К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения остается актуальной проблемой дошкольного воспитания и связана с тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни. При этом процесс адаптации к детскому дошкольному учреждению важен как для развития психики, так и соматического здоровья ребенка.

Большинство авторов рассматривают адаптацию как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в саду.

При поступлении в дошкольное учреждение происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи. Особенностями дошкольных учреждений являются, во-первых, длительное совместное пребывание большого числа детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного утомления ребенка; во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции. Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, проявлению страха, отказу от еды, сна, частым болезням.

В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности [5]. Л.Н. Галигузова выделяет симптомы трудной адаптации детей: нарушение в эмоциональном состоянии, нарушение в сфере общения, амбивалентное поведение, слабая сформированность действий с предметами [4].

Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зависит от биосоциального анамнеза, представляющего совокупность сведений об особенностях индивидуального онтогенеза в перинатальный период и в возрасте до 3-х лет. Особенности анамнеза сказываются на протяжении всей жизни человека [1].

Факторы, определяющие функциональные возможности детского организма в период его адаптации: состояние здоровья и уровень развития ребенка (функциональная активность систем), биологический риск и социальный анамнез, возрастные особенности появления и закрепления разных форм социального поведения, определяющие последующий характер реакций ребенка на новизну и усложнение ситуации развития, социальная зрелость, включающая и возможности социальной адаптации, характеризует процесс перестройки форм поведения ребенка в изменяющихся социальных условиях (адаптационные возможности организма развиваются параллельно развитию детской психики).

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка, наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы, состояния здоровья, от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении, разницы в методах воспитания и т.д. [6; 7].

Исследователи выделяют 4 основных механизма дезадаптации: выраженное эмоциональное напряжение в результате повышенной чувствительности к ломке динамических стереотипов, генерализованная реакция всех систем организма ребенка, незрелость механизмов адаптации вследствие неэффективного вегетативного обеспечения, несформированность навыков общения [11].

Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде: творческий стиль, когда человек старается активно изменить условия среды, активно приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам, конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды, избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее - избегающий стиль [8].

Наряду с этим были выделены фазы адаптационного периода:

1. Острая фаза – сопровождается своеобразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Фаза длится в среднем 1 месяц. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.

2. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги регистрируются по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средне возрастными нормами, фаза длится 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, дети к концу года преодолевают указанную выше задержку развития [6; 9].

Л.Н. Павловасчитает, что характер поведения ребенка в адаптационный период зависит от возраста детей [2]. Особого внимания требует ранний возраст, в котором многие дети впервые переходят из замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов.

В исследованиях Е.О. Смирновой показано, что наиболее сложно адаптация происходит у детей второго года жизни: все негативные проявления выражены в этом возрасте ярче, чем у детей, пришедших в ясли после двух лет, на второй год приходится наибольшее количество заболеваний, период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца, труднее всего восстанавливается игровая деятельность и взаимоотношение со сверстниками [9].

Основными критериями, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного пребывания в них, являются состояние здоровья ребенка, его умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности [3]. Таким образом, можно сделать вывод, что подготовка ребенка, его постепенное вовлечение в новую среду, правильно организованные систематические воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

В заключении отметим, что процесс адаптации к новым условиям детей и семьи в целом стал предметом изучения многих психологов, психиатров и социологов (Д.Н. Исаев, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.О. Смирнова и др.). Тем не менее следует отметить, что проблема адаптации ребенка к ДОУ в раннем возрасте изучена явно недостаточно, имеющиеся в научной литературе данные весьма немногочисленны, что обуславливает актуальность дальнейшего исследования данной проблемы.

Список использованных источников:

1 Адаптационные группы в ДОУ: приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Сфера, 2005. – 128 с.

2 Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986.

3 Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей / под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. – М.: Просвещение, 1996. – 158 с.

4 Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Интор, 1996.

5 Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.О. Дробинская. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

6 Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с.

7 Лямина Г.М. В группу поступил новый ребенок. Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет. садов / Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1981.

8 Мельникова Н. Адаптация малышей к детскому саду / Н. Мельникова // Дошкольное образование. – 2002. – № 5 (77).

9 Психолог в детском саду / под ред. П.Д. Романенко. – М., 1995.

10 Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1994. – № 6.

11 Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: материалы российской научно-практической конф. – М., 1996.

Просмотров работы: 2933