ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Тарасова С.М. 1, Тарасова Е.М. 1
1Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гомосексуализм – направленность полового влечения на лиц одноименного пола, сопровождающаяся половыми контактами с ними. Явления гомосексуализма известны с древности, упоминания о них встречаются в папирусах Древнего Египта, в культуре первобытных народов Африки и Азии. Гомосексуальные отношения были весьма распространены и поощрялись в Древней Греции, Индии, Риме. Еще знаменитый философ Сократ говорил о том, что от союза мужчины и женщины рождается ребенок, но настоящая идея может родиться лишь от связи мужчины и мужчины.

В Древней Греции мужской гомосексуализм получил название «уранизма» - по имени богини Урании, родившейся не от женщины, а от мужчины – бога Урана. Женский гомосексуализм назывался лесбийской любовью или сапфизмом, по имени древнегреческой поэтессы Сапфо, жившей на острове Лесбос и бывшей наставницей юных дев в искусстве любви [4, 382].

Отношение «обычных» людей к их современникам с «нетрадиционной» ориентацией отличалось в разные эпохи и у разных народов. В одно время их прославляли, и возможность иметь гомосексуальные связи была только у высокопоставленных людей, а в другое – придавали гонениям и публичным казням.

Современное отношение к «нетрадиционной» любви в обществе связано с глубинными, часто неосознаваемыми мотивами формирования отношения к гомосексуальности. Гомосексуальность в нашем обществе часто воспринимается как ненормальность, патология и поэтому, вызывает помимо любопытства «почти животный страх».

Такое враждебное отношение часто коренится не в индивидуальной, а в общественной психологии. Не стоит отрицать то факт, что наше российское общество гомофобно. Многие страны мира уже преодолели это явление и пропагандируют не просто толерантное отношение к сексуальным меньшинствам, но и стараются узаконить их положение и отношения между ними.

В научной литературе термин «гомофобия» сейчас часто заменяется понятием «гетеросексизм», который определяется как «идеологическая система, которая отрицает, принижает и стигматизирует любые не гетеросексуальные формы поведения, идентичности, отношения и общины» [2, 105].

Кон И. отмечает, что главная функция гетеросексизма заключается в поддержании незыблемой гендерной стратификации, основанной на мужском господстве. И мужчины с опаской относятся ко всему, что может пошатнуть эту исторически сложившуюся тенденцию. Это подтверждает и проведенное мною исследование, мужчины часто более категоричны в оценке «нетрадиционной» ориентации, и особенно мужской.

В том, что уровень гетеросексизма в нашей стране достаточно высок, виновны и практические психологи, которые не лишены верований, мешающим им с уважением относится к личности гомосексуалистов. Они разделяют, например представления о том, что:

  • гомосексуальность противоречит воле Бога и греховна;

  • гей, лесбиянки и бисексуалы склонны к развратным действиям;

  • гомосексуализм противоестественная, болезненная и извращенная форма сексуального поведения;

  • представители сексуальных меньшинств не могут столь же успешно воспитывать детей;

  • гомосексуальные отношения бессодержательны и связаны лишь с получением сексуального удовольствия.

Таким образом, мы сами прививаем окружающим стереотипность мышления, страх и интолерантное отношение к представителям «нетрадиционной» ориентации. Как отмечает Е.Г. Луковицкая, современная теория гомосексуальности считает ее побочным, но вполне закономерным продуктом биологической эволюции, поскольку природа объективно заинтересована в разнообразии и вариативности. [3, 335]

Интерес к проблеме толерантного отношения к гомосексуалистам вполне объясним, и нам действительно было любопытно узнать, насколько наша современная молодежь терпима к представителям сексуальных меньшинств.

Цель нашего исследования – выяснить позицию современного студенчества по отношению к проблеме гомосексуализма. Исследование проводилось со студентами педагогических специальностей 2-5 курсов Мурманского государственного гуманитарного университета. Респондентам было предложено принять участие в анонимном опросе. Всего было опрошено 176 студентов и при ответе на первый вопрос им предлагалось подумать и решить, является ли гомосексуальность нормой или патологией. Сделать это было необходимо по 10-бальной шкале, где 10 – это норма, 1- патология.

47% отвечавших продолжают относить это явление к тяжелой форме патологии и по шкале дают не более 1-3 баллов. И убежденно настаивают на том, что гомосексуалисты – это люди «с внутренними психическими нарушениями», что такого рода поведение «противоречит природе» и «совершенно аморально». Как отметил один студент, рьяно протестующий против таких отношений: «Если относится к гомосексуализму как к норме, к обычному явлению, то человечество вымрет, так и не дождавшись конца света». Таким образом, не смотря на то, что в настоящее время гомосексуализм не относится к патологии и не противоречит психической норме (еще в 1973 г. Совет попечителей при Американской ассоциации психиатров проголосовал за исключение гомосексуализма из списка DSM-ІІ), две четверти студентов твердо убеждены, что гомосексуальная связь – это патология. В настоящее время в МКБ-10 и DSM-IV в качестве патологического состояния гомосексуализм не рассматривается.

