На современном этапе развития российского общества проведение комплекса мер по интеграции инвалидов в социум, в том числе и решение проблемы их трудоустройства, является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Вопросы социальной реабилитации инвалидов в настоящее время актуальны для большинства государств. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 % общей численности населения планеты. В нашей стране в последние годы отмечается тенденция увеличения числа инвалидов: если на 1 января 2003 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 10,8 млн. чел., то уже на 1 января 2013 г. - более 12,8 млн. чел. Наличие в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, определяет важность рассматриваемой проблемы.
Итак, дадим определение понятию «инвалид». Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Под ограничением жизнедеятельности в этом законе понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.[1]
С начала 1990-х гг. под воздействием радикальных экономических реформ произошли принципиальные изменения в социальной политике России. Были созданы новые институты, механизмы, законодательные основания, которые в целом могут стать адекватными требованиям рыночной экономики, принципам и целям социально справедливого общества и тем социальным стандартам, которые сложились в мировой практике. Несмотря на значительные изменения, произошедшие в законодательной сфере в постсоветский период, социальная политика в отношении людей с инвалидностью, особенно ее практическое воплощение, все еще сохраняет многие черты системы, действовавшей в СССР.
Нормы нового российского законодательства довольно близки к мировым стандартам. Однако между заявленными в нормативных актах целями и механизмом их реализации существуют противоречия, которые препятствуют полноценной интеграции людей с ограниченными возможностями в общественную жизнь.
Следует отметить, что для системы социального обеспечения, существовавшей в Советском Союзе, были характерны высокая занятость, гарантируемая государством, значительные социальные затраты, налоговое перераспределение денежных средств, ведущая роль государства и местных органов власти. В отношении людей с ограниченными возможностями развивалась сугубо патерналистская система. Инвалидность позволяла гражданину пользоваться большим количеством различных льгот, а многим – не работать и жить за счет достаточно приемлемой по размеру пенсии. Сама инвалидность рассматривалась исключительно как ограничение человека в возможности работать из-за проблем со здоровьем. Во главу угла ставилась политика в сфере здравоохранения, так как считалось, что нарушение здоровья автоматически приводит индивида к исключению из нормальной жизни, а справиться с таким положением можно лишь с помощью денежных выплат и других мер социальной защиты. Возможность трудовой деятельности людей с инвалидностью обеспечивалась только в рамках специализированных предприятий.
Таким образом, основным содержанием этой политики стало материальное обеспечение инвалидов – денежные выплаты в виде пенсий и пособий, с одной стороны, и наличие льгот и привилегий в неденежной форме (например, ведомственная система доступа к различным видам социальных услуг), - с другой.
В современном социальном пространстве гражданство людей с инвалидностью очерчено категорией городского гражданства, которое в наивысшей степени зависит от мобильности и читается в основных российских законах, однако на практике слабо реализуется. Существенно ограничены фундаментальные права инвалидов на доступ к ресурсам и благам, которые предлагает город – образование, занятость, ресурсы социализации и самоактуализации, коммуникации, свободного взаимодействия между горожанами с инвалидностью и остальными жителями города.
Анализ информационных источников позволил выявить широкий спектр проблем трудоустройства инвалидов, проследить динамику развития государственной социальной политики в отношении их занятости, а также определить оценки и позиции самих инвалидов по проблемам трудоустройства и вопросам совершенствования социальной технологии управления помощи в трудоустройстве.
Профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов осуществляются в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Такая подготовка инвалидов осуществляется в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (в том числе по индивидуальному графику, занятия на дому, экстернат, заочная форма обучения). Материалы исследования, проводимого Центральным институтом экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов в рамках комплексной целевой программы «Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы» показывают, что в современном обществе происходит определенное преодоление социально-экономического кризиса. Об этом свидетельствует желание респондентов получать дополнительное обучение, переобучение и переквалификацию, тогда как готовность к переобучению наблюдается лишь у незначительной части респондентов
Проведенный анализ полученных в ходе социологического исследования данных показал, что большинство опрошенных инвалидов являются безработными. Основной причиной этого они назвали невозможность найти подходящую состоянию здоровья работу и др. Значительная часть инвалидов утверждает, что работа является для них источником повышения доходов, следовательно, большинство людей с ограниченными возможностями находится в сложном материальном положении. (сделайте ссылку – что за исследование, кто проводил, когда и т.п.).
Таким образом, если и отмечаются некоторые положительные тенденции, безработица сохраняется, а показатели трудоустройства людей с ограниченными возможностями по-прежнему невысоки.
«В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации разработан законопроект о Федеральном реестре инвалидов. Он будет создан в России в 2015 году. Сейчас этот законопроект проходит межведомственное согласование, а в следующем году будет внесен в правительство и Госдуму. В нем в том числе будет учитываться потребность инвалидов в технических средствах реабилитации и их обновлении», заявил директор департамента по делам инвалидов Минтруда России Григорий Лекарев.[2]
В Оренбургской области поддержку и помощь инвалидам оказывает Оренбургская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». Это крупнейшая общественная организация в Оренбургской области, в состав которой входят 39 местных районных организаций. Ее членами являются люди с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от пола, причин и групп инвалидности, а так же люди, не являющиеся инвалидами, но активно работающие в ВОИ по проблемам инвалидов. Предпринимательская деятельность районных и городских общественных организаций ООО ООО ВОИ направлена на максимально возможное трудоустройство инвалидов и их трудовую реабилитацию.
Потеря налоговых льгот и увеличение налогового бремени для общественных организаций ВОИ и предприятий системы ВОИ, привела к значительному уменьшению числа хозяйственных обществ, коммерческих участков и как следствие к уменьшению численности работающих инвалидов. Однако, не смотря на сложившиеся трудности, многие районные и городские организации ВОИ продолжают работу по трудоустройству инвалидов.[3]
В связи с вышесказанным требуется серьезный пересмотр всех основ государственной социальной политики в отношении инвалидов. Думается, что она должна соответствовать экономической модели, развивающейся в нашей стране, использовать наиболее успешные методы и ведущий мировой опыт в решении данной проблемы.
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
2. Российская газета «Власть».
3. http://www.voi-orenburg.ru