей к заключению официального брака. Исследование 10 человек (парни) показало, что 54% мешает неодобрение родителей, 50%отсутствие жилья, 48% недостаток денежных средств и 62% неготовность молодых людей к заключению официального брака.
Экспериментальное исследование проводилось на базе молодежь г. Ставрополя. В нашем эксперименте приняли участие 20 человек в возрасте 18 - 30 лет (10 девушек и 10 парней).
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно заключить, что современная молодежь видит идеальную семью, правда, скорее всего только в планах - сначала карьера для достижения материального благополучия и независимости от родителей. Взгляды молодого поколения на семью приводят к нежелательным для общества последствиям в социально демографическом, экономическом и этико - психологическом плане, поэтому особую актуальность приобрела необходимость возрождения института семьи, подготовки молодого поколения к браку.
Список использованной литературы
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2007.
2. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2008.
3. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 2010.
4. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2006.
5. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 2009.
6. Сергеев Р.В., Ашурова Е., Хрупин С.И. Семейные ценности в сознании студенческой молодежи: социологический анализ. - 2011.