Одним из самых обсуждаемых и дискуссионных вопросов среди экспертного сообщества в Российской Федерации является вопрос о месте и роли молодёжи в современных политических процессах. Актуальность обсуждения данной тематики в значительной степени обусловлена чередой «цветных», «твиттерных» революций, прокатившихся по различным странам и регионам, а также попытками реализации такого рода сценария в самой Российской Федерации. Энергия молодёжи, активно участвующей в процессе осуществления подобных революционных сценариев, была умело задействована и использована организаторами этих событий для смены неугодных режимов и приводу к власти своих ставленников. Сама же молодёжь, несмотря на свою активность, по своей сути, являлась не субъектом происходящих политических процессов, а исключительно объектом манипуляций и средством достижения нужных целей со стороны этих «революций». Одной из разновидностей политических процессов, непосредственным образом имеющим отношение к молодёжи, является процесс осуществления политической социализации.
Процесс социализации - процесс поэтапного включения любого отдельно взятого человека в систему общественно-политических отношений, осуществляемый, прежде всего, посредством постоянной передачи обществом молодому поколению социальных норм, культурных ценностей и традиций, образцов поведения, выработанных предшествующими поколениями и позволяющий индивиду, осваивая их, функционировать в данном обществе.
Одним из результатов процессов социализации, а в частности политической социализации, является формирование политической культуры, - совокупности традиций, мировоззренческих ориентиров, представлений и убеждений той или иной социально-политической общности или отдельных людей, о политике, формах и методах её должного осуществления и поведения. Политическая культура непосредственно оказывает влияние на политическое поведение и развитие политических процессов, находя своё проявление, например, в таких формах, как: политкорректность, патернализм и популизм.
Процесс передачи социального и политического опыта новым поколениям происходит в определённых институционных формах.
В настоящее время в условиях полномасштабного кризиса институтов социализации и возникновения информационных обществ, крайне значимая роль принадлежит институту СМИ.
Институт СМИ является одним из самых эффективных, действенных институтов, инструментов и механизмов социализации, воспитания и формирования ценностных ориентаций личности и молодёжи. Средства массовой информации осуществляют интенсивную обработку общественного мнения, занимаются его формированием, распространяют, популяризируют образцы, стили, нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которому необходимо стремиться. СМИ часто используют манипулятивные технологии как инструмент воздействия на групповое и индивидуальное сознание.
Понятие института социализации не синонимично понятию «агентов социализации», под которыми понимают конкретных людей, несущих ответственность за обучение культурным нормам и освоение индивидом, группой их социальных ролей. Агенты и институты социализации представляют собой составные элементы процесса социализации.
Отношение и воздействие разнообразных агентов и институтов социализации на молодёжь, процесс её становления и социализации, в том числе и в политической сфере жизнедеятельности, получило наименование «молодёжной политики». Понятие «молодёжная политика», активно вошедшее в 90-х годах прошлого века в научный оборот и общественно-политический дискурс, в социологии молодёжи рассматривается в двух значениях: 1) как «отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодёжи как социальной группе, а также самой молодёжи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества»; 2) как «особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющее целью определённым образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодёжи, а через это на будущее состояние общества» (5, С. 264).
На процесс социализации молодёжи оказывают непосредственное воздействие такие субъекты политического процесса (а по совместительству - агенты и институты социализации), как отдельные личности, социальные группы, страты, религиозные конфессии и организации, политические партии и движения, общественные организации, нации и государства.
Молодёжь в разном качестве принимает участие в осуществлении государственной и общественной молодёжной политики, в избирательном, агитационном процессе, формировании и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, религиозных конфессий и организаций, политических партий, движений, общественных и молодёжных организаций, в уличных акциях (демонстрациях, митингах, шествиях, пикетах), иных разнообразных политических акциях, бунтах, мятежах, революциях, в деятельности террористических и экстремистских организаций, является социальной базой проводимых в обществе реформ или преобразований или же, демонстративно уклоняется от активного участия в политических процессах.
Но вот являются ли молодые люди активным субъектом этих процессов или, задействованными статистами, а также объектом манипулятивного воздействия и социально-политических экспериментов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо отметить характерные особенности положения молодёжи в обществе, а также специфику функционирования целого ряда значимых общественно-политических институтов.
Положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой достаточно многочисленную, самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу отсутствия у неё соответствующего социального опыта и знаний, ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений - самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия.
Подобного рода двойственность положения молодёжи в обществе, а также социальные, психологические и физиологические особенности её возрастного периода становления и развития, закономерно проявляют себя и в политической сфере жизнедеятельности.
