В настоящее время в России наблюдается ряд негативных проявлений. Одной из таких тенденций является деструктивная направленность молодежи, проявляющаяся в различных вариантах, в том числе в повышении общей агрессивности подрастающего поколения. Агрессивность среди подростков проявляется в форме озлобленности против человечества, негативизма к окружающим, подростковой преступности. Различные уровни и разновидности агрессии неотделимы от жизни людей, и, по словам А. Налчаджяна, «если мы хотим знать об истоках человеческих поступков, которые оцениваются как иррациональные и деструктивные, мы должны исследовать человеческую агрессивность и ее взаимосвязи с другими психическими явлениями» [2]. Именно поэтому крайне значимым является поиск объективных и субъективных причин, влияющих на формирование девиантного поведения у подростков.
Американские и отечественные исследователи проблемы агрессивности утверждают, что в последние годы во много раз возросло число преступлений, скопированных с экрана телевизора. В отечественной науке вопросом влияния демонстрации образцов насилия на психику детей и подростков занимаются К.А. Тарасов [3], А.В. Федоров [4].
Ученые сходятся на том, что существует высокое совпадение между демонстрацией сцен насилия в развлекательной индустрии и агрессивным поведением подростков. По данным исследования С.Г. Кара-Мурзы [1], из 44 художественных фильмов, обозначенных кинокомпаниями как «содержащие сцены насилия», 35 - нацелены на детей до 17 лет. В наши дни с развитием компьютерной техники для аудитории появился новый источник трансляции видеоинформации - электронные носители. Появилась возможность скачивать любой фильм из сети Интернет. Просмотр сцен насилия на экране (по телевизору или с других аудиовизуальных источников) - фактор, исходя из которого, можно спрогнозировать жестокое или агрессивное поведение в дальнейшей жизни. Между тем, существуют определенные внутренние психологические факторы, которые обусловливают выбор материала для просмотра у зрителя-подростка. Эта проблема многосторонняя и требует дальнейшего как теоретического, так и экспериментального изучения.
Цель: изучить влияние жанровых художественных фильмов, содержащие сцены насилия, на уровень агрессивности личности в юношеском возрасте.
Объект: агрессивность лиц юношеского возроста.
Предмет: влияние жанровых художественных фильмов, содержащие сцены насилия, на уровень агрессивности личности в юношеском возрасте.
В своем исследовании мы выдвинули гипотезу:
Существует связь между уровнем агрессивности и выбором художественных фильмов в юношеском возрасте. Юноши с высоким уровнем агрессивности чаще, чем юноши с нормальным уровнем ее проявлений, выбирают для просмотра фильмы агрессивного содержания.
Задачи нашего исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Сформулировать комплекс методик. Выявить особенности агрессивности в юношеском возрасте.
3. Выявить взаимосвязь агрессивности с предпочитаемыми жанрами кино.
База исследования: в экспериментальном исследовании приняло участие 30 человек. Студенты 4 курса факультета психологии Ставропольского Федерального Университета, в возрасте от 18 - 22 лет.
. На теоретическом этапе исследования проведен анализ научной литературы по проблеме влияния агрессивности на просмотр художественных фильмов и был сделан вывод, что одним из факторов, детерминирующих агрессивность в юношеском возрасте, являются СМИ (художественные фильмы, транслирующиеся по телевизору, в кинотеатрах и с электронных носителей).
В ходе пилотажного эксперимента, проведенного посредством наблюдения, беседы, изучения личных карт учащихся, были выявлены юноши, которые проявляют стабильно высокий уровень агрессивности во всех видах деятельности. Это позволило перейти к следующей части исследования, где мы ставили задачу выявить уровень проявления агрессивных реакций среди юношей. По основной выборке (СКФУ) было обнаружено 14% человек с низким, 53% - с нормальным (средним) и 33% - с высоким уровнем агрессивности. На основании полученных результатов были сформированы две группы: со средними показателями агрессивности (Группа 1) и с высокими показателями агрессивности (Группа 2) по 37 испытуемых в каждой. Для изучения телевизионных предпочтений была использована анкета «Мой выбор», составленная на основе анкеты А.В. Федорова «Проблема насилия на экране». Выборы, сделанные подростками в отношении художественных фильмов, были разделены на группы по жанровой принадлежности. В данном исследовании нас интересовали жанры «боевик» и «ужасы», которые, по нашему мнению, содержат больше всего сцен, связанных с жестокостью.
