Высокий уровень агрессии у лиц юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками и индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности. В настоящее время большое количество работ посвящено рассмотрению природы и особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте (Л.В. Маликов,2000; Ю.Б. Можгинский, 1999; А.В, Никитина, 2000; 0льшанская,2001; А.К.. Осницкий,. 1994; Г. Парренс, 1997; А.М. Прихожан,1987; Л.М. Семенюк, 1998; CJI. Соловьева, 1997;И.А. Фурманов , 1996; Л.М Чепелева, 2001; Ю.В. Щербинина, 2000 и др.), так как именно данный возрастной этап причисляется учеными психологами к разряду наиболее проблемных. Юношеский возраст, в отличие от подросткового, отечественные и зарубежные психологи (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.С. Выготский, 1983; И,С. Кон, 1979, 1989; А.Н. Леонтьев, 1983; С.Л. Рубинштейн, 1976; Е.Ф. Рыбалко, 2001; Д.Б. Эльконин, 1989; Э.Эриксон, 1996 и др.) по общим характеристикам относят к разряду периодов с устойчивым эмоциональным и интеллектуальным развитием. Однако, психологические исследования последних лет (Р. Вельдер, 1993; А.А. Реан, 1996,2000;Ф. Райе, 2000; М.С. Калистратова, 2000; Г. Шихи, 1999) убеждают в том, что проблема агрессивного поведения личности в юности не менее актуальна.
Агрессия чаще всего трактуется как тенденция подчинения себе других или доминирования над ними, проявляющаяся в реальном поведении или
фантазировании (М.С. Калистратова, 2000; С.А. Колосова 2000; Б. Крэйхи, 2003 и др.). Существуют также формулировки, в которых под данным понятием подразумеваются негативные мотивы, эмоции, установки, а также разрушительные действия (ПЛ. Ковалев, 1996; Д. Креч, Р. Крачфилд,
Н. Ливсон, 1992 и др.).
Трактовка агрессии как тенденции определяет характер её взаимосвязи с агрессивным поведением. Поведенческий акт как реализация стратегии (тенденции) является итоговым этапом в ее осуществлении. На сегодняшний день в научном мире существует немало теорий, объясняющих природу агрессивного поведения. Данная проблема является предметом значительного числа, психологических работ как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии (A. Bandura, 1950; Z. Berkowits, 1962; A. Buss, 1961; К. Lorens, 1967;С. Richard, R. Walters, Murray Braun, 1948; и др.) и ряд экспериментальных работ. В науке существуют различные подходы к пониманию природы и характера данного психологического феномена. Так, А. Бандура, полагает, что для усвоения практики агрессии личность должна иметь перед собой определенный пример для подражания, названный автором моделью. Широкий круг факторов, оказывающих влияние на процесс создания и закрепления модели агрессивного поведения, включает в себя семью и ближайшее окружение, средства массовой информации (в особенности радио и телевидение) и юношескую субкультуру.
Действительно ли радио и музыка могут оказывать влияние на личность слушателя? Оказывается, что да.
Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или ресторане – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение – поведение.
Slаsh, ведущий гитарист в группе "Guns N' Rоsеs", заявляет: "Я вижу, что это очень серьезно: моя музыка направляет жизнь людей, которых я совсем не знаю. Действительно страшно то, что я обладаю такой огромной силой". Конечно, вряд ли характер человека подвергнется сильным изменениям, если он, скажем, вышел утром из дома, сел в маршрутку, где его слуху любезный водитель предоставил «Радио Шансон» на пару остановок, потом он отправился в офис, где тоже послушал пару песен по радио, и плюс десять минут пути домой все с тем же добрым водителем. Здесь речь идет именно о любителях музыки, о тех, кто не может жить без этих ритмов, у кого большая часть воспринимаемых звуков – это музыка.
Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее «представителями», можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания.
Существуют влияния, которые проходят именно «мимо» сознания, оседая в глубинных структурах нашего мозга и составляя значимую долю всех наших смыслов и мотивов. Конечно, нельзя преувеличивать роль музыки в построении человеческого «Я» и его поведения: существует масса факторов, и внешних, и внутренних, которые оказывают влияние на наш внутренний мир. Но нельзя и отрицать факт ее участия в формировании сознания. Интересно то, что насколько различна музыка, которую мы слушаем, настолько различны степень и качество ее влияния на поведение.
