КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В мире насчитывается около 80 интеграционных объединений, но, как известно, охарактеризовать, как «успешные», можно только несколько. Цель работы выявить факторы успешности интеграционных экономических объединений.

По мнению некоторых исследователей, необходимо различать два вида интеграции – «формальную» (или «институциональную») и «реальную». «Формальная» или «институциональная» интеграция подразумевает использование административных мер на уровне международной макроэкономической политики. «Институциональная» интеграция означает законодательную организацию процесса на уровне правительств стран, участвующих в интеграционных процессах, т.е. включает уменьшение или уничтожение барьеров на пути товарных потоков и факторов производства, гармонизации макроэкономических политик, и, на определенной ступени развития, приводит к созданию наднациональных институтов для управления новыми образованиями. [1]

«Реальная интеграция» означает действительное увеличение межстрановых торговых потоков, и факторов производства. Она может происходить даже без сложных межправительственных соглашений. Кроме того, интеграция может происходить через международную диффузию технологий, которая приобретает большое самостоятельное значение. Однако большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки, которые фактически не получают зарубежные инвестиции или получают их очень мало, почти не участвуют в этом процессе. Кроме того, различают так называемую поверхностную (или мягкую) интеграцию и глубокую интеграцию, основанную на обобществлении производства.

Традиционно выделяют три центра экономической интеграции: Европу, Северную Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион, поэтому рассмотрим три самых известных и успешных экономических объединения.

Европейский союз (ЕС) был создан и юридически закреплен Маастрихтским договором в 1992 г., вступившим в силу в 1993 г. На момент создания в него входило 12 государств, в начале 2000-х – 25, а к 2013 году количество стран-участниц возросло до 28.

Целью создания ЕС было, прежде всего, образование общего рынка, гарантирующего свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны.

С момента учреждения ЕС, на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства.Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и на второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёри самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,5 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — −0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.[2] Таким образом, в Евросоюзе сохраняется очень большой разброс в уровне доходов между странами.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза), было создано в 1992 году.

В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободной торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов, в частности тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США.

На сегодняшний день цели НАФТА включают: снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения; создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли; привлечение инвестиций в страны-члены соглашения; обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне; создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления; установление базы для будущей трехсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.[3] Свободная торговля считается причиной растущего неравенства экономик Канады и Мексики с экономикой США, так же как и сокращения программ социальной поддержки в этих странах, продолжающегося переложения налогового бремени с корпораций на граждан, высокого уровня безработицы, дальнейшего обнищания беднейших провинций и штатов. Однако уровень безработицы в США в 1999 г. составил 4 % по сравнению с 7,5 % в 1992 г., за пять лет с 1994 г. создано 15 млн. новых рабочих мест.

Расширение товарооборота между США, Канадой и Мексикой, и в частности рост импорта США из стран НАФТА, способствует росту дефицита торгового баланса США, который в 2005 г. уже превысил 720 млрд долл. Канада и Мексика занимают четвертое и пятое места среди стран, с которыми США имеют самый большой торговый дефицит (после Японии, Китая и Германии). [3]

Реальная интеграция между США и Канадой всегда опережала формальную сторону: экстенсивная торговля и движение прямых зарубежных инвестиций создавали тесные взаимосвязи между двумя странами.

Экономические отношения между США (в целом НАФТА) и Евросоюзом по-прежнему в значительной степени определяют тенденции развития глобальной экономики и мировой финансовой системы. Стабильная динамика трансатлантических потоков товаров, услуг и капиталов отражает традиционную близость моделей экономического развития США и Западной Европы, устойчивость сложившихся связей, высокий платежеспособный спрос обоих регионов на современные товары и услуги.

Еще одна интеграционная группировка - АСЕАН была создано в 1967 году, странами-участницами этого соглашения являются 10 государств. Экономической целью АСЕАН является ускорение развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи.

В 2007 г. АСЕАН заявил, что он планирует заключить все свои соглашения о свободной торговли с Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией, Австралией и Новой Зеландией к 2013 г. в соответствии с намеченным к 2015 г. созданием Экономического сообщества АСЕАН. В 2009 г. было подписано соглашение о свободной торговле между региональным блоком АСЕАН, состоящим из 10 стран и Новой Зеландии и её близким партнером Австралией. Как предполагается, это соглашение позволит увеличить совокупный ВВП этих 12 стран более чем на 48 млрд долл. в течение 2000—2020 гг.[4]Члены АСЕАН вместе с шестью своими основными торговыми партнерами — Австралией, Китаем, Индией, Японией, Новой Зеландией и Южной Кореей — начали в 2013 г. первый раунд переговоров о создании «Всеобъемлющего регионального экономического партнерства».

Как видим, изначально союзы создавались как организации с различными целями.

Опыт развития мировой интеграции показывает, что стремление развивающихся стран повторить успехи Западной Европы путем создания разного рода зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов не позволило им достичь сколько-нибудь значительного или продолжительного эффекта даже на региональном уровне.

В то же время не всегда учитывается то, что главными субъектами интеграции являются крупные транснациональные корпорации (ТНК). Именно их активность и заинтересованность в процессах интеграции во многом влияет на успех интеграции.

Подводя итог, необходимо отметить, что успешность или не успешность интеграционных экономических союзов, зависит от уровня обобществления международного производства, то есть согласования производственной деятельности, которая выражается в уровне развития разделения труда, кооперации и централизации производства. Чем больше связи по кооперации производства, тем больше возможности для интеграционного объединения. Все эти три экономических союза являются уникальными для мировой практики примерами экономической интеграции.

Список использованной литературы:

1. О. Томас Н. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ// Проблемы современной экономики, 2004,N 3(27)

2.Статистика http://www.ereport.ru/stat. Дата обращения 15.01.2014

3. «Facts about NAFTA» http://useconomy.about.com/od/trade policy Дата обращения 15.01.2014

4. Overview http://www.asean.org/asean-free-trade-area Дата обращения 15.01.2014

Просмотров работы: 2969