Обучение и воспитание детей, имеющих отклонения в развитии, является социальной проблемой не только в нашей стране, но и во многих других государствах. Задержка психического развития (ЗПР) - самый распространённый психолого-педагогический диагноз у детей с ограниченными возможностями здоровья и в нашей стране, и за рубежом. Данная проблема возникает у 30% детей, поступающих в школу. Согласно определению, задержкой психического развития называется нарушение темпа нормального психического развития ребенка, когда у него отдельные психические функции (внимание, память, мышление, воля, эмоции) отстают в развитии от имеющихся психологических норм для его возраста [2].
Диагноз ЗПР ставится на основании возникших симптомов, нарушение развития именно когнитивных процессов способности к умственному восприятию и переработки внешней информации [5].
Поэтому возникает весьма закономерный вопрос: можно ли с помощью каких либо организованных коррекционных занятий воздействовать на развитие когнитивных процессов ребёнка так, чтобы они достигли нормальных значений.
Современное образование предусматривает разработку и внедрение образовательных программ, которые помогут нормальной социализации всех детей, несмотря на нарушение внимания, памяти, мышления. Проблемой формирования когнитивных способностей у детей с ЗПР занимались К.С. Лебединская, И.И. Мамайчук, И.Ю. Кулагина, Т.В. Егорова. М. С. Певзнер, Т. А. Власова, В.Б. Никишина, Н.Б. Бабкина и другие исследователи. Данные исследователи делали основной акцент на проведение работы с детьми с использованием скорее традиционных дефектологических подходов.
Целью нашей статьи является рассмотрение нетрадиционных техник рисования как средства развития воображения и творческих способностей детей с ЗПР. Как известно, воображение является сложным когнитивным процессом, и дети с ЗПР испытывают серьёзные трудности в развитии воображения.
Для детей с ограниченными возможностями важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности в коррекционно-педагогической системе воспитания, в том числе и рисования. К сожалению, на занятиях изобразительным искусством нетрадиционные техники используются редко, не учитывается их высокая коррекционная значимость.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний, формированию представлений детей о предметах, их использовании, материалах, свойствах, способах работы с этими материалами. У детей возникает способность переносить полученные знания в новые условия. Занятия с использованием нетрадиционной техники изображения влияет на развитие ориентировочно-исследовательской деятельности, детям с ЗПР предоставляется возможность экспериментировать. Необычные способы рисования привлекает внимание детей, заставляет удивляться, включаться в работу. Возникает познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, общение между учащимися носит позитивную окраску, происходит взаимообогащение, активизация словарного запаса.
Начав выполнять работу, как известно, дети с ЗПР часто копируют рисунок, предоставленный им как образец. Работа в нетрадиционной технике не позволяет этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Способ рисования с применением в работе нетрадиционного материала способствует развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальных качеств. Дети учатся думать, применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке. Дети учатся самостоятельно находить способы решения проблемы, направления применения материала в работе. Затем происходит анализ работ, сравнение своих рисунков. Учатся высказывать своё мнение. Использование в рисовании именно такой техники влияет на проявление своей собственной фантазии.
К нетрадиционным техникам изображения относится монотипия, техника «печатание листьями», «рисование нитками», «печатание бумагой», «рисование мыльными пузырями», «рисование кляксами», клеевая техника, «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), техника «мятый рисунок», «рисование по клейстеру».
Изобразительная деятельность является особой средой, необходимой для развития ребёнка. Рисуя, ребёнок ощущает себя свободными, уверенными в своих суждениях. Применение в работе этих техник помогает взаимодействовать, обучаться детям разного уровня развития, различного социального положения, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей. Главной задачей педагога является развитие интереса к изобразительному искусству и потребность в нем.
Список литературы.
Березина Т.Н. Воспитание добра как психолого-педагогическая проблема высшей школы // Almamater (Вестник высшей школы). 2013. № 2. С.ман 62-66
Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с
Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефекторлога [Текст] – М., 2005.
Детская патопсихология [Текст] : хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004.