23% опрошенных придерживаются нейтральной позиции, не считая гомосексуализм ни нормой, ни патологией, предоставляя каждому самому решать «как ему жить и с кем». А люди с нетрадиционной ориентацией заслуживают такого же отношения, как и гетеросексуальные личности.

И, наконец, 30% уверенно заявили, что гомосексуализм – это норма, а гомосексуалисты – это всего лишь мужчины и женщины «участвующие в гомосексуальном акте», т.е. они акцентировали свое внимание на образе жизни, а не на самих индивидах. А геи и лесбиянки от гетеросексуалов, по их мнению, отличаются лишь тем, что предпочитают однополую любовь разнополой.

При ответе на второй вопрос респондентам предлагалось задуматься, каково же их отношение к гомосексуальной семье, и какие чувства она у них вызывает.

Большинство участников опроса, а именно 56%, сохраняют нейтральное, ровное отношение к гомосексуальным семьям. Хотя многие из них понимают, что это «проблема всего общества», но, тем не менее, такие семьи тоже имеют право на то, чтобы «быть счастливыми и сделать счастливым кого-то еще».

При этом чувства, о которых пишут студенты самые разнообразные:

  • непонимание («как можно любить такого же, как ты мужчину?»)

  • жалость («им трудно, на них все нападают…»)

  • страх («…но я бы не хотела, чтобы со мной рядом жила семья геев. Как я буду ЭТО объяснять своему ребенку?»)

  • умиление («мне кажется они такие милые, нежные…»)

  • любопытство («встречаю их часто, и всегда было интересно!»)

  • восхищение («надо быть смелым, чтобы заявить об этом [гомосексуальной ориентации] во всеуслышание»)

  • отвращение («противно смотреть, когда мужики целуются, женщины еще, куда ни шло!»)

  • равнодушие («пусть любят друг друга, но не в общественных местах»)

  • смущение («всегда, когда вижу геев или лесбиянок чувствую себя неловко»)

30% опрошенных сохраняют строго негативное отношение к гомосексуальным семьям. Большинство из них обосновывают свою позицию тем, что общество, наблюдая за поведением геев и лесбиянок, деградирует, теряет свои моральные ценности и устои. А подрастающее поколение вскоре будет считать однополые отношения нормой. Нельзя не процитировать слова одного студента: «Семья – это ячейка общества! А какое общество с такими ячейками?»

И все же 13% - отмечают свое положительное отношение к семьям гомосексуалистов, и отмечают, что «если два человека любят друг друга, то совсем неважно какого они пола».

Соловьев В.С. писал «Человек должен быть нравственным свободно, а значит, ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным».

Гораздо более сложным, по мнению студентов, оказался третий вопрос: можно ли разрешать семьям геев брать на воспитание детей, если они этого хотят?

8% респондентов затруднились принять какую-либо сторону и не смогли дать ответа. Все остальные опрошенные разделились на две группы однозначно отвечавших на этот вопрос либо «да», либо «нет».

59% сказали категорическое «нет», мотивируя свой ответ тем, что ребенок, скорее всего, будет перенимать модель поведения родителей, а, следовательно, велика вероятность того, что он станет представителем нетрадиционной ориентации. Помимо этого студенты отмечали возможность негативного отношения сверстников к ребенку, воспитывающемуся в нетрадиционной семье.

А 33% настаивают на предоставлении семьям геев возможности воспитывать детей. Во-первых, пагубное влияние и перенос стереотипов поведения гомосексуальной семьи на поведение ребенка не доказано (Е.Г. Луковицкая). Во-вторых, студенты отмечают, что представители нетрадиционной ориентации отличаются тонким восприятием окружающей действительности и заботливым отношением к своему ближнему окружению, а значит, они могут стать трепетными и заботливыми родителями.

И, наконец, в-третьих, в нашей стране слишком много сирот, которые хотят иметь семью, чувствовать заботу и любовь близких, что лишать их такой возможности было бы, по меньшей мере, преступно.

При ответе на четвертый вопрос студентам нужно было представить, каково бы было их положение в обществе, если бы они были представителями нетрадиционной сексуальной ориентации.