Таблица 1.
Выбор художественных фильмов в юношеском возрасте
Жанр |
Группа 1 (юноши с нормальным уровнем агрессивности) (в %) |
Группа 2 (юноши с высоким уровнем агрессивности) (в %) |
Фильмы |
Боевик |
11,7 |
21,9 |
Бригада Квант милосердия Такси Форсаж 9 рота |
Драма |
3,5 |
6,7 |
Сволочи |
Комедия |
16,3 |
10,5 |
Бриллиантовая рука Девчата |
Мелодрама |
8,6 |
4,2 |
Гордость и предубеждение |
Сериал |
22,4 |
16,7 |
Кадетство Моя прекрасная няня Счастливы вместе |
Триллер |
0,6 |
2,6 |
Ганнибал Лектор |
Ужасы |
3,3 |
21,7 |
Звонок Комната 1408 Пила |
Приключенческая фантастика |
27,9 |
42,7 |
Гарри Поттер Иллюзионист Матрица Пираты Карибского моря Трансформеры |
Как показано в Таблице 1, в Группе 1 фильмы с агрессивным сценарием выбрали 15 % испытуемых, в Группе 2 жанры «боевик» и «ужасы» были выбраны в 43,6% случаев (f = 4,73, при p < 0,01).
Наиболее выбираемый жанр художественных фильмов - приключенческая фантастика. В экспериментальной группе фантастику предпочитают 42,7% испытуемых. А между тем, по нашему мнению, в данной группе также имеются фильмы с агрессивным сценарием. К таковым мы отнесли фильмы «Матрица» и «Пираты Карибского моря» (31,7%).
Далее мы проанализировали отношение юношей к сценам насилия и агрессии, транслируемых в различных телепрограммах (в частности, художественных фильмах). В Группе 1 , которых «привлекают сцены насилия на телевидении» 17,8%, в то же время в Группе 2 этот показатель равен 32,7% (с помощью углового преобразования Фишера был получен коэффициент различий f = 2,53, значимо при p < 0,01).
Среди юношей двух групп, которые положительно относятся к сценам насилия на экране, выявлялось, что именно их привлекает в фильмах с агрессивными сюжетами. По данному пункту получены сопоставимые результаты. В обеих группах безоговорочно на первое место ставились две функции сцен насилия - развлекательная и рекреативная (рекреационная). Эти два компонента частично перекликаются, так как характеризуют гедонистическую направленность при выборе кинопродукта. Другими словами, названные функции направлены на удовлетворение потребности в получении удовольствия.
Кроме того, в Группе 2 в ответах встречались идентификационная (11,2%) и компенсаторная функции (13,1%), которые практически не были представлены в Группе 2 (2,4% и 4%). Различия значимы при p <0,01.
Идентификация возникает в результате глубокого сопереживания и эмпатийного проникновения к герою картины. В отрицательных персонажах обычно привлекает их развязность, безнаказанность, легкость, с которой они совершают преступления. Идентифицируя себя с отрицательным героем, примеряет к себе эту роль и со временем она начинает ему нравиться. Вероятность того, что в следующий раз он выберет аналогичный сценарий, во много раз возрастает.
Компенсаторная функция выражает стремление компенсировать агрессивные потребности личности через просмотр аналогичных сюжетов на экране. Чем более преобладают в личности агрессивные порывы, тем более кровавые и жестокие сцены выбирает подросток.
Дальнейшее исследование строилось на выявлении особенностей юношей, которые способствуют повышению вероятности выбора художественных фильмов с агрессивным содержанием. В качестве инструментария были выбраны следующие методики:
1. Исследование акцентуаций характера по методике Леонгарда-Шмишека.
2. Использование опросника Г. Айзенка по определению темперамента.
3. Оценка способности к эмпатии (по В.В. Бойко).
4. Изучение самооценки старших подростков.
Математическая обработка была проведена с помощью корреляционного ранжирования Спирмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. В результате изучения агрессивности было выявлено, что одна треть (33 %) юношей имеют высокий уровень агрессивности. При сравнении выборок СКФУ были выявлены количественные различия по уровням агрессивности. У студентов уровень агрессивности выше:- 49,2% (значимо при р<0,01). Кроме того, в отношении студентов, факт высокой агрессивности, скорее всего, свидетельствует о большей доступности в социальной среде столицы образцов насильственного и агрессивного поведения.
