О ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

О ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Парадигма высшего профессионального образования в русле подготовки специалистов по пожарной безопасности и защиты населения в чрезвычайных ситуациях (ПБ и ЗЧС) подразумевает тщательный профессиональный отбор абитуриентов при приеме в учебное заведение. К сожалению, в России эта сторона вопроса практически не разработана и законодательно не закреплена: молодежь поступает куда хочется без учета особенностей организма и требований профессии к организму. В итоге возникает коллизия не только разочарования в избранной профессиональной стезе, экономических потерь и для личности выпускника учебного заведения, и для государства, но и риск здоровью специалиста, пошедшего не по своему профессиональному пути...

Учет типологических особенностей личности – главное усло­вие продуктивности обучения в учреждениях ГОУ ВПО и в дальнейшей деятельности специалиста, работающего в экстремальных условиях. В данной разработке мы предлагаем для обсу­ждения результаты использования оригинальной методики Дэвида Кейрси (США) для оценки связи психологического типа личности с уровнем её умственной работоспособности [10,12].

Сис­темных исследований, наподобие тех, что проводит Д. Кейрси, на­правленных на изучение частоты встречаемости психологических типов в когортах студентов, обучающихся в технических ГОУ ВПО по специальностям связанным с работой в ЧС, в России до настоящего времени, насколько это явствует из изученной нами научной литературы последних двух десятилетий не про­водилось.

Методика Д. Кейрси предопределяет не только психологическую, но и профессиональную типизацию, это собенно важно, с нашей точки зрения, при подборе и обучении персонала, связанного с работой в ЧС. В оригинале методика Кейрси насчитывает 70 во­просов с дихотомическими вариантами ответов [11,12].

Д. Кейрси вы­делил, детально описал и с успехом использует на практике в тече­ние последних 50 лет категории более крупные и емкие, которые на­звал «типами темперамента»: SP,SJ,NF,NT (где S – деятельный, Р –импульсивный, J –рассудительный, F – чувствующий, Т – логический, N – интуитивный, обращая особое внимание на на­следуемость этих характеристик личности [12].

Каждый из указанных типов темперамента по Д. Кейрси вбирает четыре психологические характеристики: так SP-темперамент – это ESFP, ISFP,ESTP, INTP психологические типы личности; SJ-темперамент – ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ; NF-темперамент – ENFP, INFP, ENFJ, INFJ; NT-темперамент – ENTP, INTP, ENTJ, INTJ соответственно (в указанных четырехбуквенных аббревиатурах к характеристике психологического типа добавлены буквы I (интроверты) и E (экстраверты)).

Распределение психологических типов личности в нашей выборке представлено в табл.1. Характерной была особенность переработки информации у испытуемых, она представлена в табл.2. Достаточно четко прослеживается, что учет психологических типов личности в значительной степени влияет на продуктивность работы студентов вне зависи­мости от профиля обучения. В контексте личностно ориентированного обучения (главным образом при освоении учебных заданий с выраженной абстракцией понятий) факт учета психологиче­ских особенностей личности приобретает непреходящее значение.

Таблица 1

Абсолютное число встречаемости лиц с характерными типологическими особенностями при разных направлениях обучения

п/п

Психологический тип

Специализация

Гуманитарная

Техническая

1

ISTJ

2

1

2

ESTJ

2

2

3

INTJ

1

2

4

ENTJ

1

2

5

ESFJ

1

1

6

ISFJ

2

0

7

ENFJ

0

1

8

INFJ

2

0

9

ISTP

2

1

10

ESTP

2

1

11

INTP

0

1

12

ENTP

1

2

13

ISFP

2

4

14

ESFP

2

3

15

INFP

2

2

16

ENFP

2

1

ИТОГО

24

24

Таблица 2

Частота встречаемости способов переработки информации

Темперамент

по Д. Кейрси

Система репрезентации

Специализация

Гуманитарная

Техническая

N = 24

N = 24

 

Аудиалы + кинестетики

8

8

SJ

Смешанная

3

3

NT

Кинестетики

4

4

NF

Визуалы + кинестетики

9

9

Таблица 3

Влияние особенностей психологического типа личности на уровень

успеваемости (средний балл) по курсам (п = 48 чел.)

Формирование студенческой группы

Специализация

Гуманитарная

Техническая

Старшие

Младшие

Старшие

Младшие

Без учета психотипа

3,4

3,2

3,6

3,3

С учетом психотипа

3,8

3,9

3,8

3,6

Таблица 4

Уровни умственной работоспособности индивидов при разной организации занятий (по стандартной пробе Анфимова, Х±m, n = 48 чел.)

Тип комплектования группы

Малая (3-4 чел.)

Обычная (12-16 чел.)

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Без учета психотипа

5,6±0,1

456,7±18,б

7,7±0,4

388,8±22,2

С учетом психотипа

3,4±0,1

656,6± 19,9

3,9±0,9

587,8±23,3

Характерно и то, что метод обучения с учетом типирования личности, предлагаемый в данной публикации, как раз позволяет, в значительной мере, оперативно влиять на динамику усвоения знаний как в малых, так и в больших группах. Малые группы имеют различную и весьма специфическую систему интертипных связей, которая либо усиивает эти связи, либо ослабляет. Однако это отдельное направление исследований.

В любом случае: моделируете ли вы алгоритм интертипных связей априори за письменным столом, до того как группа сформирована, либо отлаживаете уже сложившуюся структуру реальной малой группы, – выигрыш в росте продуктивности работы такой группы вам всегда обеспечен. В первом случае сразу формируется группа с синергичным (усиливающим) стилем отношений, во втором – вы находите корни толерантности, демпфируя "острые углы" в процессе общения членов группы и выполнения ими конкретного задания[1,2,3,4].

Литература

  1. Аугустинавичюте А. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. - М.: "АСТ", СПб.: "Terra Fantastica", 1998.

  2. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. // Соционика, ментология и психология личности, №№ 1-5, 1998.

  3. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997.

  4. Гуленко В. В.. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. - Новосибирск: "РИПЭЛ", 1995.

  5. Лекции по юнговской типологии. М.-Л. фон Франц. Подчиненная функция. / Дж. Хиллман. Чувствующая функция. - СПб.: "Б.С.К.", 1998.

  6. Платаниа Д. Юнг для начинающих. - Минск: "Попурри", 1998.

  7. Хрестоматия по психологии личности. Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: "Бахрах", 1996.

  8. Шарп Д. Типы личности. Юнговская модель типологии. - Воронеж, 1994.

  9. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.

  10. Юнг К.Г.. Психологические типы. - СПб.: "Ювента" - М.: "Прогресс - Универс", 1995.

  11. Keirsey D. & Bates, M. Please understand me. Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Co. 1978.

  12. Keirsey D.. Portraits of temperament. Second edition, Del Mar. CA: Prometheus Nemesis Book Co. 1989.

Просмотров работы: 1209