ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Мальченко Л.Н. 1
1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" Старооскольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процессы модернизации в системе образования России затронули многие вопросы образовательного процесса на фоне его меняющегося содержания и технологизации. Однако, при всем многообразии форм обучения и новых постановочных педагогических задач, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей на основе контроля за этими процессами [1].

В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблемы оценки результатов обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе приобретает новые ключевые позиции. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе современной школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление.

Проблема оценки в разных своих аспектах получила отражение в

трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов

(Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.И.Божович,

Л.С.Выгодский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия,

М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина).

Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы.

Таким образом, целью оценочной деятельности является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки. Как отмечает А.И.Липкина [5] у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – одного из основных компонентов самооценки.

В настоящее время Концепция модернизации Российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.

С учетом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, что выдвигает как обязательное требование федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, становится актуальной проблема оценки результатов обучения каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие ребенка. Исследования в данном направлении, как показывает наш анализ имеют вектор усиления внимания к компетентностной составляющей оценки.

Однако проблема выбора способов оценки результатов обучения младших школьников на новой компетентностной основе разработана не достаточно. Таким образом, становится очевидным противоречие:

- между необходимостью и отсутствием разработанных способов оценки результатов обучения младших школьников, нацеленных на личный рост и развитие ребенка.

Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: каким образом оценивать результаты обучения младших школьников в условиях компетентностного подхода.

Цель исследования:изучить подходы к оценке результатов обучения младших школьников в контектсе модернизации начального образования.

Объект исследования: модернизация начального образования.

Предмет исследования: —оценка результатов обучения младших школьников.

Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале, которая фактически редуцирована до 4-х бальной. Поэтому рекомендуется использовать в работе методическое письмо департамента общего среднего образования «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» №1561/14 от 19.11.98.[2].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…»

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования…» [6].

Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы. Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Указанной цели можно достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению более важной стратегической задачи модернизации всей российской школы – воспитанию самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально – экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. Модель российского образования 2020 продолжает развивать мысль о том, что система оценки должна быть ориентирована на результаты. В новой системе оценивания найдут место новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребёнка [2].

Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика сучителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. Как же организовать контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?

Анализ теоретических исследований и выводов практиков позволяет констатировать, что система контроля и оценивания учебной работы младшего школьника не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у младших школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

С этих позиций современная школьная система оценивания результатов обучения, ориентированная на эффективное выполнение заданных компетентностых образовательных результатов должна соответствовать ряду важных составляющих:

  1. осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд, а на определённом этапе – и об общем уровне выполнения и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание: учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;

  2. возможность использовать её как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;

  3. способность фиксировать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения);

  4. ориентация ученика на непременный успех;

  5. опора на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовие становлению и развитию самооценки.

Таким образом, вышеназванную проблему необходимо рассматривать в контексте другой более масштабной проблемы школы – формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

Как показывает опыт, научить детей анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно, так как специфика человеческого восприятия сориентирована на первичное вычленение недостатков, а потом достоинств. Кроме того, для детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с этим очень важно в условиях безотметочного обучения сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

Современная начальная школа, как показывает анализ нормативно-правовой и методической базы ее функционирования, уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.

Важно не допускать сравнения детей на основе односложных выводов: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон [3].

По мнению педагогов и методистов при безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. Можно обсудить с ребенком вслух его собственную работу (он говорит, что у него получилось хорошо, что особенно хорошо, где он допустил ошибку, на что нужно обратить внимание). После завершения письменной работы на уроке каждому ученику предлагается оценивать ее в баллах в рамках определенных критериев:

  1. если все сделано правильно - 3 балла;

  2. если допущены незначительные ошибки -2 балла;

  3. если допущены значительные ошибки, но задание написано - 1 балл (ребенок его делал, прикладывал усилия, но у него не получилось - здесь работает принцип:- незнание не наказывается, стимулируется процесс познания);

если задание не выполнено, то есть ребенок к нему даже не приступал, баллы не ставятся, так как нулевой балл не может быть использован ради соблюдения педагогической этики [4].

Важно отметить, что формат оценки изменяется с середины и до конца начальной школы когда ученики переходят на накопительную систему оценивания. В данном случае вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности. Баллы ставятся за каждый вид задания отдельно, например, при решении задачи оценивается отдельно умение делать чертеж, умение составлять алгоритм решения, умение правильно находить ответ и записывать его. По результатам выполненных заданий ученик набирает определенное количество баллов успешности.

Заметим, чтоучебный материал начальной школы организован по содержательно – целевым линиям развития, определяемым как цели изучения данного предмета, поэтому учитель должен отслеживать продвижение ученика по линии развития личности. Например, в курсе «Русский язык» такими линиями развития являются следующие:

  1. Овладение грамотой (навыками и умениями чтения и письма), включая умения, обозначаемые как «функциональная грамотность».

  2. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся. Овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

  3. Овладение орфографией и пунктуацией, а также другими «технологическими» компонентами письма.

  4. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.

  5. Систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о родном языке.

  6. Раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка.

  7. Формирование у учащихся языкового чутья.

В навыке «Техника чтения» можно выделить такие линии развития: чтение слогов – слияний, чтение слогов с изученными буквами, составление и чтение слов, слоговое чтение вслух отдельных слов, ударение в словах, чтение коротких предложений, чтение текстов и др.

В курсе «Окружающий мир» линиями развития являются:

а) знакомство с целостной элементарной картиной мира;

б) формирование личного эмоционально – оценочного отношения к миру и др..

