Парадигма высшего профессионального образования в русле подготовки специалистов по пожарной безопасности и защиты населения в чрезвычайных ситуациях (ПБ и ЗЧС) подразумевает тщательный профессиональный отбор абитуриентов при приеме в учебное заведение. К сожалению, в России эта сторона вопроса практически не разработана и законодательно не закреплена: молодежь поступает куда хочется без учета особенностей организма и требований профессии к организму. В итоге возникает коллизия не только разочарования в избранной профессиональной стезе, экономических потерь и для личности выпускника учебного заведения, и для государства, но и риск здоровью специалиста, пошедшего не по своему профессиональному пути...
Учет типологических особенностей личности – главное условие продуктивности обучения в учреждениях ГОУ ВПО и в дальнейшей деятельности специалиста, работающего в экстремальных условиях. В данной разработке мы предлагаем для обсуждения результаты использования оригинальной методики Дэвида Кейрси (США) для оценки связи психологического типа личности с уровнем её умственной работоспособности [10,12].
Системных исследований, наподобие тех, что проводит Д. Кейрси, направленных на изучение частоты встречаемости психологических типов в когортах студентов, обучающихся в технических ГОУ ВПО по специальностям связанным с работой в ЧС, в России до настоящего времени, насколько это явствует из изученной нами научной литературы последних двух десятилетий не проводилось.
Методика Д. Кейрси предопределяет не только психологическую, но и профессиональную типизацию, это собенно важно, с нашей точки зрения, при подборе и обучении персонала, связанного с работой в ЧС. В оригинале методика Кейрси насчитывает 70 вопросов с дихотомическими вариантами ответов [11,12].
Д. Кейрси выделил, детально описал и с успехом использует на практике в течение последних 50 лет категории более крупные и емкие, которые назвал «типами темперамента»: SP,SJ,NF,NT (где S – деятельный, Р –импульсивный, J –рассудительный, F – чувствующий, Т – логический, N – интуитивный, обращая особое внимание на наследуемость этих характеристик личности [12].
Каждый из указанных типов темперамента по Д. Кейрси вбирает четыре психологические характеристики: так SP-темперамент – это ESFP, ISFP,ESTP, INTP психологические типы личности; SJ-темперамент – ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ; NF-темперамент – ENFP, INFP, ENFJ, INFJ; NT-темперамент – ENTP, INTP, ENTJ, INTJ соответственно (в указанных четырехбуквенных аббревиатурах к характеристике психологического типа добавлены буквы I (интроверты) и E (экстраверты)).
Распределение психологических типов личности в нашей выборке представлено в табл.1. Характерной была особенность переработки информации у испытуемых, она представлена в табл.2. Достаточно четко прослеживается, что учет психологических типов личности в значительной степени влияет на продуктивность работы студентов вне зависимости от профиля обучения. В контексте личностно ориентированного обучения (главным образом при освоении учебных заданий с выраженной абстракцией понятий) факт учета психологических особенностей личности приобретает непреходящее значение.
Таблица 1
Абсолютное число встречаемости лиц с характерными типологическими особенностями при разных направлениях обучения
№ п/п |
Психологический тип |
Специализация |
|
Гуманитарная |
Техническая |
||
1 |
ISTJ |
2 |
1 |
2 |
ESTJ |
2 |
2 |
3 |
INTJ |
1 |
2 |
4 |
ENTJ |
1 |
2 |
5 |
ESFJ |
1 |
1 |
6 |
ISFJ |
2 |
0 |
7 |
ENFJ |
0 |
1 |
8 |
INFJ |
2 |
0 |
9 |
ISTP |
2 |
1 |
10 |
ESTP |
2 |
1 |
11 |
INTP |
0 |
1 |
12 |
ENTP |
1 |
2 |
13 |
ISFP |
2 |
4 |
14 |
ESFP |
2 |
3 |
15 |
INFP |
2 |
2 |
16 |
ENFP |
2 |
1 |
ИТОГО |
24 |
24 |
Таблица 2
Частота встречаемости способов переработки информации
Темперамент по Д. Кейрси |
Система репрезентации |
Специализация |
|
Гуманитарная |
Техническая |
||
N = 24 |
N = 24 |
||
Аудиалы + кинестетики |
8 |
8 |
|
SJ |
Смешанная |
3 |
3 |
NT |
Кинестетики |
4 |
4 |
NF |
Визуалы + кинестетики |
9 |
9 |
Таблица 3
Влияние особенностей психологического типа личности на уровень
успеваемости (средний балл) по курсам (п = 48 чел.)
Формирование студенческой группы |
Специализация |
|||
Гуманитарная |
Техническая |
|||
Старшие |
Младшие |
Старшие |
Младшие |
|
Без учета психотипа |
3,4 |
3,2 |
3,6 |
3,3 |
С учетом психотипа |
3,8 |
3,9 |
3,8 |
3,6 |
Таблица 4
Уровни умственной работоспособности индивидов при разной организации занятий (по стандартной пробе Анфимова, Х±m, n = 48 чел.)
Тип комплектования группы |
Малая (3-4 чел.) |
Обычная (12-16 чел.) |
||
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
|
Без учета психотипа |
5,6±0,1 |
456,7±18,б |
7,7±0,4 |
388,8±22,2 |
С учетом психотипа |
3,4±0,1 |
656,6± 19,9 |
3,9±0,9 |
587,8±23,3 |
Характерно и то, что метод обучения с учетом типирования личности, предлагаемый в данной публикации, как раз позволяет, в значительной мере, оперативно влиять на динамику усвоения знаний как в малых, так и в больших группах. Малые группы имеют различную и весьма специфическую систему интертипных связей, которая либо усиивает эти связи, либо ослабляет. Однако это отдельное направление исследований.
В любом случае: моделируете ли вы алгоритм интертипных связей априори за письменным столом, до того как группа сформирована, либо отлаживаете уже сложившуюся структуру реальной малой группы, – выигрыш в росте продуктивности работы такой группы вам всегда обеспечен. В первом случае сразу формируется группа с синергичным (усиливающим) стилем отношений, во втором – вы находите корни толерантности, демпфируя "острые углы" в процессе общения членов группы и выполнения ими конкретного задания[1,2,3,4].
Литература
Аугустинавичюте А. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. - М.: "АСТ", СПб.: "Terra Fantastica", 1998.
Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. // Соционика, ментология и психология личности, №№ 1-5, 1998.
Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997.
Гуленко В. В.. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. - Новосибирск: "РИПЭЛ", 1995.
Лекции по юнговской типологии. М.-Л. фон Франц. Подчиненная функция. / Дж. Хиллман. Чувствующая функция. - СПб.: "Б.С.К.", 1998.
Платаниа Д. Юнг для начинающих. - Минск: "Попурри", 1998.
Хрестоматия по психологии личности. Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: "Бахрах", 1996.
Шарп Д. Типы личности. Юнговская модель типологии. - Воронеж, 1994.
Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.
Юнг К.Г.. Психологические типы. - СПб.: "Ювента" - М.: "Прогресс - Универс", 1995.
Keirsey D. & Bates, M. Please understand me. Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Co. 1978.
Keirsey D.. Portraits of temperament. Second edition, Del Mar. CA: Prometheus Nemesis Book Co. 1989.