Социально-экономическое развитие стран, диктует новые условия проведения и содержания выставок. В последние десятилетия цивилизованные страны стали обращать пристальное внимание на архитектуру комплексов, где проводятся коммерческие выставки с демонстрацией последних достижений в области моды, интерьерного дизайна, книгоиздания, музыкальных инструментов, образования, компьютерного программного обеспечения, аудио-, видеотехники, игрушек, подарков и прочих полезных вещей. В настоящее время международные выставки становятся экспериментальной проверкой урбанистических решений, современных приемов формообразования в архитектуре, новых конструктивных решений, использования прогрессивных инженерных идей, применения новых материалов.
Среди многообразия используемых конструкций, конструкции из стекла и металла можно назвать "визитной карточкой" современной архитектуры. Они широко применяются при строительстве зданий и сооружений самого разного типа и функционального назначения. Не обошла стороной комбинация этих двух материалов и объекты выставочных комплексов, которые все чаще и чаще проектируются и строятся со светопрозрачными фасадами, стеклянными перекрытиями, "зимними садами" и всеми прочими атрибутами новой архитектуры из стекла и металла, которые позволяют достичь небывалой архитектурно-художественной выразительности зданий. Немаловажную роль в восприятии выставки зрителем играет и естественное освещение экспозиции, в чем опять же помогает разнообразие приемов остекления фасадов выставочных комплексов.
Строительное стекло раньше чаще всего служило лишь для заполнения оконных проемов, теперь же очень успешно выполняет функции стеновых материалов. В связи с изменение функционального назначения стекла, изменяются и требования, предъявляемые к конструктивным элементам. Поскольку стеновой материал принимает участие в создании художественного образа объекта, то наряду с требованиями к несущей способности стекла предъявляются и требования к декоративным качествам, а именно таким характеристикам, как цвет, зеркальность, фактура поверхности. Для обеспечения несущей способности, необходимо строгое соблюдение технологии производства этого материала, включающей в себя следующие этапы: обработка, приготовление, стекловарение, формование, отжиг и закалка, которая непосредственно, и применяется при получении строительного стекла с повышенной при сжатии и при изгибе прочностью, по сравнению с обычным стеклом. Придание стеклу необходимых декоративных характеристик осуществляется на последнем этапе производства – заключительная обработка изделий. [3]
Растет популярность применения в строительстве металлических конструкций. Металлы, как материалы, обладают комплексом ценных для строительства свойств – большой прочностью, пластичностью, свариваемостью, выносливостью, способностью упрочняться и улучшать другие свойства при термомеханических и химических воздействиях. [3]
Однако применение сочетания металлического каркаса и стекла не является нововведением современной архитектуры и свое начало берет еще в 19 веке. Конструкция первого выставочного комплекса «Хрустальный дворец», построенного английским архитектором Джозефом Пакстоном для Всемирной выставки 1851 года в Гайд-парке Лондона, представляла собой сложную систему тонких железных стержней, служащих опорой для стеклянных стен. Он стал одним из первых сооружений, в котором были приняты столь распространенные сейчас унифицированные элементы: все здание было составлено из одинаковых ячеек, собранных из 3300 чугунных колонн одинаковой толщины, 300 000 одинаковых листов стекла, однотипных деревянных рам и металлических балок. Хрустальный дворец - уникальное сооружение для своего времени, первое в мире большое металлокаркасное здание и первое здание со стеклянными стенами - стал образцом для проектировщиков выставочных павильонов и прародителем современных зданий выставок. Именно при сооружении Хрустального дворца родилась принципиально новая архитектура, стиль «стекла и металла». [1] В 1889 году был возведен павильон машиностроения, так называемая "галерея машин", авторы - инженер В. Контамен и архитектор Ф. Дютер. Стальной цех был почти целиком облицован стеклом. Эти здания поистине стали сенсацией для того времени, но со временем выставочные комплексы, возводимые с применением металлического каркаса и стекла достигают еще большего совершенства и становятся инструментом общения с посетителями.
В 1917 году, был построен комплекс Feria Valencia (рис.1, а), проект Валенсия в Испании. Самыми эффектными архитектурными элементами этого комплекса являются шарообразные конструкции из прозрачного стекла и металла, которые украшают главный вход и павильон с многоцелевыми залами, предназначенными для разных встреч. Создается впечатление, что слева и справа от вас стены, а над головой вместо потолка и крыши – открытое небо.
