Немецкий психиатр Алоис Альцгеймер в 1906 году описал дегенеративное заболевание, впоследствии названное его именем – необратимую прогрессирующую сенильную деменцию. В 2000 году в мире было зарегистрировано 12 миллионов больных, в настоящее время регистрируется рост этого заболевания. Возможно, имеет значение увеличение продолжительности жизни и тенденция к старению населения. Возраст после 65 – главный фактор риска заболевания. После 85 лет чаще болеют женщины. Выделяют две формы болезни – спорадическую, на которую приходится 90% заболевания и семейную, которая начинается в более раннем возрасте – до 50 лет и обусловлена редкой генетической мутацией.
Объяснение возможных причин заболевания предложено в трёх основных конкурирующих гипотезах. Согласно старейшей «холинергической гипотезе», на которой основано большинство существующих методов терапии, болезнь Альцгеймера вызывается сниженным синтезом нейромедиатора ацетилхолина. В 1991 году была предложена «амилоидная гипотеза», согласно которой базовой причиной заболевания являются отложения бета-амилоида (Aβ). Также существует тау-гипотеза, согласно которой каскад нарушений запускается отклонениями в структуре тау-белка нейронов.
Наиболее часто на ранних стадиях болезни Альцгеймера распознаётся расстройство кратковременной памяти. Далее нарушения памяти прогрессируют, появляются нарушения речи, последовательности действий. Появляются нарушения координации тонкой моторики. При прогрессировании болезни утрачиваются навыки чтения и письма. Нарушается и долговременная память и больной перестает узнавать родственников. Появляются отклонения в поведении – раздражительность, агрессия. На последней стадии речь теряется практически полностью, развивается полная апатия, истощение. Больной полностью зависит от постороннего ухода. При обращении к врачу и подозрении на болезнь Альцгеймера для уточнения диагноза обычно анализируют поведение, проводят серию когнитивных тестов, обследование с обязательной магнитно-резонансной томографией головного мозга, анализы крови.
Исходя из патогенеза БА, терапия данного заболевания может осуществляться в нескольких направлениях. Так, возможно применение препаратов, блокирующих образование и отложение амилоидного белка. Учитывая нейротоксическое действие амилоида и развитие окислительного стресса целесообразно применение препаратов, оказывающих нейропротекторный эффект. Предполагаемый иммунный ответ с развитием микроглиальной реакции диктует необходимость назначения иммуномодуляторов. И, наконец, дефицит ацетилхолина, лежащий в основе когнитивных нарушений при БА является основанием для назначения холинергических препаратов.
Уменьшить патологическое влияние амилоида можно в результате применения препаратов, влияющих как на образование данного белка, либо уменьшающих его отложение в веществе головного мозга. В настоящий момент предпринимаются попытки разработать лекарственные средства, блокирующие секретазы – ферменты, участвующие в амилоидогенезе. Оценка эффективности этих препаратов находится в стадии экспериментального изучения. Учитывая возможное формирование патологического имунного ответа при БА, в настоящее время проводятся многочисленные клинические испытания препаратов, обладающих иммуномодуляторным эффектом. В настоящее время для терапии БА используются нейропротекторы (витамин Е, селегилин и препараты гинкго билоба. Имеются данные о применении церебролизина в высоких дозах (20-30 мл внутривенно капельно 20-40 введений).
Также используются антагонисты NMDA-рецепторов. Представителем этой фармакотерапевтической группы является мемантин. Терапевтическая эффективность мемантина зависит от дозы и длительности использования. Так, в результате терапии этим препаратом отмечается увеличение двигательной активности и уменьшение выраженности когнитивных нарушений. Возможно, что терапевтический эффект мемантина связан не только с его действием на NMDA-рецепторы, но также и влиянием на высвобождение дофамина в префронтальных отделах коры. Предполагается также и опосредованное действие данного лекарственного препарата в результате взаимодействия глутаматергической медиаторной системы и других медиаторных систем головного мозга. Второй аспект терапевтической активности мемантина – нейропротекторное действие. Наиболее частый побочный эффект мемантина – психомоторное возбуждение. В целом препарат переносится удовлетворительно и может назначаться пациентам на длительное время.
Исходя из предполагаемого патогенеза БА, дефицит ацетилхолина лежит в основе когнитивных нарушений и опосредует выраженность и характер клинических проявлений заболевания. В основном на настоящий момент в лечении БА используются ингибиторы холинестеразы. Последнее поколение этих лекарственных средств отличается пролонгированным эффектом и может назначаться один (донепезил) или два (ривастигмин, галантамин) раза в сутки. Один из современных холинергических препаратов для лечения БА – ривастигмин. Действие препарата осуществляется через блокаду ацетилхолинестеразы и бутирилхолинестеразы – ферментов, разрушающих ацетилхолин в синаптическом пространстве.
Таким образом, наиболее правильной является комплексная терапия БА. Сочетанное применение средств, обладающих нейропротективным и холинергическим действием, позволит одновременно проводить коррекцию когнитивных нарушений и оказывать влияние на прогрессирование заболевания.