ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы в медицинских, образовательных и социальных учреждениях разных стран, в том числе, в Российской Федерации, все более активно применяется такой инновационный здоровье сберегающий подход, как арт-терапия. Наряду с музыкотерапией, драматерапией и танцевально-двигательной терапией, арт-терапия относится к общему классу психотерапий искусством (arts therapies).

Как считает Андриан Хилл арт-терапия — это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства. Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Методологическую основу арт-терапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, О. Постальчук М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз, Д. Энли. Они утверждали, что арт-терапевтический процесс обладает рядом особенностей, связанных с тем, что отношения клиента и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности клиента (рисунок, история, музыкальное произведение, танец и т. д.) и отражают процесс творческой экспрессии.

Арт-терапия характеризуется рядом особенностей:

- метафоричность – искусство как метафора, использование метафоры как исцеляющего, обучающего и социализирующего механизма;

- ресурсность – развитие креативных черт личности, как постоянно присутствующего внутрипсихического ресурса личности;

- триадичность – наличие нетрадиционной для психотерапии триады: терапевт (специалист, педагог, психолог) – клиент (участник, ребёнок, взрослый) – произведение искусства (творческий продукт), позволяющий переживать болезненные моменты менее остро.

Можно выделить основные концепции арт-терапевтического процесса, которые в своей основе характеризуют следующие показатели: 1. психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента и психолога, а также изобразительный материал /продукцию. 2. систему, обладающую рядом характеристик (открытость; наличие информационных каналов, связывающих ее элементы друг с другом и с внешней средой; способность к целеполаганию). 3. открытую систему, психотерапевтические отношения в арт-терапии, которые имеют определенные структурные и функциональные характеристики. Арт-терапевтический процесс включает в себя ряд этапов: 1) подготовительный этап; 2) этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента; 3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента; 4) завершающий этап. Отечественные и зарубежные ученные (Э. Фромм, Э. Берн, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.), предлагают выделять основные техники арт-терапии. Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В настоящее время изотерапия используется для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями у детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич- Евстигнеева. Музыкотерапия — это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия. Игровая терапия — это психокоррекционное использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий. Фототерапия — это терапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основным содержанием фототерапии является создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй и стихотворений. Использование арт-терапевтических занятий помогает детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Для детей младшего школьного возраста характерна одна особенность: образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний. Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими. В процессе арт-терапевтической работы развиваются коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Таким образом, арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие. Цель метода не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения. Преимущества арт-терапии перед другими формами работы: - в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков; - изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей; - она является средством свободного самовыражения; - вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию; - основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Ценность арт-терапевтического подхода заключается в том, что он способствует: 1. Безоценочному восприятию всех работ: так как в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать. 2. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ. 3. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма. 4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять. 5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают. 6. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали. Таким образом, можно отметить, что активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы дает мощный толчок для творчества ребенка. Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение.

Список литературы

  1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003-82 с

  2. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2009. - 90 с.

  3. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008-160 с.

  4. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе.-Речь,2007.-336с.,илл.

  5. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2012. – N 6 (17). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

  6. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.

  7. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003-256 с.

  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

Интернет-ресурсы:

  1. http://logo-defect.ru/index.php/stati/155-art-terapiya-v-rabote-s-detmi

  2. http://khalus.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_metodov_art_terapii_v_korrekcionnoj_rabote_s_detmi_s_oop/1-1-0-2

Просмотров работы: 2936