Комплекс Fiera Milano Rho, проект Массимилиано Фуксаса, Милан, Италия (2006 год) (рисунок 1, б) – пример современной архитектуры выставочных комплексов. Главные эстетические элементы – это изящная прозрачная крыша - «покров», представляющая собой металлическую сетку со стеклом в ячейках, вырастающие из земли гигантские воронки - «колокольчики» из этой же конструкции. Игра отражений и эфемерные конструкции – и эстетика готова.
Рис.1. Выставочный комплекс
а - Feria Valencia, Валенсия (Испания); б - Fiera Milano Rho, Милан (Италия)
Еще один пример - выставочный комплекс в Базеле, Швейцария (рис.2, а), реконструкция которого была осуществлена в 2012 году по проекту швейцарских архитекторов Жан Херцог и Пьер де Мерон. Первые этажи новых строений в Базеле полностью остеклены, верхние облицованы ажурной алюминиевой сеткой, причем каждый следующий уровень смещен относительно нижнего таким образом, что здания приобретают несколько выразительных консолей.
Нельзя не отметить и ультрасовременное футуристического здание торгово-выставочного комплекса в Мюнхене — «BMW Welt» (рис.2, б), которое навевает множество ассоциаций – настолько оно фантастически и нереально выглядит. Здание, высота которого 24 метра, длина 180 м, а ширина — 130 м, кажется, парит в воздухе, плавно идя на посадку. А все из-за огромного количества стеклянных блоков, из которых состоит «двойная воронка» здания. И даже 12 колонн, на которых крепятся стеклянные стены павильона, снаружи не видимы.
Рис.2. Выставочный комплекс
а – CityLounge, Базель (Швейцария); б – BMW Welt, Мюнхен (Германия)
Раньше покрытия выставочных комплексов чаще всего состояли из отдельных состыкованных плоских ферм. В соответствие же с рассмотренными примерами можно заметить, что в качестве несущих металлических конструкций в выставочных комплексах широкое распространение получили сетчатые покрытия, созданные инженером В.Шуховым. Такие покрытия представляют собой пространственные несущие конструкции из однотипных (одинаковых) частей. Линейные диагонально пересекающиеся элементы, соединенные в местах перекрещивания, образуют сетку с ромбовидными ячейками. Эта сетка может применяться как висячая, растянутая или как сводчатая конструкция со сжатыми элементами. В обоих случаях поверхности могут быть образованы как с одинарной, так и с двоякой кривизной. Преимуществами сетчатых конструкций является заметное уменьшение веса, по сравнению с обычными конструкциями; работа элементов только на одноосное напряжение; высокая несущая способность сетчатой поверхности в случае сосредоточенных нагрузок; значительное упрощение изготовления и монтажа, благодаря наличию одинаковых конструктивных элементов. [2]
Таким образом, анализ современной архитектуры выставочных комплексов, позволяет утверждать, что популярность применение сочетания таких материалов как металл и стекло растет с каждым годом, что вполне оправдано. Это поистине незаменимые материалы, символ красоты и изящества, приоритетная мода, которая захватила цивилизацию. В многообразии форм стеклянных поверхностей современные архитекторы с каждым разом по-новому используют необычные сочетание свойства стекла - зеркальность, прозрачность, цветовой тон, решая широкий спектр профессиональных задач для достижения оригинальных архитектурных эффектов. Металлического каркас, в свою очередь, один из ключевых факторов развития архитектурной формы, так как позволяет освободить тектонику стены от ее основной функции – несущей. Его применение позволяет создавать большие остекленные поверхности, иначе решать композиционную структуру зданий.
Литература
Ионина Н.А. 100 великих дворцов мира: Энциклопедия / Н.А. Ионина. – Вече, 2007
В. Г. Шухов (1853—1939). Искусство конструкции, Райнер Грефе, Оттмар Перчи, Ф. В. Шухов, М. М. Гаппоев и др., «Мир», Москва, 1994. - 192 с.
Микульский В.Г., Сахаров Г.П. и др. Строительные материалы (Материаловедение. Технология конструкционных материалов): Учеб. издание. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2007. – 520 с.