Любой текст – это прежде всего связная структура. Создавать связный текст нелегко, потому что нужно грамотно оформлять переходы от одной мысли к другой. Неправильно составленный текст не достигнет своей коммуникативной цели. Такие тексты (которых, к слову сказать, большое множество в настоящее время) трудно читать и понимать. Такая ситуация недопустима, особенно в учебной и научной сферах. В этом заключается актуальность темы.
Тематическое единство и смысловая завершенность текста создается средствами различных языковых уровней.Структурными средствами связи предложений в тексте являются фонетические,лексические, морфологические и синтаксические средства связи.
Рассмотрим синтаксические средства связи. Основу синтаксической системы создают синтаксические связи и типы предложений.
Синтаксическая связность текста прослеживается в реализации союзов и союзных слов, частиц, неполных, эллиптических и параллельных конструкций.
После примеров под знаком * указаны трудности, с которыми мы встретились при анализе предложений.
При помощи союзов, союзных слов и частиц:
Мы желаем друг другу крепкого здоровья, когда встречаемся или прощаемся, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. Но жизненный опыт показывает, что обычно заботиться о своём здоровье люди начинают лишь после того, как недуг даст о себе знать.
2. Но жизненный опыт показывает, что обычно заботиться о своём здоровье люди начинают лишь после того, как недуг даст о себе знать. А ведь можно предотвратить эти заболевания в корне, нужно только вести здоровый образ жизни.
*Частица может быть употреблена вместе с союзом. Мы относим это случай к присоединению с помощь частицы, т.к. именно она несёт основную смысловую нагрузку. Такие конструкции – довольно частое явление в научной речи.
В деловой и научной речи часто приходится строить тексты в виде отдельных коротких отрезков речи, отмеченных цифрами или буквами то есть в виде пунктов. Они записываются обычно столбиком. Так формулируются планы, задачи, отчеты, перечни дел и т.д. Без знания законов синтаксического параллелизма и парцеляции правильное построение текста невозможно. Этим определяется теоретическая и практическая значимость настоящего исследования.
Существуют определенные речевые требования к таким текстам. Предложения, составляющие текст, строятся по языковым нормам, то есть имеют ту или иную грамматическую структуру - простые, сложные, а в простых должны быть главные члены или и главные, и второстепенные. Однако речевые правила допускают неполноту предложения, а в определенных случаях неполнота не только допустима, но и желательна. Рассмотрим синтаксические средства в полных и неполных предложениях.
Синтаксический параллелизм – одинаковый порядок одних и тех же членов предложения [1, с. 84]. Например:
Остатки отмерших морских организмов и продукты размыва суши покрывают дно океана. Осадки первого типа свойственны открытым частям океана и занимают 40% его площади.Осадки второго типанаходятся ближе к берегам и занимают примерно 25% площади океана.
*Параллелизм реализуется не абсолютно: сравните подчеркнутые части.
Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи.
*Паралелльные конструкции не обязательно контактируют, а могут находиться и на расстоянии.
Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить у нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. Надо открыть радость освоения нового. Читайте стóящие книги, а не просто «чтиво». Изучайте историю и литературу, психологию, философию и эстетику.
*Это могут быть омонимичные грамматические конструкции: надо любить учиться (учитесь) - читайте (надо читать). Это могут быть разные синтаксические конструкции с т.з. структуры? Простые и сложные.
4. Органы чувств рыб развиты слабо. Глаза малы, а у миксин сильно редуцированы. Обонятельная полость непарная, она открывается наружу одной ноздрей, но обонятельные нервы парные. Ухо внутреннее.
*Подлежащее не обязательно повторяется, это могут быть гипонимы, слова одной тематической группы, синонимы и др. Схема предложений может быть не только «подлежащее + сказуемое», а «определение + подлежащее + сказуемое». Сказуемое – именное составное, но именная часть может быть грамматически омонимична (краткое прилагательное малы и полное прилагательное непарная и внутреннее).
