Целью нашей работы стало определение сульфгидрильных групп в очаге и периферической крови в динамике развития экспериментального ожога и при лечении метилурациловой мазью.
Эксперименты по моделированию ожогов выполнены на 66 крысах популяции WAG массой 200–250 г. Животные были разделены на 3 группы: 1 – интактные; 2 – животные с термическим ожогом, без лечения (контроль); 3 – животные с термическим ожогом, которым наносили метилурациловую мазь. Животным 2 и 3 групп на выстриженном участке спины под барбамиловым наркозом вызывали термический ожог площадью 400мм2. Для этого использовали прибор с установленной температурной шкалой и электропаяльником, на конце которого крепится съемная металлическая насадка. Время экспозиции нагретой до 2000С контактной пластинки составляло 10 сек. При соблюдении этих условий ожог кожи у крыс соответствовал III степени клинической классификации ожогов. Данный метод позволяет получить стандартные по площади и глубине ожоги. Содержание SH-групп в крови и очаге определяли по методу Северина С.Е. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием критерия t-Стьюдента.
Исследование уровня SH-групп в периферической крови животных с естественным течением патологического процесса показало его стабильное понижение в течение всего времени исследования относительно интактной группы (на 3-и сутки – в 1,2 раза, 7-е сутки – в 1,9 раза, 14-е сутки – в 1,4 раза, 21-е сутки – в 1,3 раза, 28-е сутки – в 1,2 раза). Содержание SH-групп в очаге оставалось сниженным в течение первых трех недель исследования относительно интактной группы. Так на 3-и сутки оно было ниже нормы в 1,8 раза, 7-е – в 1,6 раза, 14-е – в 1,4 раза, 21-е сутки – в 1,3 раза.
В группе животных с применением метилурациловой мази содержание SH-групп в периферической крови на протяжении первых 3-х недель наблюдения оставалось в пределах физиологических колебаний. К концу эксперимента содержание SH-групп в периферической крови животных повысилось на 18 % относительно интактных животных. При этом на протяжении 7-х – 28-х суток содержание SH-групп было достоверно выше, чем в группе с ожогом без лечения (7-е сутки – в 1,8 раза, 14-е сутки – в 1,4 раза, 21-е сутки – в 1,5 раза, 28-е сутки – в 1,4 раза). Содержание SH-групп в очаге в течение 3-х–21-х суток было достоверно ниже показателей интактной группы, лишь к 28-м суткам достигло физиологических показателей. Так, на 3-и сутки содержание SH-групп было ниже нормы на 29 %, 7-е сутки – на 28 %, 14-е сутки – на 13 %, 21-е сутки – на 12 %.
Таким образом, изменения содержания SH-групп в очаге при ожоговой травме носили более тяжелый характер, чем в крови, отражая тяжелые метаболические нарушения в ране. Местное применение метилурациловой мази подтверждает эту закономерность. Восстановление количества SH-групп до нормы в коже очага под влиянием метилурациловой мази происходит только к 28-м суткам эксперимента, в то время как в крови их содержание не уменьшается.