АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ БРИКС - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ БРИКС

Дубровская, Е.В. 1, Сыроватская Т.А. 2
1Старооскольский филиал "Белгородский государственный национальный исследовательский университет"
2Старооскольский филиал «Белгородский государственный национально исследовательский университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время все страны мира большое внимание уделяют своим системам образования. Россия не является исключением, более того, в последние годы исследователи и практики отмечают значительные изменения в её системе образования, что обуславливается рядом причин, одной из которых является неумение обучающимися применять знания, полученные при изучении дисциплин, т.е. неэффективные подходы нашей школы к формированию у обучающихся компетенций. Исследователями обозначаются и другие причины. В их числе, высокий процент обучающихся, которые не достигают достаточного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ. Выделяются и другие проблемы. В частности, ухудшение качества педагогического корпуса, рост межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования (выделяются школы, как сельские, так и городские), стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования; проблемы с развитием культуры, системы дополнительного образования и воспитания. В исследованиях указывается, что образование не выполняет социальную функцию, оно начинает воспроизводить и закреплять социальное деление общества на группы; сеть образовательных учреждений не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования – изменившимся запросам населения. Кроме того, подчеркивается мысль о том, что школа утратила монополию на образование и социализацию детей, а сама система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей [1].

Таким образом, необходимость модернизации российской системы образования на сегодняшний день не вызывает сомнения. Устаревшее оборудование, учебные программы требуют реформирования, и те изменения, которые были внесены в образование России — это возможность сделать наше образование более качественным и сопоставимым с европейским. Развитие образования в мировом масштабе находится на таком уровне, когда нашей или любой другой стране нельзя оставаться в стороне от происходящих изменений.

В данной статье предпринята попытка исследования системы начального образования в современной ситуации изменений с позиций глобализации мировой образовательной системы. Рассмотрим позитивные изменения в системе образования на примере актуального в настоящее время объединения - стран БРИКС. Объектом исследования выступают системы начального образования стран БРИКС, предметом исследования являются особенности их систем.

По-мнению исследователей начальное образование — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства. Краткий анализ имеющихся позиций систем начального образования в странах БРИКС показывает, что их показатели функционирования различны. Так, например начальное образование в Бразилии составляет 8 лет начального (основного) образования, которое в полном образовательном цикле в этом государстве включает еще три года среднего образования, от четырех до шести лет высшего образования и обязательное или по желанию дополнительное образование. Примечательно, что дошкольное образование в Бразилии является не обязательным. Основными законодательными актами, которые регулируют вопросы в сфере образования, являются Конституция Бразилии и Закон Руководящих принципов и образований, изданный в 1996 году.

В соответствии с Конституцией Бразилии начальное (основное) образование - бесплатное и обязательное. За исполнение этих условий отвечают не только родители детей, но и само государство (включая штаты, федеральные округа, правительство и муниципалитеты) [2].

Одной из серьезных проблем в школах Бразилии является проблема посещения детьми школы, из-за отсутствия жесткого родительского контроля и их низкого материального положения. Кроме того семьи с низким материальным положением не находят средств для отправки ребенка в школу, а предпочитают найти ему оплачиваемую работу. В этом государстве широко используется детский труд, несмотря на то, что детям моложе 16 лет запрещается работать, а начальное образование является обязательным. Однако, правительство предпринимает попытки повышения качества образования. Наблюдается тенденции улучшения ситуации в динамике пятилетия благодаря 2-м специализированным программам: BolsaEscola и FUNGEF.

BolsaEscola программа в рамках которой родители отправляют своих детей в школу и в обязательном порядке должны отслеживать их здоровье, а взамен от государства получают выплаты в виде небольших пособий.

Другая программа FUNGEF позволяет муниципалитетам получать денежные средства, сумма которых зависит от числа зарегистрированных детей, что заставляет муниципалитеты строго отслеживать пребывание детей на школьном обучении. Большая часть начальных школ Бразилии финансируется или штатом или муниципалитетом. И муниципалитет, и штат должны расходовать на образование минимум 25% своего бюджета. Из-за этого возникает проблема – богатые штаты и города имеют больше средств для финансирования в сферу образования, а, следовательно, в таких городах уровень заработной платы выше и в школах работают более квалифицированные учителя. В бедных городах качество образования оставляет желать лучшего.

