Проведение маркетинговых исследований стало реальной потребностью и прочно вошло в практику хозяйственной деятельности организаций. Направленность исследований зависит в значительной степени от характера деятельности организации, выпускаемой продукции, видов оказываемых услуг и т.п.
Организации, осуществляя свою маркетинговую деятельность, постоянно находятся под воздействием внутренней и внешней среды. Все факторы внутренней и внешней среды проявляются через передачу участникам рыночных отношений определенной информации.
Маркетинговая информация – это информация, полученная в процессе обмена результатами общественно полезной деятельности и взаимодействия по поводу такого обмена всех субъектов рыночной системы, используемая во всех сферах предпринимательства, включая маркетинговую деятельность.
Информационное обеспечение маркетинговой деятельности – это процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанный на применении специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде в маркетинге. Маркетинговая информация позволяет руководителям организаций получать конкурентные преимущества, снижать финансовые риски, определять отношения потребителей, следить за внешней средой и многое другое. Маркетинговую информацию получают в ходе маркетинговых исследований. Под маркетинговыми исследованиями понимают систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг. Это комплексное понятие, которое включает все виды исследовательской деятельности, связанные с управлением маркетингом.
Управление маркетингом предполагает комплексное изучение маркетинговой среды во всей полноте ее производственных и рыночных связей, внутренних и внешних факторов функционирования и развития. А это, в свою очередь, требует сбора и обработки информации, соблюдения логической строгости и непротиворечивости суждений, необходимой точности и полноты оценки параметров функционирования среды.
Основными принципами формирования и использования информации в процессе управления маркетингом являются: актуальность, объективность, достоверность, релевантность, полнота, надежность, своевременность, оперативность, целенаправленность, информационное единство и др.
Актуальность информации означает реальное отражение в каждый момент времени состояния маркетинговой среды, таким образом, необходимо постоянное обновление банка хранимой информации.
Объективность отражает независимость от мнений, суждений носителей информации.
Достоверность информации основывается на точном воспроизведении объективного состояния и развития производства, рынка и внешней макросреды. Учитывая условия конкурентной борьбы, при которых нередко сознательно искажается реальная действительность, этот принцип требует повышенной надежности источников данных. Важным средством борьбы против дезинформации являются множественность источников и анализ полученных сведений на непротиворечивость.
Релевантность позволяет получать информацию в точном соответствии со сформулированными требованиями, избегая работы с ненужными данными.
Полнота отображения информации необходима для объективного учета всех факторов, формирующих, либо оказывающих влияние на состояние и развитие маркетинговой среды.
Оперативность выражает «скорость» получения и передачи информации.
Надежность (устойчивость) - способность реагировать на изменения без нарушения необходимой точности.
Своевременность информации характеризует временной интервал между возникновением потребности в информации и реализацией этой потребности.
Целенаправленность ориентирует на конкретные цели и задачи в области производства и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Информационное единство требует разработки такой системы показателей, при которой исключалась бы возможность противоречия в выводах и несогласованность первичных и производных данных.
Соблюдение этих принципов при проведении маркетинговых исследований влияет на качество информационного обеспечения управления маркетинговой деятельностью, что в конечном итоге повышает эффективность деятельности организации.
Список источников
1. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич; под общ. ред. Г.Л. Багиева. / – М.: Экономика, 2008. – 425с.
2. Бурцева Т.А., Сизов Т.А., Цень О.А. Управление маркетингом: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Экономистъ", 2005. - 271 с.
3. http://www.marketingnews.ru/article/75/