ТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проектное задание (педагог д.п.н., профессор кафедры дизайна Ткалич С.К.) включало самостоятельный выбор территории РФ и конкретного вида художественного творчества, желательно полузабытого наследия. Важно, чтобы работа студента не была повтором учебных пособий, а была результатом самостоятельного исследования.

Наиболее привлекальным для меня наследием в области художественного творчества, которое сейчас с интересом осваивают в авторских школах, является «тагильская роспись».

Подобный же вариант росписи рекламируется зарубежными художниками, как Донна Дьюберри. В начале 70-х годов XX века она создала свою собственную технику рисования, которая изначально носила название техника рисования Двойное Погружение (Double-Loading painting technique). Спустя тридцать лет, Донна Дьюберри признана в Америке, Европе и Азии как инновационный создатель техники рисования One Stroke. Не так давно Донна запатентовала ее стиль декорирования, продукты и публикации.Однако системный анализ литературы о промыслах Урала позволяет усомниться в том, что данный вид впервые был изобретен зарубежными художниками. В то же время результат эмпирического анализа методом «включенного наблюдения» за работой в художественных школах искусства, в авторских салонах показывает, что даже в «дизайне ногтей» используется этот приём декоративной живописи.

Обощение результатов проведенного комплексного и сравнительного анализа, включающего в себя активное внимание населения разных возрастов и профессий к этому виду живописи, доступной по легкости воспроизведения, позволил сформулировать тезис: «Технический приём народного промысла «тагильская роспись» – это «маховый мазок» кистью с двойным или тройным цветовым набором краски. Он получил новое рождение с приходом дизайна не только в российской культуре, но и в других странах планеты».

Ретроспекция: история возникновения промысла.

В первой половине XVIII века на Урале зародился «подносный промысел» – тагильская роспись. Причина чисто коммерческого свойства: в Россию из Германии пришла мода на изделия, покрытые лаком. Основоположник промысла – Никита Демидович Антуфьев, более известный как Никита Демидов (годы жизни: 1656 – 1725, Тула) – русский промышленник, основатель династии Демидовых. Промышленники Демидовы активно развивали этот вид народного промысла с 1746 года. Символом являлась – русская «роза» (шиповник).

В то же время в России стала развиваться металлургическая промышленность. В 1720-е годы в горнозаводских владениях Демидовых на Урале начали строить первые заводы. В 1725 году был построен Нижне–Тагильский чугуноплавильный и железоделательный завод. Это уникальный памятник заводской архитектуры, самый старый из сохранившихся металлургических заводов в мире. Он был главным в большом заводском хозяйстве Тагильского округа и самым передовым.Именно на нем появился на свет самый первый тагильский поднос, сделанный из металла (железа).

Следует отметить, что к тому времени тагильское железо со знаменитой маркой «Старый соболь» и буквами «С.С.Н.А.Д.», что означало «статский советник Никита Акинфиевич Демидов», славилось на всю Европу.

Поэтому основанная на самобытном народном творчестве, тагильская роспись, иначе называлась – горнозаводская роспись, чтобы отличаться от домашних работ умельцев. Уральские мастера Худояровы, Перезоловы, Дубасниковы прославились изделиями с их подписью. Столик для хранения бумаг, расписанный в 1785 году мастерами Вавилой и Федором Худояровыми, хранится в музее Нижнего Тагила до сих пор.

Основной прием тагильской росписи и материалы

(кисточки, краски и палитра).

Тагильская роспись – яркая, нарядная, фантазийная. Росписью подносов занимались только мужчины. С середины XIX века в городе стали появляться красильные мастерские, в которых работали женщины. В народе их называли «писарихами», и дело росписи постепенно перешло в женские руки.

Технический приём тагильской росписи: маховое письмо двухцветным мазком. На кисточку набирается сразу две или даже три краски.

Подготовка красок. На мраморной доске специальными пестиками – «курантами» терпеливо и тщательно растирали порошки минералов, руд, цветные глины с добавлением льняного, орехового, макового масла и натуральных смол. Доски и «куранты» у всех были одинаковыми, а вот рецепты красок у каждого свой. После настаивания в плотно закупоренных сосудах краски разбавлялись секретной олифой и были готовы к употреблению. И хранились эти знания о технологии в глубокой тайне. Сейчас для росписи используют акриловые краски.

