В настоящее время роль инноваций в экономике быстро растет. Инновационная деятельность должна присутствовать на любом производственном предприятии. Это объясняется тем, что даже если фирма не является главной на рынке инноваций, то в какой-то момент она непременно столкнется с необходимостью создавать замену устаревших технологий и увеличивать ассортимент выпускаемой продукции. Инновационная деятельность сочетает в себе различные научные, технические, экономические, социальные и психологические проблемы. И предприятие, которому необходимо сохранять и улучшать конкурентные позиции на рынке обязано учитывать их в совокупности, а также принимать во внимание изменения как во внешней, так и внутренней среде: инновационный климат, позицию, активность и потенциал [2].
Под инновационной активностью понимают интенсивность действий по производству и введению новых или усовершенствованных продуктов (технологий) в хозяйственный оборот. Сущность оценки инновационной активности состоит не только в анализе масштабов разработки и внедрения инноваций, но и в осуществлении выбора пути инновационного развития и создания соответствующей инновационной политики [1].
Активная инновационная деятельность способствует укреплению позиций предприятия на рынке, расширению ассортимента, введению новых технологий и, как следствие, увеличению прибыли. В условиях высокой конкуренции предприятия вынуждены искать оптимальный способ удовлетворить запросы клиентов, выпуская на рынок новые продукты, которые представляют интерес у имеющихся и новых покупателей.
Актуальность темы обусловлена тем, что с развитием рыночных отношений обостряется конкуренция, следовательно, становится важным использование новых подходов к управлению предприятием, объектом которого являются его инновационные возможности. Так как на большинстве промышленных организаций отсутствует, или почти не осуществляется инновационная деятельность, направленная на повышение эффективности производства, необходимо разрабатывать и проводить инновационные меры по повышению активности и развитию потенциала на предприятии.
Целью исследования является определение перспективных направлений развития инновационной деятельности, инноваций и оценка их эффективности, а также разработка мер по повышению инновационной активности предприятия пищевой промышленности.
Для достижения данной цели необходимо выполнить задачи:
- изучить теоретические основы инновационной деятельности предприятий и виды инновационных стратегий;
- проанализировать состояние отрасли предприятия и его конкурентов;
- провести характеристику финансово-хозяйственной деятельности ООО «Арсеньевский молочный комбинат» и исследовать варианты инновационной деятельности;
- оценить затраты на реализацию возможных нововведений на предприятии и сделать вывод об их целесообразности;
- дать обоснование выбора определенной стратегии для ООО «Арсеньевский молочный комбинат»;
- разработать меры по повышению инновационной активности и обосновать их эффективность.
Объектом исследования является предприятие ООО «Арсеньевский молочный комбинат».
Предметом является разработка мероприятий по повышению инновационной активности компании ООО «Арсеньевский молочный комбинат».
Для изучения и дальнейшего развития инновационной активности фирмы необходимо провести характеристику его основных показателей. Предприятие ООО «Арсеньевский молочный комбинат» было создано в конце 1987года в промышленной зоне города Арсеньев, его основной задачей было обеспечение потребностей жителей в молочной продукции. В настоящее время комбинат модернизирован и выпускает около пятидесяти видов молочных продуктов и мороженого, имеющих известность в Приморском и Хабаровском крае [3].
На данный момент комбинат полностью реконструирован, содержит собственную физико-химическую лабораторию, которая строго проверяет качество производимой продукции. При выпуске продуктов применяются традиционные технологии с использованием только натуральных продуктов.
Целью деятельности ООО «Арсеньевский молочный комбинат» является: удовлетворение спроса покупателей на качественные молочные продукты питания путем переработки натурального молока, а также получение прибыли для развития производственной базы, покупки нового оборудования, совершенствования условий труда и жизни рабочих трудового коллектива, их оздоровление и оказание помощи руководством [3].
Главной задачей ООО «Арсеньевский молочный комбинат» является развитие производства, расширение и улучшение сети партнеров, удовлетворение важнейших требований потребителей к молочной продукции и забота об их здоровье.
Для производства молока и кисломолочных продуктов используется цельное молоко с молочных ферм, сухое обезжиренное молоко, сухое цельное молоко и другие продукты, в том числе плодовые и ягодные наполнители от различных предприятий и торговых поставщиков. Цельное молоко поставляется из села Варфоломеевка Яковлевского района, а именно Сельскохозяйственным Производственным кооперативом «Прогресс» и ООО «Фауна» из города Арсеньев.
Кисломолочные продукты состоят только из натуральных ингредиентов, в них нет ни ароматизаторов, ни консервантов. Каждый продукт имеет уникальный набор лактобактерий, идеальный объём которых обеспечивает лаборатория, и соответствующие лечебно-профилактические свойства. При изготовлении продукции используются лиофилизированные бактериальные закваски для прямого внесения, а также отсутствуют генетически модифицированные микроорганизмы [3].
Важно заметить, что инновационная деятельность является решающим фактором стратегического развития предприятия. Современный объем инвестиций в технологические инновации не в состоянии обеспечить инновационный прорыв в отраслях национальной экономики и неизмерим с реальными потребностями в технологическом обновлении производства. Поэтому, в сложившихся условиях для устойчивого роста экономики и благосостояния общества необходимо сконцентрировать имеющиеся ресурсы на основных направлениях создания нового технологического сервиса и обеспечения честной конкуренции, многократного повышения инвестиционной и инновационной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей.
Для повышения инновационной активности предприятия ООО «Арсеньевский молочный комбинат» необходимо провести следующие меры:
1) стимулировать рабочих за научно-технический труд;
2) совершенствовать программы обучения персонала для развития инновационного производства;
3) преобразовать существующие, освоить и использовать в дальнейшем новые технологии;
4) совершить покупку патентов и лицензий инноваций, не получивших еще применение на практике;
5) провести открытие фирменных магазинов на территории ПК;
6) совершить ряд маркетинговых исследований, организовать производство продукции и создать технологии материального обеспечения и реализации созданного продукта, а также расширить ассортимент продукции.
Список литературы
1. Балашов А. И., Рогова Е. М., Ткаченко Е. А. Инновационная активность российских предприятий: проблемы измерения и условий роста. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2010. –75 с.
2. Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 115 с.
3. Арсеньевский живой продукт [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://arsprodukt.ru/ (дата обращения 26.10.2013).