2. В ходе изучения телевизионных предпочтений у юношей, было выявлено, что испытуемые экспериментальной группы, имеющие высокий уровень агрессивности, проявляли тенденцию к выбору телевизионных передач и художественных фильмов, содержащих сцены насилия и жестокости. Испытуемые, показавшие высокие результаты по агрессивности (Группа 2), чаще выбирали жанры «боевик» и «ужасы», по сравнению с испытуемыми Группы 1.
Юноши с высоким уровнем агрессивных реакций (32,7%) в два раза чаще выбирали сцены насилия на экране как привлекательные для просмотра, в сравнении с юношами со средним уровнем агрессивных реакций (17,8%).
3. Анализ экспериментальных данных, полученных в ходе изучения акцентуаций характера с высокой агрессивностью показал, что они акцентуированы по гипертимическому (76,6%), возбудимому (42,9%) и демонстративному (35,5%) типам. Обнаружены значимые корреляционные связи вышеуказанных акцентуаций с физической, косвенной и вербальной агрессией. Анализ предпочтений в отношении художественных фильмов подтвердил наличие связей между интересом к просмотру сцен насилия на экране и вышеперечисленными акцентуациями. Так, жанры «боевик» чаще выбирали возбудимые (73,9%) и гипертимические (52,4%) акценту-анты; передачам с «негативной моралью» отдавали предпочтение юношей возбудимого (63%), гипертимического (53,7%) и демонстративного (31,5%) типов.
4. Среди юношей экспериментальной и контрольной группы выявлено практически одинаковое количество испытуемых, имеющих тенденцию к экстравертированным формам поведения. Существенными являются различия по уровню нейротизма: в экспериментальной группе (34,6%) чаще, чем в контрольной (16,8%) встречались экстраверты-нейротики (различия значимы при p<0,01 (f = 3,02). Следовательно, уровень агрессивности и нейротизма в данной группе находятся в прямой зависимости и подтверждается корреляционным анализом (rs=0,337).
Экстраверты-нейротики имели вышеуказанные акцентуации характера и тенденцию к просмотру фильмов с агрессивным содержанием. Среди экстравертов-нейротиков больше всего встречались возбудимые и циклотимические акцентуанты (вероятно, с выраженным гипертимным полюсом). Экстравертированные нейротики, проявляющие агрессивные тенденции, в большинстве своем (75%) считали сцены насилия на экране привлекательными.
5. Выявлена обратная корреляционная связь показателей агрессивности и эм-патии у юношей: чем выше индекс агрессивных реакций, тем ниже эмпа-тические тенденции (rs=0,182). Низкоэмпатийных юношей в экспериментальной группе чаще, чем в контрольной, привлекали в сценах насилия рекреационная и развлекательная функции. Анализ эмоциональной стороны кинопросмотра показал, что у низкоэмпатийных (72,5%) демонстрация сцен насилия вызывала безразличие, что, по нашему мнению, может свидетельствовать о тенденции к латентным формам агрессивности, которая при неблагоприятных условиях может проявиться в девиантных формах поведения.
6. В ходе математической обработки данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена были получены значимые связи между самооценкой и уровнем негативизма (rs=0,222), а также косвенной (rs=0,157) и вербальной агрессией (rs=0,291, при p<0,01).
Итогом исследования стала разработка психолого-педагогических рекомендаций, которые могут быть полезны в работе психологов, учителей общеобразовательных школ, социальных педагогов, так как указывают направление, в котором может идти коррекция подростков с асоциальными формами поведения. Разработанные рекомендации могут использоваться в работе психологов профессионально-технических училищ для работы с подростками, у которых нарушены механизмы социальной адаптации. Кроме того, информация, полученная в ходе исследования, может быть использована работниками средств массовой информации для планирования телепередач и художественных фильмов в масс-медиа.
Результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования, могут быть успешно применены в практике психологического консультирования.
ЛИТЕРАТУРА
Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М. : Эксмо, 2009. - 526 с.
Налчаджян, А. Агрессивность человека / А Налчаджян. - СПб. : Питер, 2007. - 736 с.
Тарасов, К.А. Глобальное кино как школа насилия // Кино в мире и мир кино. - М. : Материк, 2003. - С. 116 - 133.
Федоров, А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А. В. Федоров. - Таганрог : Изд-во «Кучма», 2004. - 414 с.