МЕЖБЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕЖБЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Межбюджетное регулирование - основа бюджетно-налоговой политики федерального центра. В самом общем виде бюджетно-налоговая политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения. Бюджетно-налоговая политика должна соответствовать экономическим задачам, поставленным правительством страны, и призвана сбалансировать доходные и расходные статьи бюджета. Основу бюджетно-налоговой политики федерального центра в регионе составляет система взаимоотношений бюджетов трех уровней: федерального, регионального и местного, описываемая с помощью понятия «бюджетный федерализм».

Если большинство стран активно использовали бюджетно-налоговый механизм в регулировании экономических процессов, то в Российской Федерации в период ее социалистического развития (за исключением 1920-х годов) не было ни теоретических разработок, ни практического опыта в решении этого вопроса. Долгое время государственный бюджет рассматривался как централизованный денежный фонд страны и основа ее финансового плана, т.е. только с фискальной точки зрения. Нужно отметить, что такой догматический и однобокий подход к сущности бюджета, возможно, еще долго будет сохраняться во взглядах российских ученых и практиков.

Судить о том, способствует ли децентрализация в межбюджетных отношениях более справедливому распределению общественных благ или еще более усугубляет неравенство, методологически можно на основании двух факторов: справедливости по горизонтали и справедливости по вертикали. Под горизонтальной справедливостью в теории общественных финансов понимается фискальная возможность оказывать минимальный объем услуг всему населению по определенной цене. Это означает, что жители бедных территорий не платят за них больше (в процентах от дохода), чем за те же самые услуги платят жители богатых территорий. Размер доходов на душу населения, получаемый каждой территорией, колеблется в широких пределах, поскольку их налоговые базы в значительной степени отличаются друг от друга. Решением этой проблемы в условиях самой высокой степени децентрализации являются выравнивающие субсидии. Горизонтальное выравнивание бюджетов чаще всего называют межбюджетным выравниванием или межбюджетными отношениями. Они могут быть определены как обусловленная набором критериев система финансовой помощи региональным и местным бюджетам. Под справедливостью по вертикали подразумевается баланс между расходными и доходными полномочиями органов управления федерального, регионального и местного уровней.

В мировой практике действуют две схемы вертикального выравнивания. Первую можно назвать условно «американской». При ней региональные и местные органы власти имеют достаточно большую свободу в сфере налогообложение. При этой схеме каждый бюджет обеспечивается собственными источниками доходов. Дотации, субвенции, трансферты и другие формы переброски средств из бюджета одного уровня в другой широко не применяются. Помимо США, данная система функционирует в Японии Франции, Швеции, с некоторыми оговорками - в Великобритании.

Другую систему можно назвать германской. Она характеризуется высокой степенью контроля Центрального правительства за региональными и местными властями. При данной системе большинство налогов служат основой доходной части бюджетов нескольких уровней. Региональные и местные бюджеты в этом случае формируются за счет общенациональных налогов. Их распределение осуществляется центральным правительством, региональнальные и местные органы при этом имеют право лишь совещательного голоса. Помимо Германии, эта система характерна для Австрии, Нидерландов и некоторых других государств.

Российская система бюджетного регулирования на сегодняшний день является гибридом американской, германской и бывшей советской.

Таким образом, эффективность использования бюджетных инструментов выравнивания обусловлена тем, что, во-первых, они находятся в сфере непосредственного влияния государства и потому гораздо легче и с меньшими затратами поддаются регулированию со стороны властных структур; во-вторых, государство, используя свою силу и влияние, может наращивать объем выделяемых бюджетных средств, привлекая в необходимых случаях неналоговые источники доходов (от приватизации имущества, его аренды, выпуска и размещения на внутреннем и внешнем рынках долговых обязательств, реализации части национального богатства, эмиссии денег и т.д.); в-третьих, участие государства в регулировании воспроизводственных процессов создает благоприятный психологический настрой у людей, у них появляются уверенность в стабильности проводимой политики, вера в завтрашний день, повышается доверие к государственной власти и её поддержка. Воздействуя на инвестиционные процессы и корректируя через бюджет ход воспроизводства, государство не должно затрагивать в условиях рыночной экономики основ процесса накопления и интересов частных инвесторов, предпринимателей. Рынок предполагает равномерное существование всех форм собственности и свободу частного предпринимательства.

Просмотров работы: 1099