Говоря о влиянии музыки на поведение и характер человека, необходимо отделить собственно музыку и тексты, которые она сопровождает. Дело в том, что тексты песен воздействуют напрямую (в них могут содержаться прямые призывы или контекстный смысл), их значение воспринимается полностью в соответствии с их содержанием. Как же тогда музыка влияет на сознание? Ведь она не может нести прямо то или иное смысловое значение. Проще говоря, у музыки нет чистого смысла. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, наше подсознание строит целую систему абстрактных связей, которые и являются скрытым «смыслом» музыки.
Еще один интересный факт, отмеченный психологами, - это «совпадение» искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме. Если эти ритмы идентичны, влияние усиливается. Другими словами, если ваша деятельность спокойна и размеренна, тихий и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности, а если вы неуравновешенны и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние. При этом, музыкальный и биологический ритмы взаимосвязаны, т. к. последний подстраивается под первый. Музыка – явление в этом плане объективное, независимое, и она не может изменяться под воздействием наших желаний и настроений. Поэтому нам остается подстраиваться под музыку, соответствовать ее энергии, ритму и содержанию.
Бытует мнение, что тяжелый рок — музыка для угрюмых подростков, которые агрессивны и не слишком образованны; рок-музыка, метал и все, что к ним относится, стимулирует в человеке развитие таких качеств, как агрессивность, жестокость, деструктивность, стремление к одиночеству и в то же время может направлять на самоактуализацию, самореализацию, стремление к индивидуализму и выделению в обществе; классическую музыку предпочитают люди спокойные и утонченные, а попсу и R'n'B слушают тусовщики, любители повеселиться. Это, конечно, вовсе не значит, что человек, страстно любящий рок или попсу, обязательно обладает всеми этими качествами, просто, у него может быть к ним предрасположенность, и при соответствующем сочетании других факторов, он обязательно будет подвержен этому влиянию. Ученые уже много лет исследуют влияние музыкальных предпочтений на интеллект и личность человека. Результаты их изысканий многих удивляют.
В не столь далекие восьмидесятые годы рокеров в нашей стране приравнивали чуть ли не к сатанистам. Мрачные парни и девушки в кожаных куртках с заклепками наводили страх на окрестных бабушек и молодых матерей. Из-за атрибутики и присущего рокерам бунтарского духа в сознании обывателей укрепился стереотип: поклонники этой музыки опасные, практически асоциальные личности. Людям культурным и образованным предписывалось слушать классическую музыку, в крайнем случае — блюз или джаз. К поклонникам танцевальной музыки относились чуть более снисходительно, однако считали их бездельниками, которые только и могут, что развлекаться. Еще одно расхожее мнение гласило, что веселая музыка поднимает настроение, а печальные и мрачные мелодии, напротив, вгоняют в депрессию.
В какой-то момент этим вопросом заинтересовались ученые. Они решили проверить, действительно ли существует связь между музыкой и настроением, характером и даже уровнем интеллекта ее слушателей. Результаты их исследований оказались большим сюрпризом.
Во-первых, далеко не всем людям в плохом настроении рекомендуется слушать бодрящую попсу или мажорные классические произведения. Диссонанс между настроением исполнителя и его собственным способен вогнать человека в еще большую депрессию. А вот надрывные песни дают ощущение сопереживания. Так что если человек не в духе и слушает печальные баллады, не вините его в том, что он хочет растравить свою рану. Возможно, это его личный способ терапии.
