ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА НЕКРАСОВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА НЕКРАСОВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Некрасов является главой нового направления в поэзии XIX века, поэтому необходимо специально остановиться на особенностях его мастерства, чтобы ярче выделить черты, присущие его поэзии. Направление творчества Некрасова определено его классовой позицией революционного демократа, страстного и горячего защитника крестьянских интересов, боровшегося против крепостничества и капитализма.

Выступив ещё в 40-е годы представителем «критического направления», Некрасов явился одним из продолжателей гоголевской линии в литературе. Идя от Гоголя, Некрасов создавал свой реалистический стиль, насыщенный идеями революционного демократизма. Поэтическим произведением, где Некрасов осознаёт со всей отчётливостью своё особое место в литературе, является стихотворение «Муза» (1851):

Нет, музы ласково поющей и прекрасной

Не помню над собой я песни сладкогласной!

В стихотворении, написанном на смерть Гоголя. Некрасов противопоставляет «миролюбивой лире», «спокойному искусству» - «карающую лиру», «благородного гения», который «ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья». Определение Гоголя Некрасовым в 1852 году полностью соответствует той восторженной оценке гоголевского «критического направления», которую даст Чернышевский в середине 50-х годов.

Реализм Некрасова ведёт своё начало от натуральной школы, основы которой Белинский определяет в таких словах: «В наше время искусство и литература больше, чем когда-либо прежде, сделались выражением общественных вопросов». Общественные вопросы, трактовавшие в литературе с точки зрения сочувствия «бедным людям», противопоставляемым богачам, отражали идеи утопического социализма. Лейтмотивом в этот период для Некрасова являются его слова: «Есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома»

В отношении формы натуральная школа характеризуется следующими чертами: точностью описаний, конкретностью передачи явлений, обличительной тенденцией.

Революционно-демократическое содержание поэзии Некрасова определило появление в ней таких форм, как пародия и стихотворный фельетон.

Некрасов стремился к «отражению жизни» (Добролюбов), развёртывая картины правдивого «воспроизведения действительности», видя в этом «первую цель искусства» (Чернышевский).

Реалистический стиль Некрасов выковал в упорной борьбе с дворянской поэзией 50-60-х годов, следовавшей принципам «чистого искусства».

Некрасов вместе с демократической частью современных ему поэтов подвергает сокрушительному разгрому эстетскую поэзию. Это наступление было настолько значительно, что даже очень даровитые дворянские поэты теряют всякое влияние на широкие круги читателей.

Критики неоднократно упрекали Некрасова за показ пассивной народной массы. На самом деле он не был бы великим реалистом, если бы стал давать картины, не соответствующие действительности, искажающие её. Некрасов на каждом шагу подчёркивает преимущество правдивого изображения: «Стану сказывать не сказки - правду пропою»; «Не робеть перед правдой- царицею научила ты музу мою». Правда признаётся «царицей», которая должна самодержавно править в его поэзии. Реализм и обусловил тематику Некрасова: долготерпение, покорность, инертность крестьян. Это было правдой на том этапе истории в отношении значительных масс крестьянства. Но, показывая пассивную крестьянскую массу, Некрасов никогда этим не ограничивался. Он давал яркое, правдивое отражение нарастающей революционной активности крестьянства, его мести, его восстаний. У Некрасова не было объективистского, бесстрастного отношения к действительности – он произносил «свой приговор над изображаемыми явлениями » (Чернышевский).

Он полунамёками, намёками, а если позволяли обстоятельства, то и громким голосом заявлял протест против молчаливой покорности и смирения крестьянства, призывая его к борьбе с угнетателями.

Некрасов с полным основанием назвал свою поэзию музой «мести и печали». Чернышевский дал исчерпывающую расшифровку «печального» как обусловленного системой самодержавного правления: «Весь наш быт во всём, что есть в нём печального, обусловливается этой основной причиной всех зол».

Каковы особенности художественной манеры Некрасова? Даёт ли поэт готовую схему, навязывает ли он своё решение или своим изображением создаёт художественно-убедительную картину?

Как редактор крупнейших журналов, осуществляющий руководство плеядой самых выдающихся писателей-реалистов, Некрасов, несомненно, был художественно-чутким, талантливым критиком, который стоял на уровне теоретической мысли своей эпохи.