63% респондентов отметили, что их положение значительно бы изменилось и в худшую сторону. Они бы постоянно сталкивались с непониманием и осуждением, чувствовали бы себя «брошенными и никому ненужными». У них бы появилась необходимость отстаивать свои права, а противостоять большинству – это всегда очень тяжело. Некоторые писали, что чувствовали бы себя «изгоями» и «белыми воронами». Другие отмечали, что испытывали бы страх и вынуждены были бы скрывать свою ориентацию от окружающих.

Лишь один учащийся ответил, что его положение изменилось бы, но жить ему было бы проще.

37% решили, что их положение в обществе не изменилось бы, т.к. оно зависит не от ориентации человека, а от его личностных характеристик, и найти пару было бы не так сложно, ведь гомосексуальные связи получили широкое распространение.

Затем студентам предлагалось оценить свою толерантность к геям и лесбиянкам по 10-балльной шкале.

Абсолютную нетерпимость к гомосексуалам обоих полов отметили 9% опрошенных. Еще 9% - сумели оценить свою терпимость на 5 баллов. 34% учащихся написали, что совершенно терпимы и к геям, и к лесбиянкам. А оставшиеся 48% студентов уже не проявили такой однозначности. 25% опрошенных оказались более терпимыми к лесбиянкам, и стоит отметить, что большую часть этих учащихся составляют молодые люди, а 23% более терпимы к геям, и это конечно, девушки.

И на конец, последний вопрос заключался в том, что студентам предлагалось отметить, какими же личностными особенностями отличаются геи и лесбиянки.

20% опрошенных вообще затруднились ответить на этот вопрос, мотивируя это отсутствием непосредственных контактов с нетрадиционными парами, а, следовательно, невозможность определения отличительных черт.

36% - не нашли никаких отличительных черт между гетеро- и гомосексуальными людьми.

И 44% отметили, что отличия явно просматриваются в стиле одежды и общении. По их мнению, гомосексуалисты более общительные люди, но у них отмечается более высокий уровень тревожности, неуверенность. Что люди с нетрадиционной ориентацией более агрессивны и импульсивны.

Многие из опрошенных наделяли геев и лесбиянок особенностями противоположного пола. Так, геи – мягкие, женственные люди, очень заботящиеся о своем внешнем виде, слащавые и манерные. Их наделяют любвеобильностью и чувственностью. Отмечают, что геи хорошие и верные друзья. Лесбиянки напротив, тверды и мужественны, самостоятельны и независимы, менее ранимы, нетерпимы, заносчивы и высокомерны.

Таким образом, большинство представителей студенчества остаются толерантными к представителям сексуальных меньшинств. Они прекрасно понимают, что человек, открыто заявляющий о своей нетрадиционной ориентации, обречен на постоянные насмешки и издевательства со стороны «нормальных» представителей общества. Все это ведет к снижению качества жизни и ощущению своей социальной неполноценности.

Студенты-педагоги – это будущие специалисты, которые по долгу своей будущей профессии должны демонстрировать толерантность и эмпатию к другим людям, а следовательно, противодействовать гомофобным установкам, тенденциям и проявлениям (страхом перед гомосексуальностью и ненавистью к ее носителям).

В странах Запада идет активная борьба с гетеросексизмом (гомофобией), пропагандируется толерантное отношение к представителям сексуальных меньшинств. Российской молодежи тоже нужно учиться очень многому, и, прежде всего готовности принимать других, такими, как они есть, независимо от их индивидуальных особенностей. Толерантное отношение к гомосексуалистам является неотъемлемой составляющей цивилизованного общества, наряду с такими базовыми ценностями, как свобода слова. Будем ли мы строить цивилизованное европейское общество или скатимся на уровень отсталых азиатских стран – зависит от нас самих. Как и гонение, так и прославление однополой любви бессмысленно, по той же причине, по какой бессмысленна попытка дать оценку какому-либо народу: русским, немцам, финнам.

В каждой нации есть умные и глупые люди, герои и подлецы. Также и среди приверженцев однополой любви есть и чистые, добрые люди, и подонки. Как пишет Ю. Щербатых «давать таким людям оценку только на основании половых пристрастий - примерно то же, что выносить приговор всем людям, практикующим гетеросексуальные контакты».

Очень хорошо об этом написал И. Кон «Культурно изолированная и загнанная в гетто однополая любовь казалась чем-то совершенно исключительным, невообразимо отвратительным и так же невообразимо прекрасным. Между тем вся она – разная».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви / И.С. Кон. М.: АСТ, 2003. – 496 с.

  2. Луковицкая Е.Г. Введение в гендерные исследования / Е.Г. Луковицкая. В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 88 с.

  3. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия / И.Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2006. - 928 с.

  4. Щербатых Ю.В. Психология любви и секса / Ю.В. Щербатых. М.: Эксмо, 2006. – 620 с.

Просмотров работы: 3056