А не так давно исследователи из университета Хэриот-Уотт в Эдинбурге во главе с профессором Адрианом Нортом, главой кафедры прикладной психологии, решили проверить также связь музыкальных предпочтений с интеллектом и личностными особенностями слушателей. Ученые опросили 36 тысяч человек из разных стран мира. В ходе исследования испытуемые должны были разместить 104 музыкальных стиля в порядке личного предпочтения и ответить на вопросы, позволяющие определить их характер. Это исследование считается самым крупным из всех когда-либо проводившихся. И, судя по его результатам, любители классической музыки — робкие и застенчивые, а поклонники хэви-метал — добрые и непринужденные. Для определения уровня интеллекта добровольцев ученые использовали классические тесты на IQ, а также перечень вопросов по программе общеобразовательной школы. Возможно, ученые задавались целью доказать подросткам, что слушать тяжелую музыку и рэп небезопасно для их мозга. Но результаты удивили самих исследователей.
"Один из фактов, который изумил нас больше всего, — это то, что поклонники классической музыки и тяжелого рока очень похожи", — признался Адриан Норт. На радость подросткам и к огорчению родителей, наиболее высокий интеллект продемонстрировали поклонники классической музыки… и рока! "В обществе бытует стереотип поклонника тяжелого рока как человека, находящегося в глубокой депрессии со склонностью к суициду, принято считать, что рокеры — опасные элементы общества. На самом деле, они безобидны, и даже полезны для социума в целом. Это очень тонкие натуры", — подчеркивает ученый. Впрочем, как показывает жизнь, во взрослом возрасте многие рокеры приобщаются к классическим произведениям, притом не отказываясь и от любимого металла. Неудивительно, что характеристики поклонников обоих жанров оказались схожи. "И те, и другие — личности творческие, непринужденные, но не очень общительные", — говорит Норт.
Самыми недалекими были признаны поклонники рэпа, хип-хопа и r'n'b — они показали самые низкие результаты IQ-тестов. Зато они, как и поклонники рэгги, демонстрируют завидно высокую самооценку и коммуникабельность. Не страдают самоедством поклонники джаза и блюза — их самооценка тоже высока.
Самыми креативными оказались поклонники танцевальной музыки, все того же рока, блюза и джаза, а также знатоки оперы. А наиболее трудолюбивыми были признаны любители кантри-музыки и поклонники трендовых поп-хитов — люди, которые на вопрос о музыкальных предпочтениях отвечают "Слушаю то, что крутят по радио".
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблема влияния музыкальных пристрастий на личность слушателя недостаточно изучена в настоящее время, и сформировавшиеся ложные представления о преобладании определённых черт у поклонников различных музыкальных направлений накладывает, порой, негативный отпечаток на их слушателя; одновременно с этим, проблема агрессивного поведения юношества приобретает всё более острую социальную направленность и привлекает внимание современных социологов, педагогов, психологов и юристов, которые уделяют особое внимание вопросу агрессивных проявлений в юношеском возрасте; среди учёных нет единого мнения о понятии, природе и факторах развития агрессии, но доказано, что на развитие агрессии в юношеском возрасте может оказывать влияние совокупность биологических, материально-экологических, психологических и социальных факторов. Так же, становится ясно, что существует связь между определёнными музыкальными предпочтениями и личностными особенностями их слушателей. Связь личностных особенностей с музыкальными предпочтениями не всегда является очевидной, и субъективная оценка относительно этих особенностей бывает неадекватна. Среди широкого круга населения считается, что «рок» является музыкальным направлением, оказывающим дезорганизующее влияние на развитие личности, а так же влияющим на развитие агрессивности, как личностной черты. Бытующие среди широкого круга населения, представления о личностных характеристиках поклонников различных музыкальных направлений, в том числе рок-музыки, оказались ложными после проведения научно-экспериментальных исследований британских учёных, а следовательно вызывает определённый интерес проведение подобного по своей сути исследования и на российской молодёжи.
Список используемой литературы :
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭСКМО-Пресс,1999
Психология человеческой агрессии /Сост. К. В. Сельченок. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.- С. 172-186.
Румянцева Т.Г. Критический анализ концепции человеческой деструктивности.- Минск: Изд-во БГУ,1982. -128 с.
Интернет-ресурсы:
http://cjcity.ru/news/content/statya_142.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8D%D0%BF
http://www.berdof.com/muzyka-i-intellekt/
http://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/11-07-2012/1121597-rock_popsa-0/
https://vk.com/pages?oid=-10902907&p=%D0%9E%D0%B4%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BD-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0