ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время изучение психологии материнства в юношеском возрасте - одна из малоразработанных наукой областей.

Изучение ведется в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании факторов риска психической патологии ребёнка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (Брутман В.И., Северный А.А., Копыл О.А., Баженова О.В. и др.); в филогенетическом аспекте (Филиппова Г.Г.).

Филиппова Г.Г., автор книги «Психология материнства», указывает: «Тема готовности женщин к материнству остаётся весьма проблематичной».

Цель исследования: изучение степени психологической готовности к материнству девушек в возрасте от 16 до 20 лет.

В качестве объекта исследования выступает готовность к материнству в юношеском возрасте.

Предметом исследования являются характеристики социально-личностной, когнитивно-операционной, потребностно-мотивационной готовности к материнству, составляющие психологическую готовность к материнству.

Гипотеза исследования. Психологически более готовы к материнству женщины в возрасте от 18 до 20 лет, так как женщина в этом возрасте в основном определяется в профессиональном плане, завершается формирование репродуктивной системы.

Исследовательскую группу составили 2 группы девушек:

1)Девушки в возрасте от 16 до 17 лет(15 чел.);

2)Девушки в возрасте от 18 до 20 лет(15 чел.).

Методики,которые были использованы в работе.

1)В качестве основного исследовательского метода была применена специально разработанная анкета Мещеряковой С.Ю.

Анкета позволила выявить степень ценности ребёнка для женщины, тип материнского отношения к ребёнку, уровень знаний женщин о воспитании, развитии детей.Анкета содержит три блока вопросов. Анализ психологической готовности проводился по критериям, которыми являются компоненты, составляющие психологическую готовность к материнству: потребностно-мотивационный блок, включающий потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты;когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству.

2)Рисуночный тест «Мой ребёнок». Данная методика представляет собой рисуночную технику - модификацию проективных методик «Рисунок моей семьи» (Л.Кормана, Р.Бернса, С.Кауфмана, А.И.Захарова, В.В.Столина). Методика была использована ьдля исследования эмоциональной готовности к материнству, поскольку отражает переживание и восприятие женщинами, девушками ребёнка и отношение к нему. Согласно методике требовалось нарисовать ребёнка, как его себе представляли испытуемые. Для исследования необходимы: лист белой бумаги, цветные карандаши, стирательная резинка. Время задания не ограничивалось.

Анализ рисунка был проведён по типу анализа «любимого-нелюбимого» человека и включал два типа графической презентации:

- графическое качество рисунка (количество деталей тела, использование цвета, декорирование, характер линий, аккуратность выполнения рисунка);

- формальная структура (величина изображения ребёнка, пропорции частей тела, возраст ребёнка).

Ожидалось, что испытуемые, переживающие эмоционально тёплое отношение к маленькому ребёнку, будут рисовать его как целостную фигуру с атрибутами младенца. Указанной презентации свойственна и позитивная концентрация на рисовании большого количества деталей тела, декорирование одежды малыша, большая величина фигуры. Негативный эмоциональный фон создают схематичность изображения ребёнка, его маленькая величина, мрачная цветовая гамма. Значительно уменьшают фигуру ребёнка, когда чувствуют его незначительность, ненужность. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности. Большие, через весь лист, фигуры рисуют уверенные в себе испытуемые. Крупная фигура ребёнка указывает на значимость ребёнка для женщины. Изображение детей подросткового и более старшего возраста указывает на обесценивание маленьких детей, избегание необходимости заботиться о них.

3)Проективная методика «Родительское сочинение». Одна из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих продиагностировать особенности родительской позиции, выявить особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком. Кроме того, методика «Родительское сочинение» позволяет выявить личностные особенности самого родителя (матери).

Базовой темой родительского сочинения являлась тема открытого типа «Я и мой ребёнок». Тема сочинения задавалась в открытой форме, без конкретизации того содержания, которое должно быть представлено. Матерям предлагалось написать всё, что они хотят, считают важным и нужным. Время написания сочинения не ограничивается.Значимыми для интерпретации сочинения и информативными являются особенности принятия задания, объём сочинения, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте, рисунки в тексте.

В итоге исследования было выявлено,что психологически более готовы к материнству девушки первой возрастной группы (в возрасте от 18 до 20 лет). Результаты исследования их потребностно-мотивационной, когнитивно-операционной и социально-личностной сфер, позволили сделать вывод об их большей готовности к материнству, по сравнению с девушками в возрасте от 16 до 17 лет.

Используемая литература.

1.Брутман В.И., Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью.//Психология сегодня.-вып.4.-1996.

2.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство.- М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2002.

3. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии.-2002.-№5.

4.Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2002.

5. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии//Вопросы психологии.-2001.

Просмотров работы: 3434