Система оценивания при этом предполагает необходимость регистрации освоения важнейших новых знаний и умений (дидактических единиц) по каждой линии развития (обычно они указаны в конце программы в качестве требований). Эта регистрация должна осуществляться в виде индивидуальных дневников достижений учащихся.

Поэтому первая задача, которую должен решить учитель, – это продумать, на каких этапах, с какой частотой будет осуществляться текущий контроль формирования необходимых умений. При этом выделенные ожидаемые результаты должны быть подразделены на более мелкие под-навыки, отражающие логику процесса обучения.

Поэтомув начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки обучающихся. Результаты такой оценки в начальной школе можно отметить с помощью «лесенки достижений»,поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки.

По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек (Т.Дембо, С. Рубинштейн), особенности применения которых подробно изучены и описаны в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман и др. Этот приём полезно освоить не только учителям начальной школы, но и учителям, работающим в 5 – 6 классах. Его особую ценность представляет точная направленность на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом, а также то, что он способствует формированию адекватной самооценки. Продвижение ребёнка в ходе изучения в ряде случаев полезно отмечатьоценкой в виде дроби, знаменатель которой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, а числитель – количество ошибок в данной работе [7].

Следует помнить, что при оценке письменной работы (например, домашней) необходимо отмечать не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места работы, делать поощрительные записи.

Целесообразно также использовать так называемую «холистическую шкалу». Оценка работ с её помощью ведётся следующим способом. Все работы учащихся раскладываются на группы в соответствии с разными критериями, например, на две стопки по общему признаку «приемлемо – не приемлемо», затем каждая из этих групп может быть рассортирована по иным критериям. Так в стопке работ «приемлемо»может быть выделена группа работ, отвечающая признаку «имеет некоторое особое качество»,или, напротив, группа работ с характерными недочётами («неверное оформление»). Стопку работ «неприемлемо»можно разложить на группы в соответствии с допущенными ошибками в общеучебных навыках (например, «плагиат», «нарушена логика», «пробелы в фундаментальных знаниях», «ошибки в русском языке») или в соответствии с типичными ошибками, специфическими для данного предмета.

Текущие результаты, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений»,который полезно завести для каждого ребёнка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нём с помощью уже упоминавшихся линеечек, или, например, закрашивая определённую клеточку – полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие данные по всем формируемым на данном этапе навыкам.

Важно помнить, чтотематический и итоговый контроль проверяет не учебную деятельность, а учебные результаты (степень обученности) и умение их применять. В связи с этим для учащихся начальных классов созданы самостоятельные и контрольные (проверочные) работы по математике, по русскому языку, литературному чтению и т.д. При этомсамостоятельные работыносят обучающий характер. Иными словами, ученик имеет право многократно работать над своими ошибками до тех пор, пока не научится. Цель этих работ – выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях (тренировочные цели). В соответствии с замечаниями учителя ученики выполняют те задания, которые вызывали у них затруднение. Отметку за самостоятельные работы (если она ставится) рекомендуется выставлять после доработки возможных ошибок. Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество работы ребёнка над собой. Высокий уровень трудности самостоятельных работ позволяет детям хорошо подготовить себя к выполнению контрольных или проверочных работ. Их целью является контроль качества усвоения учебного материала. Контрольные работыпроверяют базовый уровень достижений. Они несут не столько обучающую функцию (хотя возможна пересдача), сколько контролирующую.

Подчеркнем, что в Модели 2020 говорится: «Знаниевая компонента – это костяк школьного образования, основа его фундаментальности и способности человека продолжать обучение после школы…» [2].

На наш взгляд, особенно важны те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы

Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, самостоятельно полностью выполнивший весь необходимый объём заданий в учебнике, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов или правил, сколько будет уметь применять их в жизни (функциональная грамотность). Естественно, что такого рода задания учитель может во множестве придумать и добавить к имеющимся в пособиях. Но они должны удовлетворять всем названным критериям (прежде всего, обеспечивать творческое применение знаний) и по возможности быть связанными с какой – либо практической деятельностью.

Так, одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и ее результатов является «Древо творчества». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце дня или урока дети прикрепляют их на дерево: плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок — получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик - не все получилось, но я старался; желтый листик - не смог справиться с заданием, еще нужно работать.

По мнению практиков оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.Оценка должна фиксировать достижения ученика, отслеживать его продвижения в личностном развитии.

Таким образом, наше исследование показывает, что оценка результатов обучения младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки и качества процесса обучения. На данном этапе развития образования мы имеем надежду на то, что на основе вышеизложенных идей и подходов «к 2015 году будет создана единая добровольная цифровая система учёта образовательных достижений школьников», о чём говорится в Модели 2020.

Список использованной литературы:

  1. Акатова Н.И. Введение новой системы оценки в общеобразовательных школах России [Текст] / Н.И.Акатова// Материалы педагогической конференции. – Хабали, 2002. – 420 с.

  2. Аксамидова И.Г. Использование тестовых технологий при оценке качества знаний учащихся [Текст] / И.Г.Аксамидова// Управление школой – 2003. - №8. С.18

  3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. [Текст] / А.Б.Вороцов// - М.: Издатель РассказовЪ., 2002.-303с.

  4. Куимова Н.С. Проблемы отметки и оценки качества образования младших школьников в условиях модернизации образования. [Текст] / Н.С.Куимова // Управление школой. - 2002. - № 2.

  5. Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. [Текст] / А.И.Липкина// М., 1971.

  6. ФГОС НОО

  7. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. [Текст] / А.Г.Цукерман// - Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999. - 276 с.

Просмотров работы: 9616