Кисти. Тагильские мастера использовали самодельные кисти из бельичьих хвостиков. Сейчас их заменили плоские синтетические кисти.

Этапы работы по изготовлению тагильских подносов

Этап 1. Работа с металлом.

Кузнецы выкраивали листы железа нужных размеров, набирали по шесть штук, которые, как детская пирамидка, уменьшались по размеру, следуя друг за другом; скрепляли их вместе и клали на чугунную или железную форму (желобильня) и наносили удары молотком. С каждым ударом листы будущего подноса начинали принимать нужные очертания; шлифовали, шпаклевали, выглаживали, покрывали темной краской – грунтом, олифой; ставили в печь для закалки (фон становился черно-матовым); покрывали вороным лаком (не дает подносу ржаветь); сушили в печи; окрашивали фон и украшали поднос способом «поддув» (металлический порошок сдували на сырую краску фона, создавая на поверхности таинственную мерцающую игру); отдавали на роспись.

Этап 2. Роспись предмета бытовой культуры «поднос»

  1. набрасывается эскизный контур на металлический поднос;

  2. на поднос, с помощью пальцев, наносились основные цветовые пятна (главные элементы цветка, ягодки, розетки или веточки);

  3. на кисточку набиралось одновременно две-три краски (яркая и светлая – для оттенка) и расписывали мотив круговыми живописными мазками.

Затем, чтобы добавить объём, делаются:

  1. "оживка" (это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски);

  2. «бликовка» (прокладка бликов на выступающих частях цветов, подчёркивая объёмность и многослойность письма);

  3. Наконец, покрытие изделия лаком и запекание в печи.

Основные сюжеты тагильской росписи

Разработаны и сюжеты тагильской росписи. Это довольно широкий спектр окружающей действительности: пейзажи; животные и птицы; бытовые и мифологические сюжеты. Наибольшей популярностью пользовались цветы, «королевой» являлась «русская роза» или хорошо знакомый народным мастерам, живущим в сельской местности, кустовой шиповник, цветы которого напоминают розу. Цветочные букеты составлялись из трех крупных роз, разных по форме: желтая, бело-розовая, красная в окружении листочков и травинок темно-зеленого цвета.

Секрет «лака Худояровых»

Родина лаков - Япония, Китай, Копал (уездный город Семиреченской области, на юго-востоке граничит с Китаем). Секрет «лака Худояровых» заключался в точной дозировке компонентов: реликтовой смолы «копало» (это общее название реликтовых смол почти исчезнувших деревьев тропического пояса. Смола обеспечивала лаковой плёнке прочность, влагостойкость); льняного или конопляного масла; «терпентина» из местных хвойных пород, растворяемых в скипидаре; оптимальной температуры в момент росписи.

Существует 2 способа лакирования: холодный (применялся на востоке); горячий (изобрели тагильчане). При температуре в 300 градусов для быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски. В народе лак называли стеклянным, хрустальным, а чаще по имени изобретателей: “худояровским белым”.

Достоверно неизвестен точный рецепт изготовления «худояровского лака». Специалисты экспериментируют, ищут, но такой твердости и прочности, как у Худояровых, добиться пока не удается. Существует предположение, что Худояровы «покрывали подносы лаком в водяной бане». Может быть, в этом и состоял их секрет? Сразу вспоминается сказ Павла Баженова «Хрустальный лак». За большие деньги пытались немецкие купцы выведать рецепт изготовления тагильского лака. Да одурачил их тагильский мастер — с помощью бани, кстати... Крепко берегли уральские мастера тайну «хрустального» лака. Так крепко, что канула она в века.

Упадок «подносного» промысла

В конце XIX — начале XX веков подносный промысел приходит в упадок: снижается качество росписи; сокращается количество частных семейных мастерских; роспись подносов мало-помалу стала массовым производством, и это привело к развитию предпринимательства.