Параллелизм при помощи союзов и союзных слов. Например: Известно, что снежинки состоят из ледяных иголочек. А иголочкиобразуются высоко над землёй путём сгущения водяного пара в облаках, где нет ни пыли, ни дыма. Поэтому лёд, из которого они состоят, абсолютно чист. А чистый лёд для света очень прозрачен. Поэтому свет проходит через него, не поглощаясь.
Благодаря синтаксическому параллелизму, текст становится более «стройным», точным с точки зрения его структуры. Кроме того, одинаковое расположение определенных членов предложения структурирует информацию и облегчает процесс установления связей между явлениями. Синтаксический параллелизм придает динамизм отрезкам текста, что способствует его связности, упорядочивает, а также способствует его лучшему восприятию. Наряду с динамической функцией синтаксический параллелизм выполняет еще и типичную для этого стиля воздействующую, усилительную, акцентирующую функцию. Несмотря на то, что синтаксический параллелизм весьма часто встречается в тексте, «придумывать» его не следует: традиционно параллелизм «виден» посредством идентичных форм.
Синтаксический параллелизм довольно часто встречается в письменной научной речи, как правило, в учебно-научном подстиле.
Парцелляция – это отделение точкой в виде самостоятельного предложения несамостоятельной части предложения – придаточной части СПП, зависимой части БСП или члена предложения. Парцелляция осуществляется в виде неполных, эллиптических, при помощи союзов, союзных слов, частиц и присоединительных предложений для дополнительной, пояснительной, уточняющей информации.
Парцелляция – это не обычное строение текста, а специальный стилистический прием. Присуща больше художественной речи. Особенно широко используется в публицистической речи, в целях придания ей особой выразительности, экспрессии. В отличие от художественной и публицистической речи, в деловой речи, неуместная точка является просто речевой ошибкой. С точки зрения общей речевой нормы, недопустима точка перед союзными словами который, что, где и др. Именно намеренное нарушение этой нормы создает эффект, но он должен быть оправдан общим стилем текста. Для правильного применения приема парцелляции необходимо определенное писательское мастерство. Иначе речь с парцелляцией окажется просто неправильной.
Парцелляция при помощи присоединительных предложений:
1. Не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500.
2. Чаще двигайтесь. Даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
3. Национальный костюм казахской невесты – это уникальное явление. Сложный и потрясающе красивый, где каждая деталь исполнена смысла.
4.Серебро – элемент побочной подгруппы первой группы, пятого периода периодической системы химических элементов Д.И. Менделева с атомным номером 47. Обозначается символом Ag(лат.Argentum). Один из дефицитных элементов.
Присоединительные предложения как ответ на вопрос: Правильно ли выбрана будущая специальность? Не разочаровали ли вас первые лекции? Что делать тем, кто выбрал специальность, казалось бы , по душе, сдал экзамены, поступил в университет, но затем с горечью понял, что ошибся. Ведь и так бывает.
Возможны присоединительные конструкции, начинающиеся с союзов или союзных слов, а также с частиц: Звуковое поведение приматов давно интересует учёных. Ведь с его помощью станет возможным моделировать эволюцию речи у человека.
Как правило, большинство текстов характеризуются комбинированием средств.
Использованная литература
Даркулова К.Н., Мусантаева М.А. Русский язык: Научный стиль. Текст. Лексические и грамматические особенности научного стиля./Учебное пособие. Шымкент: Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова 2010.- 192 с. с приложениями.
Кручинина Л.И. Синтаксические средства текстообразования научной прозы // Лингвистические средства текстообразования: Межвуз. сб. – Барнаул, 1985. – С. 84 – 88
Способы и средства связи предложений в тексте. repetitor.biniko.com/blog-id225.htm
Средства связи предложений в тексте. http://www.tutoronline.ru/blog/jan_2012/sredstva-svjazi-predlozhenij-v-tekste.aspx