Как отмечает Д.В. Громов: «Молодёжные политизированные сообщества и в России, и во всём мире маргинальны по отношению к «взрослой» политике, но можно привести многочисленные примеры эффективной деятельности этих сообществ в ситуациях политических кризисов, когда молодёжь выступает «как движущая сила революции». Для новейшего времени это, например, события «студенческой революции» во Франции (1968 г.), антивоенное движение конца 1960-х - начала 1970-х годов в США и движение хунвейбинов в годы культурной революции в Китае... В начале XXI века примерами эффективного уличного акционизма как политического приёма стали многочисленные «цветные революции», произошедшие в мире: «революция роз» в Грузии (2003 г.), «оранжевая революция» на Украине (2004 г.), события в Киргизии (2005 и 2010 гг.) и Ливане (2005). Предпринимались попытки осуществить смену власти по «цветным» методикам в Белоруссии (2006 г.), Армении (2008 г.), Молдавии (2009 г.). В 2010-2012 годах волнения, иногда сопровождаемые сменой власти, прокатились по арабским странам.»(1, С. 7-8).
Каково же место молодёжи в структуре современных политических процессов?
Любой политический процесс в своём развитии последовательно проходит ряд стадий: 1) стадию становления-конституирования; 2) стадию начала функционирования; 3) стадию активного развития; 4) стадию завершения
По мнению К.М. Оганяна и Ю.В. Манько: «Как объект политики молодёжь проявляет себя в следующих «ипостасях»: в качестве «зрителя» политической игры, пассивно наблюдающего кто победит, обманет; «испытательного полигона» при проведении различного рода экспериментов, в том числе политических; «определённого камертона», по которому сверяется та или иная политика; «ведомого» в деятельности «ведущего» политика» (4, С. 243-244).
Естественно, у большинства партий и существующих при них молодёжных организациях, в силу этого, формируется, в крайней степени потребительское отношение к молодёжи. Молодёжь в этих условиях становится мобилизационным ресурсом и средством для достижения поставленных целей, как и объектом манипулятивного воздействия со стороны политических партий, движений, политтехнологов. О чём молодые люди часто даже не догадываются.
Как отмечают эксперты, несмотря на наличие в нашей стране большого количества молодёжных объединений и организаций, в том числе и политической направленности, среди них крайне мало объединений, созданных самой молодежью для реализации собственных интересов. Молодёжные отделения различных политических партий или молодёжные движения, или организации политической направленности, формально созданные для реализации прописанных уставных положений, на самом деле были созданы более «старшими товарищами» для достижения и осуществления определённых политических целей и задач, реализации проектов агитационно-пропагандистской, выборной и иной направленности. Поэтому неудивительно и однозначно индифферентное отношение к ним молодёжи.
Одной из негативных особенностей деятельности целого ряда современных молодежных общественных объединений и организаций помимо их крайней ограниченности в ресурсах (а значит и неминуемой борьбы между собой за место у государственной «кормушки» по освоению выделяемых средств), как и в случае с политическими партиями, является то, что формально, создаваясь для реализации тех или иных благих целей в отношении молодёжи, реально их деятельность направлена совсем в иное русло и далека от декларируемых целей. «Имеются организации, созданные коммерческими структурами, получающими вследствие этого определенные дивиденды от государства или «отмывающими» с их помощью финансовые средства, полученные незаконным путем. Для части этих организаций приоритетной стала другая задача, а именно - добывание финансирования от влиятельных зарубежных и отечественных фондов, участие в конкурсах на получение грантов. Для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов» (4, С. 47).
Любая молодёжная инициатива, возникшая за счёт энергии, минимальных и ограниченных ресурсных возможностей её участников на определённом этапе, для последующего её развития, также потребует привлечение определённых ресурсов «со стороны». А значит становится подконтрольной, «берущим под крылышко» и курирующим данный молодёжный проект активным субъектам политического процесса. Таким образом, любая молодёжная организация или группа, из субъекта и активного участника этих политических процессов всё равно рано или поздно закономерно превратится в объект воздействия и средство достижения цели теми или иными субъектами политических процессов. А уж, какую направленность приобретёт этот процесс, будет ли он способствовать социализации, дальнейшему становлению и развитию молодёжи или же, наоборот, - будет происходить индивидуально, в каждом конкретном случае. Такое двоякое, изменяющееся и трансформирующееся состояние и является на наш взгляд, основной характеристикой роли и места молодёжи в современных политических процессах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Громов Д.В. Уличные акции (молодёжный политический активизм в России). М.: ИЭА РАН, 2012. 2. Добреньков В.И., Елишев С.О. Основы политологии. Консервативный взгляд. М., 2013. 3. Молодое поколение России. Проект Доктрины. М.: Фонд «Русский предприниматель». 2008. 4. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: СпбГИЭУ. 2006. 5. Социология молодёжи. Энциклопедический словарь. М., 2008