Динамичное развитие современного общества и областей знаний предъявляет новые требования к системе высшего профессионального образования, предполагая формирование и развитие у будущих специалистов таких качеств, как мобильность, инициативность, самостоятельность при получении новых знаний, готовность к эффективному межличностному и профессиональному взаимодействию.Природа деятельности современного специалиста требует от него развитой коммуникативной компетентности, которая включает в себя свободное владение всей совокупностью навыков и умений, необходимых для эффективного вербального и невербального общения и взаимодействия, включая в себя ситуативную адаптивность и мотивацию. Сегодня высшая школа призвана подготовить специалиста «нового типа», способного к оперативной и эффективной реализации профессиональных задач. В этой связи особую значимость в обеспечении учебной, социальной и профессиональной успешности студентов приобретает проблема формирования и развития коммуникативных навыков[2].
Потребность в общении, в формировании межличностных отношений, в понимании другого и себя в студенческом возрасте достаточно велика [1]. Многие психологи отмечают, что общение тесно связано с учебной деятельностью (В.Л. Арбенина, Л.И. Карлинская, В.Т. Лисовский, П.Г. Медведев, Л.В. Мешьшикова, С.И. Мещерякова, Р.М. Фатыхова и др.). С одной стороны, учебная деятельность опосредована общением по трем линиям: общение с преподавателями, общение с однокурсниками, профессиональное общение на практике. С другой стороны, общение в студенческом возрасте опосредовано учебной деятельностью. Будучи необходимым условием полноценной учебной деятельности, общение влияет на все остальные сферы деятельности студента как фактор генеза и как условие функционирования.
Понятие коммуникативных навыков находит отражение в определениях различных авторов. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения - это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.
Для определения круга коммуникативных умений, необходимо рассмотреть их классификацию. Среди коммуникативных умений выделяются: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, - и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.
Современные авторы, такие как Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков, исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных умений берут ведущие источники информации. Так как, актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации.
На наш взгляд, существует положительная связь между коммуникативными навыками и успеваемостью студентов и целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативной сферы студентов в процессе обучения может оказать позитивное влияние на успеваемость студентов.
Чем выше показатель коммуникативных навыков, тем выше показатель успешности в учебе. Исследования А.В.Мудрика показало действенное влияние на формирование коллектива и личности школьника, на его самопознание, самосознание, самооценку, моральные установки, стиль жизни. Можно утверждать, что общение представляет собой очень важный вид деятельности, ставящий цели и влияющий на изменение окружающей среды.
Неуспешные студенты более робкие, неуверенные в общение, с трудом устанавливают контакт, редко выступают инициаторами в общении и поддерживают разговор, с трудом выходят из различных конфликтных ситуаций общения, чаще испытывают трудности в процессе межличностной и деловой коммуникации. Студенты с низкой успеваемостью чаще всего занимают пассивную позицию в общении. Для таких студентов характерен подчиненный тип отношений со сверстниками, что в конечном итоге отражается на их групповом статусе. Низкий уровень развития коммуникативных навыков детерминирует неспособность студента к активной деятельности в учебном процессе, что проявляется в более низких баллах.
Высокий уровень развития коммуникативных навыков находит свое отражение в вербальном интеллекте. Согласно Векслеру вербальный интеллект достаточно сильно связан с уровнем учебной успеваемости, чем невербальный. Вербальный интеллект определяет успешность учения по всем предметам и, в первую очередь гуманитарным (язык, литература, история и т.п.).Чтобы успешно обучаться естественнонаучным дисциплинам, нужен высокий уровень развития пространственного и вербального интеллекта, для хорошей успеваемости по гуманитарным дисциплинам, нужна высокая степень развития вербального интеллекта (чувство языка, речи).
Возрастание значимости в качестве средства осмысления феномена коммуникативных навыков, как фактора успешности учебной деятельности делает актуальным также и поиск условий формирования коммуникативной компетентности студента. Современному человеку для полноценного выполнения своих социальных и профессиональных функций необходимо владеть расширенным набором коммуникативных умений, включающим не только традиционные, но и связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в учебной, профессиональной и повседневной деятельности. Не секрет что большинство студентов находятся на низком уровне сформированности коммуникативных умений. А, кроме владения общими коммуникативными умениями, от них в этом возрасте требуется уже и овладение профессиональными коммуникативными умениями. Таким образом, процесс формирования коммуникативных умений студентов осложняется двумя факторами:
1. низким уровнем сформированности общих коммуникативных умений и необходимостью овладения профессиональными коммуникативными умениями;
2. необходимостью овладения коммуникативными умениями, связанными с использованием инфокоммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности студентов. В соответствии с этим для успешного формирования коммуникативных умений на высоком уровне необходимо уточнить содержание понятия и состав коммуникативных умений [3].
Развитие коммуникативной сферы личности является наиболее успешным в студенческом возрасте, когда определенные коммуникативные предпосылки уже сформированы, заложена база для полноценного развития, но в тоже время существует потенциал для их дальнейшего улучшения и совершенствования. Главные психические новообразования студенческого возраста: развитое осознание собственной индивидуальности; формирование конкретных жизненных планов; психическая готовность к самоопределению в профессии; установка на сознательное построение собственной жизни; активное развитие самосознания; формирование мировоззрения.
На сегодняшний день для оптимизации развития коммуникативных навыков существует целый ряд различных способов и средств. И одним из таких средств является социально-психологический тренинг развития коммуникативных способностей, который признается как эффективный способ подготовки к общению.
Список литературы:
Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. – Вып. 6. – Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2002(б)
Решетова, О.В. Коммуникативная компетентность как фактор успешной учебной деятельности студентов: методические рекомендации / О.В.Решетова. Оренбург: Издательство ГОУ ОГУ, 2005. - 75 с.
Тищенко, В. А. Классификация коммуникативных умений студентов. Электронный ресурс. Портал: Знание. Понимание. Умения. / В. А. Тищенко. - режим доступа : http://www/zpu-journal.ru/ zpu/e-ublications//2007.TishchenkoVA. - Загл. с экрана.