ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствия какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно практически всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Особое внимание Л.С. Выготский обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в нем – овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения подростка.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Учебная деятельность должна обеспечить условия для самооценки и самораскрытия подростка, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы и обобщения, связывать изучаемое в систему. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний в V - VI классах требует опоры на способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения. Благодаря самостоятельности подросток учится управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез.

Целью нашего исследования было выявление индивидуальности мышления подростков в учебной деятельности, так как, по нашему мнению, учебная деятельность подростков является ведущей, в ходе которой развиваются внимание, память, мышление, проявляются способности.

В качестве объекта исследования выступила группа подростков, учащихся в восьмом классе МКОУ СОШ №10 села ВознесеновскогоАпанасенковского района Ставропольского края в возрасте от 14 до 15 лет.

Для исследования структуры интеллекта личности для возраста от 12 лет и старше был использован Тест структуры интеллекта (IST) Р. Амтхауэра (составлен Р. Амтхауэром (1953) в трёх формах: А, В и С). Тест состоит из 9 субтестов. Нами было использовано 3 субтеста, а именно: субтест 2-Исключение слова, субтест 3- Аналогии, субтест 4- Обобщения.

Исходя из полученных нами результатов можно сделать следующие выводы: у 6,7% испытуемых высокий уровень самостоятельности мышления, у 60% средний уровень самостоятельности мышления, у 33,3%-низкий уровень самостоятельности мышления.

Для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении) был использован «Школьный тест умственного развития» (ШТУР-2) (Авторы: К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.И. Борисова, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, A.M. Раевский). Тест состоит из 8 субтестов. Для выявления самостоятельности мышления нами были использованы следующие: субтест 3- Аналогии, субтест 5-Обобщения, субтест 6-Числовые ряды. Поскольку субтесты имеют разное количество заданий, то результаты их выполнения переводятся в проценты.

По результатам исследования было выявлено следующее: у 6,6% испытуемых уровень самостоятельности мышления высокий, у 40,5% средний уровень и у 52,9% - низкий. При анализе субтеста 3 "Аналогии" было выявлено, что учащиеся стремились подбирать к предъявленному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречались понятия, имеющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным понятием; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями. Выполнение субтеста 5 "Обобщения" показало, что абстрактные понятия вызвали наибольшие затруднения, обобщение проводилось по родо-видовым признакам.При анализе субтеста 6 "Числовые ряды" было выявлено, что у большинства учащихся такая область умственного развития, как осведомленность в некоторых общих понятиях, представлена лучше, чем сформированностьоперациональной стороны мышления.

Итак, проведенное исследование показало, что в процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы.

По результатам двух методик были выявлены разные уровни самостоятельности мышления у подростков. Низкий уровень самостоятельности мышления свидетельствует о том, что если в семье излишне опекают подростка, полностью продумывают и организуют его жизнь, стараются делать за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно, то происходит фронтальная задержка в его личностном развитии, которая в целом характеризуется как воспитанная беспомощность.При среднем уровне самостоятельности мышления подросток если и не сразу видит, как надо выполнять то или иное задание, то, вспоминая и рассуждая, может самостоятельно найти адекватный алгоритм. Если деятельность не требует от него ничего принципиально нового, то он с ней справляется. Если ребенок часто обращается за помощью, то нужно искать пробелы в знаниях или в общей осведомленности.Высокий уровень характеризуется тем что, когда подросток встречается со сложными заданиями, способ действия отыскивает рассуждением. Когда пользуется памятью, обязательно оценивает логически, подходит ли данный способ, прежде чем его применить.

Основные показатели самостоятельности мышления: высокий уровень развития эмпирического и теоретического обобщения, правильная оценка личностью своих собственных суждений и с точки зрения партнера, обнаружение диалектических и логических противоречий, аргументация и обоснованность суждений, уверенность в правильности своих суждений, интеллектуальная инициатива.

Самостоятельность мышления соотносится с саморегуляцией подростком своей познавательной деятельности, состоящей в сознательной мотивированности, объективной обоснованности различных учебных действий. Самостоятельность мышления обучаемых способствует формированию их творческих способностей, эффективному выполнению будущей профессиональной деятельности в условиях существующих социально-экономических отношений и способствует ускорению темпов гражданского созревания личности.

Таким образом, формирование у подростков способности самостоятельности мышления в процессе учебной деятельности является важнейшим условием интеллектуального развития их личности в целом.

Список литературы

1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Серия: Психологи отечества. М.: ИПП 1996.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2008.

3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства., М.: Педагогика, 2005.

4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология ., М.: Просвещение ВЛАДОС, 2003

5. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1982

6. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ //http://www.loveread.ec/read_book.php?id=17010&p=1

7. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.-Воронеж, 2003.

8. Немов Р.С. Общие основы психологии,4-е изд., М.: Просвещение ВЛАДОС, 2003.

9. Обухова Л.Ф. Детская(возрастная) психология. М. ,Российское педагогическое агентство, 1996.

10. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М.: Академия, 2005.

Просмотров работы: 2593