Как подлинный художник Некрасов умеет создавать образы, сочетающие индивидуальное с типичным. Он обладает уменьем дать яркий портрет, запечатлевающийся живой образ.

Образы произведений Некрасова оказывают сильное воздействие на читателя своей жизненной правдивостью, сочетанием конкретного с типичным. Читатель воспринимает как живые лица образы в произведениях Некрасова: Власа, малютку-мужичка, крестьянских ребятишек и др. Особенно ярко дана галерея живых образов в поэмах «Современники» и «Кому на Руси жить хорошо».

Когда поэт рисует крестьянского мальчика, занятого непосильной для его возраста работой, он дает резкое преувеличение отдельных черт его наружности:

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… А сам с ноготок.

Основывая описываемые явления на жизненных фактах, Некрасов никогда не занимался копировкой, никогда не уходил в детали, оставляя целое.

Индивидуализации героев способствует язык, речевой склад, которым говорит каждый из них. В этом отношении особенно показательна поэма «Кому на Руси жить хорошо», где представлено исключительное разнообразие типов на разных слоев общества.

Как поэт Некрасов велик тем, что создал язык, вполне отвечающий задачам поэзии революционной демократии. Его муза заговорила в «трудное» и «лихое» время «буйным» языком. Он чутким ухом поэта-демократа услышал «музыку злобы» преисполненных гневом народных масс. Недаром Тургенев, отрицательно относившийся к поэзии Некрасова, все же сказал истину, заявив, что стихи его, собранные в один фокус, «жгутся». Ожоги от некрасовской поэзии чувствовали представители эксплоататорского общества весьма ощутительно.

Так как слово в поэтическом произведении не существует отдельно от образа, необходимо остановиться на характеристике роли словаря в построении образа в творчестве Некрасова.

Борьба за словарь, за язык в литературе есть борьба за то или иное содержание поэзии, за идеологию.

Поэтому Некрасов, критически усваивая ценнейшее наследство поэтической культуры прошлого, в первую очередь наследство Пушкина и Лермонтова, вполне сознательно пошел на борьбу за новый стиль демократического реализма.

Либерально-дворянские критики 50-60-х годов изображали эту борьбу как борьбу против Пушкина. В действительности же Некрасову приходилось резко выступать не против Пушкина, а против дворянских поэтов, защищавших теорию так называемого «чистого искусства».

Пушкинскую же тенденцию на демократизацию поэзии, на расширение тематики Некрасов воспринял, развил, применил к новым условиям. Однако Некрасов не только отталкивался от установленных поэтических форм, но и вырабатывал совершенно новую стилевую линию.

В эпоху 60-х годов принцип «чистого искусства» защищали дворянские поэты, писатели и критики: Фет, Майков, Дружинин, обороняясь от наступления революционно-демократической литературы.

Эти дворянские литераторы, отстаивая теорию «искусства для искусства», прикрывались именем Пушкина, извращая основной смысл его творчества, выраженный в определяющих строках:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Проповедь поэтами теории «чистого искусства» в условиях обостренной классовой борьбы 50-60-х годов означала защиту реакционных тенденций.

Некрасов со всем пылом революционного демократа ринулся в борьбу с закостеневшей традицией этой школы, с формализмом дворянской поэзии. Некрасов боролся за новый стих, он искал новые поэтические формы, понятные массам, «толпе», которая бы пошла за своим поэтом.

Некрасов создал новый стих, который органически был слит с революционным содержанием его поэзии. Он достиг предельной простоты и выразительности стиха путем сочетания разговорной интонации с разговорным словарем.

Основной прием, которым пользуется Некрасов, сближая стих с прозой, состоит в уменье придать слову большую предметность, почти осязаемую конкретность.

У поэта отмечается большое разнообразие рифм: наряду с употреблением сложных рифм он часто прибегает к рифмовке глаголов с глаголами или существительных с существительными. В этом опять-таки отражается народно-песенный характер рифм, сочетающихся по грамматическому соответствию слов: прилагательное – прилагательному, глагол – глаголу и т.п.

Некрасов вплотную подошел к живой народной речи. Такого богатства крестьянского словаря, какой имеют некрасовские произведения: «Кому на Руси жить хорошо», «Зеленый шум», «Мороз Красный нос», «Коробейники», нет больше в русской поэзии того времени.

Просмотров работы: 5465