В конце XIX века стали делать уральские подносы из тонкого, «жидкого» железа; широкое распространение получает техника орнаментальной отделки через трафаретку; живопись стали заменять налепными гравюрами; закрылась живописная школа. Но отдельные шедевры известны специалистам: апример, огромный поднос - скатерть, вышедший из мастерской Архипа Артемьевича Ушакова (1905 г.).

Негативом мы отмечаем организованные советскими культработниками и хозяйственниками мероприятия по обмену опытом между жостовскими и уральскими мастерами в 1930-е годы ХХ века. Обмен опытом отрицательно сказался на дальнейшем развитии и самобытности тагильской росписи. Тагильская роспись потеряла характерные ей черты. В советский период традиционный тагильский промысел практически угас.

В этой связи мы делаем вывод, что существует, несомненный полезный результат по обмену опытом между педагогами, это помогает усовершенствовать обучающие методики. Но обмен опытом между мастерами, владеющими уникальными знаниями о технологии, которая яляется, по сути коммерческой тайной индустрии, служит какой цели?

Послесловие. Потомки основателей династии Демидовых стали преимущественно жить в Италии после революции 1917 года. Был потерян интерес к «уральским художествам».

Восстановление лаковой росписи по металлу в России

В 1970-е годы началась целенаправленная работа по восстановлению своеобразной, одной из старейших в России школы лаковой росписи по металлу. Сейчас на нижнетагильском предприятии трудится более ста высококвалифицированных художников и орнаменталистов. Авторские работы ведущих мастеров экспонируются в стране и за рубежом, отмечены многочисленными премиями, дипломами, наградами, вошли в коллекции крупнейших музеев мира и в частные собрания.

Вывод: Как видим, технология изготовления состоит из 2-х основных этапов. Художественный технический прием тагильской росписи детально проработан. Можно говорить о специфике, отличной от других художественных промыслов, где основой также является роспись (хохлома, мстера, холуй, жостово). В тоже время можно в короткий срок снивелировать все особенности, если проводить политику обмена опытом между мастерами. Нужен не обмен, а методика сохранения уникальных видоав художественного творчества и поддержка мастеров.

Маховое письмо двухцветным мазком – несложная техника, освоение которой не требует специального образования. Нужно лишь терпение и художественный вкус. А расписывать можно не только подносы, но и предметы интерьера, утварь, посуду и даже ногти! Можно сказать с уверенностью, что тагильская роспись должна получить всеобщее рапространение в художественных школах и учебных заведениях.

Список использованной литературы

  1. Бунькова А, Халяева О. «Не увядает тагильский букет». Статья. // Газета «Весь Тагил», № 37(60). 22. 09. 2011.

  2. Дмитриев А. В. Тагильская роза : история "лакирного дела" на Урале. – Екатеринбург, 2000. – 139 с.

  3. Силонова О. «Тагильская роспись». Статья. // Газета "Тагильский рабочий" Выпуск 31.05.1991.

  4. Сосипатрова О.В. Архитектурная колористика: развитие профессионального восприятия цвета в образном мышлении архитектора и дизайнера. Учебно – практическое пособие. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2013. – 143 с.

  5. Ткалич С.К. Курс «История и методология дизайн-проектирования». Задание по теме «2014 – год Культуры». Весенний семестр 2014. 1-ый год магистратуры. Кафедра дизайна, МГГУ имени М.А.Шолохова.

  6. Ткалич С.К. Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн). Статья.// /Вестник МГГУ имени М.А.Шолохова. № 4 (декабрь) 2012. С. 65-71.

  7. Ткалич С.К. Перспективное моделирование образовательных методик в магистратуре на основе профильной технологической матрицы. Статья. //Инновации в образовании. № 5 (май). 2013. ISSN 1609-4646.

  8. Ткалич С.К. Функция информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Статья.//Вестник МГГУ имени М.А.Шолохова. № 4. Декабрь 2013.

  9. Фролова Е. Н. Чистый источник. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С. 17 – 27.

  10. Хайдукова Л.А. Природы вечной круговерть. Современная сюжетная роспись и трафаретный орнамент в тагильском подносе. //Буклет выставки. Нижний Тагил, 2011.

Просмотров работы: 3057