ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России функционирует достаточно большое количество предприятий, имеющих организационно-правовую форму акционерных обществ. У инвесторов в связи с этим существует широкий выбор для вложения своих временно свободных средств. Руководство предприятия старается, в силу недостаточности собственных средств, привлекать для развития своего бизнеса деньги инвесторов. С этой целью акционерным обществом проводится эмиссия акций, владельцам которых впоследствии будут выплачиваться дивиденды. Для эффективного управления капиталом акционерного общества необходима дивидендная политика.

Денежные средства предприятие может привлекать не только с помощью выпуска ценных бумаг, но и с посредством заимствований. Появляется проблема выбора наиболее выгодного способа получения финансовых ресурсов, для решения которой необходимо ответить на ряд вопросов. Почему следует привлекать денежные средства с помощью выпуска акций? Почему бы не взять кредит в банке? При ответе на данные вопросы приходится разрешать следующее противоречие. Инвестор хочет получить как можно больше дивидендов, а эмитент заинтересован как можно большую часть полученной прибыли оставить на развитие своего бизнеса.

Из этого следует актуальность проведения исследования по рассматриваемой теме. Объектом нашего исследования является акционерное общество. Предмет исследования – дивидендная политика предприятия. Единицей наблюдения нами выбрано открытое акционерное общество «Северсталь».

Цель исследования – провести анализ эффективности дивидендной политики ОАО «Северсталь».

В качестве рабочей гипотезы мы предположили, что можно выработать более эффективную дивидендную политику ОАО «Северсталь».

Для оценки эффективности проводимой компанией дивидендной политики используются следующие показатели:

- коэффициент дивидендного выхода, который показывает, какая часть чистой прибыли компании направляется на выплату дивидендов по обыкновенным акциям;

- показатель дивидендного дохода, которыйявляется мерой текущего дохода, т.е. дохода акционера без учета прироста стоимости капитала компании;

- коэффициент соотношения рыночной цены и прибыли на одну обыкновенную акцию, который показывает цену, которую акционеры готовы платить за единицу дохода данной компании.

Проведенный нами сравнительный анализ видов дивидендных политик показал, что на выбор предприятием конкретного ее вида влияют различные внешние и внутренние факторы.

Остаточная политика дивидендных выплат обычно используется лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия и связана с высоким уровнем его инвестиционной активности, т.е. она не подходит для зрелых предприятий.

Политика стабильного размера дивидендных выплат применяется предприятиями, желающими минимизировать риск снижения финансовой устойчивости из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.

Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером прибыли.

Политику стабильного уровня дивидендов могут позволить только зрелые компании со стабильной прибылью; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика ведет к банкротству.

Осуществление политики постоянного возрастания размера дивидендов могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании. Если эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к банкротству.

Таблица 1

Оценка эффективности дивидендных политик компаний металлургической отрасли

Компания

2011 г.

2012 г.

Коэффициент дивидендного выхода, %

Дивидендный доход, руб.

Соотношение рыночной цены и прибыли на 1обыкн. акцию, %

Коэффициент дивидендного выхода, %

Дивидендный доход, руб.

Соотношение рыночной цены и прибыли на 1обыкн. акцию, %.

ОАО «Северсталь»

6,07

3,56

0,68

10,81

1,89

0,51

ОАО «НЛМК»

27,7

2,00

1,38

20

0,62

0,44

ОАО «Мечел»

26

8,06

0,87

0

-

-

Источники информации: http://www.severstal.com/rus/about/corporate_governance/dividends/;http://nlmk.com/ru/investor-relations/shareholder-centre/dividends;

http://www.mechel.ru/shareholders/info/dividend/

У предприятия ОАО «Северсталь» есть два сильных конкурента в металлургической отрасли: ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и ОАО «Мечел». Эти ведущие компании отрасли конкурирует и на рынке инвестиционных ресурсов. Инвесторов на этом рынке интересует доходность его вложений в акции, в том числе, обеспечиваемая дивидендами на акцию. Дивидендная доходность рассматриваемой тройки металлургических компаний представлена в таблице 1.

Из табл. 1 следует, что акционеру выгоднее вкладываться в ОАО «Северсталь», так как у него выше дивидендный доход, чем у ОАО «НЛМК». Но в то же время он снизился в 2012 году. ОАО «Мечел» выплачивал дивидендный доход только в 2011 году. ОАО «Северсталь» меньшую долю чистой прибыли направляет на выплату дивидендов. ОАО «Мечел» в 2011 году также как и ОАО «НЛМК» направил более четверти чистой прибыли на выплату дивидендов, но в 2012 году он не выплачивал дивиденды, так как предприятие не получило чистую прибыль.

В тоже время ОАО «Северсталь» имеет больше инвестиционных возможностей за счет собственных средств, так как доля процентных выплат из чистой прибыли низкая. В этом случае рефинансирование инвестиционных проектов за счет нераспределенной прибыли может оказаться в перспективе для акционеров более выгодным, чем получение текущих дивидендов. Тем более, что при ставках кредитования в крупнейших банках России: Газпром Банк – 12%, Сбербанк – 16%, Росбанк – 14%, ОАО « Северсталь» в 2012 году пользовался кредитом по средней ставке 12,8%.

ОАО «Северсталь» использует политику минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Проведенное исследование показало, что эта политика является для данной компании эффективной в сложившейся макроэкономической ситуации. Таким образом, поставленная цель нашего исследования была достигнута.

Просмотров работы: 1815