В этой стране большой популярностью пользуются частные школы. Однако они являются платными и дорогостоящими, из-за чего бедные семьи не могут позволить себе отдавать детей в такие школы. Стоимость обучения в таких школах колеблется от 50 долларов (в маленьких городах) до 500 долларов (в крупных городах, таких как Рио-де-Жанейро или Сан-Пауло, где самые дорогостоящие услуги).

Бразилия активно принимает участие в программе «Персональный компьютер каждому ребенку». В соответствии с этой программой бедным детям из стран третьего мира предоставляются дешевые ноутбуки. Но эта программа продвигается крайне медленно. Таким образом начальное образование в Бразилии находится в состоянии развития и стремиться к улучшению своих позиций на международном уровне [3].

В отличии от Бразилии в Российской Федерации начальное общее образование согласно конституции РФ является обязательным для всех и общедоступным. Обучение детей в начальных школах обычно начинается с достижения ими возраста шести с половиной лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Нормативный срок освоения общеобразовательных программ в начальной школе составляет 4 года. Все поступающие в начальную школу дети затем учатся по 11-летней программе. Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы». Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования. Анализ современных нормативных документов показывает, что в 1 класс принимаются ученики, которым на 1 сентября года поступления исполнилось шесть с половиной лет, то есть дети, которым на 1 марта года поступления исполнилось 6 лет. Однако, по разрешению учредителя, школа может принять в 1 класс и детей более раннего возраста. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет [4].

Задачей начальной школы является формирование минимального базового набора знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (ранее иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт большее количество предметов из предусмотренных программой обучения (за исключением физкультуры и музыки). Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. Большое внимание в российских начальных школах уделяется внеучебной работе, развитию способностей обучающихся и их индивидуальности. Действует разветвленная система дополнительного образования учитывающая интересы и склонности младших школьников.

В последние годы в системе образования России внедрены национальные проекты «Образование», «Наша новая школа» и национальные программы, способствующие повышению качества начального образования. Модернизация ифраструктуры школ, совершенствование их кадровой обеспеченности, внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на компетентностной основе, авторские образовательные программы, технологии и методики, способствуют повышению качества обучения младших школьников, вхождению данной образовательной ступени в международные исследовательские программы качества образования [5].

Определенный исследовательский интерес представляет начальное образование Индии. Национальная политика Индии в сфере образования направлена на введение обязательного бесплатного образования достойного уровня для всех детей в возрасте до 14 лет. В настоящее время по данным статистики в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования, а прием детей в возрасте от 6 до 14 лет в школы начального и среднего образования увеличился до 50%.

Имеют тенденцию увеличения и такие показатели, как количество учителей (с 624 тыс. до 3, 84 млн.), а также число обучающихся в школе девочек. В индийских школах действует стратегия учёта детей, преждевременно покидающих школу, а также политика, направленная на улучшение успеваемости учащихся. В школах Индии основное внимание уделяется увеличению участия родителей; улучшению школьной программы и процесса обучения. Действует национальная программа питания в общеобразовательных школах.

Показательно, что в Индии созданы Национальный Комитет министров образования штатов и Национальная организация по вопросам начального образования, а 83-ю поправка в Конституцию закрепила всеобщее право и обязанности получения начального образования. В 1987 году была запущена специальная программа (Operation Blackboard Scheme), которая призвана обеспечить все начальные школы страны необходимыми условиями для обучения, в частности, предоставить учителей каждой школе и школьное оборудование. Центральное правительство полностью покрывает расходы на учебные, методические пособия и выплачивает зарплаты учителям в период действия плана. Строительство школ является ответственностью штатов. Наш анализ показывает, что в Индии предусмотрено и неформальное образование. Так в 1979 году была запущена программа образования (Non-Formal Education), призванная обеспечить образования детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования, которая охватила 10 штатов с низким уровнем образования и действовала в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах. Таким образом, Индия предпринимает решительные действия по совершенствованию системы начального образования и повышению его качества, закрепляя гарантии на обучение детей на государственном уровне [6].

В отличие от России и Бразилии в Китае срок начального образования составляет 6 лет, среднего образования первой степени - 3 года, среднее образование высшей степени - 3 года. Первые 9 лет обучения относится к обязательному образованию.

