В России в последнее время отмечается рост разнообразных форм девиантного поведения. К различным формам отклоняющегося поведения причастны не только взрослые, но и дети. Одной из главных причин девиации могут быть различные виды психической депривации.
Депривацияоказывает большое влияние на становление психических функций человека, развитие его личности в целом. Количество и качество эмоциональных, сенсорных и других стимулов является условием полноценного психического развития в детстве, а также фактором психического благополучия как в детстве, так и в зрелости. Разработкой этих проблем активно занимались такие авторы как И. Лангмейер, З. Матейчек, К. Хаузер [3]. Эмоциональная депривация – это недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая была уже создана [1].
Предмет: Особенности эмоциональной депривации у девиантных подростков.
Объект: Подростки с 5-9 класс.Группа разделена на нормотипических (15чел.) и девиантных подростков (15 чел.). Количество 30 человек.
Гипотеза исследования: У подростков с девиантным поведением наблюдается эмоциональная депривация.
Метод исследования: проективный метод «Я в школе».
В ходе проведенного исследования были получены результаты, отражающие основные личностные особенности подростков. Результаты отражены на рис.1.
Рис.1. Основные личные показатели девиантных и нормотипичных подростков
Как видно, наибольшие различия получены по таким показателям как:
настойчивость (86,7%), тяга к умственным знаниям (40%), контролируемое поведение (40%), лабильное настроение (26,6%), энергичность (53,3%), страх (20%). Данные шкалы нормотипические подростки проецируют гораздо чаще, чем подростки с девиантным поведением. В свою очередь, подростки с девиантным поведением чаще в рисунке указывает такие особенности как враждебность (46,6%), нестабильность (33,3%), желание убежать (26,6%).
В рамках данного исследования было проанализировано восприятие ребенком взаимоотношений с учителем. В рамках отношений «учитель-ученик» педагог, являясь значимой фигурой, формирует отношение ребенка к процессу обучения, к классу в целом, к одноклассникам и школе.
В ходе исследования выяснилось, что нормотипические подростки (73%) воспринимают отношения с учителем как комфортные, чувствуют себя включенными в систему «учитель-ученик», т.е. имеют контакт с педагогом.
Рис.1. Восприятие учеником отношений с
учителем нормотипических подростков
При исследовании восприятия отношений с учителем у подростков с девиантным поведением, напротив, выявлено в большинстве случаев отрешенность от учителя (67%).
Рис.2. Восприятие учеником отношений
с учителем подростков с девиантным поведением
Возможно, это связано с тем, что у девиантных подростков нет образа морально-этического поведения в обществе и со взрослыми. Причина конфликтов учеников с учителями как правило, заключается в том, что девиантные ученики далеко не всегда бывают дисциплинированными и прилежными, а их наставники – терпеливыми и тактичными. .
В заключение можно сказать, что девиантное поведение подростков, отклоняющихся от общественных норм и правил, при недостатке эмоциональных переживаний, может проявляться в различных формах девиации: в плохой успеваемости, неуверенности в себе, замкнутости, агрессивном поведении, жестокости.
В результате полученных данных у подростков с девиантным поведением наблюдается эмоциональная депривация, поскольку есть связь между эмоциональной депривацией и отклоняющимся поведением. Для девиантных подростков характерно то, что у них в недостаточной степени выражены эмоциональные стимулы, которые служат условием полноценного психического развития. Установление эмоциональных связей является важнейшим условием, которое является гарантом эффективности воспитательных элементов детей.
В результате полученных данных исходя из поставленной гипотезы, что у подростков с девиантным поведением наблюдается эмоциональная депривация подтверждена, поскольку есть связь между эмоциональной депривацией и отклоняющимся поведением. Для девиантных подростков характерно то, что у них в недостаточной степени выражены эмоциональные стимулы, которые служат условием полноценного психического развития. Установление эмоциональных связей является важнейшим условием, которое является гарантом эффективности воспитательных элементов детей.
Список литературы:
Алексеенкова Е. Г. «Личность в условиях психической депривации»; Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 96с. – ( серия «Учебное пособие»).
Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте». – М, 1968. – с. 421-439.
Лангмейер, Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте - Прага, Авиценум, 1984 - 334 с.