ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Мацукова Н.Н. 1
1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" Старооскольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы в России осуществляется внедрение новых государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования. Переход образовательных организаций в режим развития определяет построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода. С позиций А.В. Хуторского компетентностный подход предлагает содержание образования представить как «опыт образовательной деятельности и эмоционально-ценностных отношений к реальной изучаемой действительности». В качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования системы универсальных умений, то есть ключевых компетентностей. Стандарты российского образования определяют ключевые компетентности как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

В современной педагогической практике наблюдается стремление учителей к проведению уроков, на которых обеспечиваются условия для самореализации, самостоятельности каждого ученика, для раскрытия и максимального использования личного опыта ребенка, для стимулирования потребности учащихся в использовании разнообразных способов выполнения заданий. Учителя понимают, что сформированность ключевых компетентностей позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть успешным в дальнейшей жизни.

Исследованию проблемы компетентностного подхода в образовании и его характеристике посвящены труды таких известных ученых как: Л.Н. Боголюбов, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Е. Мишина, Л.А. Петровская, В.В. Сафонова, А.В. Хуторской, Н. Хомский, В. Хутмахер и других.

В настоящее время в педагогической науке пока еще недостаточно разработан вопрос комплексного подхода к формированию социальной компетенции учащихся средствами общеобразовательных предметов на всех ступенях школьного обучения, несмотря на его теоретическую и практическую значимость. Ведутся поиски эффективных форм, средств методов и технологий работы с младшими школьниками в этом направлении.

Таким образом, актуальность исследования определяется: социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке эффективных подходов развития компетенций и одним из таких инструментов выступает проектная деятельность младших школьников. Отметим, что данная деятельность не нова, однако, в настоящее время актуальность необходимости обогащения существующей в начальной школе практики организации проектной деятельности в учебном процессе возрастает.

Анализ имеющихся исследований показывает, что в педагогике проблема организации проектной деятельности младших школьников является слабо разработанной. Таким образом, становится очевидными противоречия:

— между наличием материала для организации проектной деятельности уже в программах начальной школы и отсутствием необходимых новообразований у младших школьников для проведения самостоятельного исследования (предлагается разрешение через формы работы, взаимодействия, включение элементов исследования);

— между необходимостью и отсутствием разработанных систем исследовательских заданий (проектов) для организации целенаправленной деятельности школьников по формированию исследовательских умений;

Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: какова проектная деятельность младших школьников в аспектах формирования компетенций.

Цель исследования:изучить проектную деятельность младших школьников в аспектах формирования компетенций.

Объект исследования— процесс формирования ключевых компетенций.

Предмет исследованияпроектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций.

Обратим внимание, что Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентируют учителя на развитие личности ученика, необходимость доминанты на процесс формирования тех учебных компетенций, которые необходимы школьникам для дальнейшего успешного обучения.

Охарактеризуем понятие «компетентность» и «компетенции».

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции для ученика младших классов – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции работ отечественных психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7–10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Среди последних наиболее успешными с точки зрения решения названной задачи в начальной школе признаны проблемное изложение, частично поисковый метод, квазиисследование, широко применяемые в системах развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.

Между тем почти полностью исключенным из практики современной отечественной школы, особенно начального ее звена, оказался проектный метод, многоаспектная эффективность которого доказана опытом зарубежных и российских педагогов и отражена в ряде работ Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, Н.В. Матяш, Е.С. Полат и др.

По мнению М.К. Хуснетдиновой, метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Форма продукта может быть различна: от конкретного теоретического решения проблемы до результата, готового к внедрению. Примерами готового проекта могут служить поставленный спектакль, исследование на заданную тему, поделка, действующая модель, а также многое другое.

Метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных. Выполняя проект, школьник обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно-следственные связи. Подбор тем проектов с учетом личной заинтересованности и возрастных особенностей детей помогает запрограммировать для обучаемых ситуацию успеха при выполнении проекта, а значит, создать условия для их оптимистичного отношения к обучению и образованию в целом.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы и цели проекта; выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности, непосредственная реализация проекта; презентация проекта; оценка проекта и своей деятельности в нем (самооценка).

Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение обучащихся в процессе выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:

- исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;

- социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;

- оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;

- информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостает;

- презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;

- рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

- менеджерскими:проектировать процесс, планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

Все вышеперечисленные компетенции чрезвычайно важны для младшего школьника и открывают возможность дальнейшего совершенствования личностных качеств обучающихся. С этих позиций учителю необходимо хорошо ориентироваться в технологических подходах к к организации процесса проектирования. Начинающему учителю важно понимать с одной стороны свою руководящую роль, с другой – необходимость организации обучающихся на самостоятельный поиск решений в достижении спланированного результата. Особое внимание на наш взгляд необходимо уделить позициям, предложенным в разработанных методических рекомендациях для педагогов — руководителей проектов:

Во-первых, старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

Во-вторых, ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

В-третьих, стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

В-четвертых, старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

В-пятых, не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также. Оценивая, помните о необходимости справедливой оценки и мотивации на достижение желаемого результата.

В-шестых, не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

В-седьмых, помните о главном педагогическом результате – не делайте за обучаемого то, что он может сделать самостоятельно.

Немаловажную роль в успехе проекта играют прямые инструкции, которых желательно избегать.

В процессе проектирования необходимо научить детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки,выявлять связи между предметами, событиями и явлениями, действовать независимо. Важно приучать их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

Большое внимание следует уделить формированию навыков самостоятельного решения проблем исследования, используя при этом трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

При этом обучать детей следует преимущественно не мыслям, а мышлению, развивая способность добывать информацию, а не использовать ее в готовом виде.

Необходимой составляющей успешного проектирования школьников являются умения анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. Именно этому и следует обучать в процессе проектной деятельности. Следовательно, задача учителя в современном образовательном процессе обеспечить такое руководство, которое бы обеспечило детям обучение управлению процессом собственного исследования.

Таким образом, главная идея метода проектов — направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических компетенций. Наше мини исследование показывает, что проектная деятельность может успешно применяться в работе с младшими школьниками и выступать инструментом формирования компетенций.

Список использованной литературы:

  1. Землянская, Е.Н. Учебные проекты в экономической подготовке школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Народное образование, 2006. — № 1.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов... [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др.; Под ред. ЕС. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 216 с.

  3. Развитие исследовательских умений младших школьников / [Н.Б. Шумаков, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с. (Работаем по новым стандартам)

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

  5. Хуснетдинова, М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников [Текст] / М.К. Хуснетдинова // Начальная школа, 2009. - № 1. – С. 69.

Просмотров работы: 3414