Посещение детьми школ в возрасте 6 лет является обязательным. Большое внимание в начальной школе уделяется повышению нравственного уровня учащихся, развития их трудовых навыков и организации внешкольных мероприятий, с тем, чтобы стимулировать всестороннее – нравственное, умственное, физическое и эстетическое развитие обучающихся.

Большое внимание в Китае уделяется особому образованию, оно постоянно находится в центре внимания правительства. Государство приняло целый ряд законов и правовых актов, обеспечивающих право инвалидов на образование. В стране действует 1426 учебных заведений для детей с дефектами зрения, слуха, или умственного развития, открыто 5400 классов особого образования при общеобразовательных школах, в них учатся 320 тыс. человек. Более того, много детей-инвалидов учится в обычных школах вместе с физически полноценными ровесниками. Таким образом, начальная школа Китая имеет некоторое сходство в подходах на реализацию воспитательной составляющей образовательного процесса реализуемой российской системой начального образования [7].

Изучение особенностей начального образования Южно-Африканской республики позволяет выявить достаточное различие в системе образования в сравнении с рассмотренными ранее. Прежде всего начальное образование в Южно-Африканской Республике начинается с подготовительного класса школы (или R-класса), посещение которого не является обязательным, но динамика последних лет показывает его возрастающую значимость в развитии ребенка. Прием в первый класс осуществляется в возрасте 5,5 — 6 лет, а начальное образование включает в себя 9 классов, является обязательным и разделено на 3 ступени по 3 года, по прохождении которых проводится общее тестирование с целью определения уровня успеваемости школьников. Сдача экзаменов не является обязательным условием прохождения на следующую ступень. Программа обучения достаточно стандартна и не имеет особых отличительных черт в части перечня изучаемых предметов и методик преподавания, однако необходимо отметить, что в ЮАР 11 официальных языков и учебники выпускаются на всех них, не смотря на то, что основная часть обучения ведется на английском. После 9 класса начинается обучение в средней школе — уже более специализированное и предполагающее получение углубленных знаний по естественным наукам и иностранным языкам.

Школьное обучение в ЮАР не является полностью бесплатным, и родители учащихся вносят определенную сумму за образование. В последние годы ЮАР направляет огромные финансовые потоки в образование, а законом обозначен список школ, получающих усиленное финансирование, плата за обучение в которых не взимается и таких школ с каждым годом становится все больше [8].

Таким образом, наш анализ позволяет сделать вывод о стратегии в системе начального образования ЮАР на совершенствование государственной поддержки образования, унификации Программа обучения и учета национальных особенностей обучающихся. При этом начальная школа отличается довольно долгим сроком обучения.

В целом проведенное исследование выявляет определенные особенности систем начального образования стран БРИКС. Во-первых, они все имеют государственную основу, определенные нормативы функционирования, а также образовательные стандарты. Во-вторых, интересы в области начального образования стран БРИКС находятся в границах мировых тенденций, направленных на совершенствование образовательных систем, а внутри систем на повышение качества образования. В-третьих, вес системы образования находятся в состоянии развития и их стратегии имеют вектор изменений систем образования, которые бы обеспечивали ее конкурентоспособность и могли быть фундаментальной основой для дальнейшего получения образования и возможности интеграции в мировое образовательное пространство. Выявленные некоторые различия в системах начального образования стран БРИКС позволяют сделать и другой вывод. Отсутствие планомерной согласованной работы на международном уровне и отсутствие согласованных действий в вопросах начального образования стран БРИКС не приводит к гармонизации их интересов в мировом образовательном пространстве. Данная работа представляется нам перспективной и актуальной в новых аспектах дальнейшего развития систем начального образования стран БРИКС.

Список использованной литературы

1. [Электронный ресурс]: режим доступа //http/www.allbest.ru

2. [Электронный ресурс]: режим доступа //http/www.russobras.ru

3. [Электронный ресурс]: режим доступа //http/www.peopleandcountries.com

4. [Электронный ресурс]: режим доступа //http/ru.wikipedia.org

5. [Электронный ресурс]: режим доступа //http/www.mou-rdu.ru

6. [Электронный ресурс]: режим доступа //http/blogs.privet.ru

7. [Электронный ресурс]: режим доступа //http/www.gramota.ru Система – образования - Китай

8. [Электронный ресурс]: режим доступа //http/studyspace.ru

Просмотров работы: 1747